Екатерина Губина
Мастер-класс встречи с папами детей «Отец значит больше, чем сто учителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщать отцов к активному участию в воспитании детей, с уважением относиться к личности ребенка.
Задачи:
1. Содействовать развитию эмоционально-нравственных связей между взрослыми (в частности – отцами) и детьми в их воспитании;
2. Вовлекать родителей в учебный процесс, объединять усилия семьи и детского сада в воспитании дошкольников;
3. Содействовать улучшению климата в семьях, вызывать у родителей естественный интерес к жизни ребенка в детском саду;
4. Развивать у детей умения существовать в социуме, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
Публикация «Мастер-класс встречи с папами детей „Отец значит больше, чем сто учителей“» размещена в разделах
5. Учить детей находить самостоятельные полные ответы на поисковые вопросы экспериментальным путем;
6. Упражнять детей в употреблении сложных предложений при ответе на вопросы;
7. Закреплять умение детей вести диалог, произносить монолог;
8. Развивать логическое мышление и долговременную память;
9. Развивать слуховое внимание;
10. Воспитывать коллективистские и дружественные отношения в мини группе;
11. Воспитывать у родителей умение учитывать точку зрения ребенка, не игнорировать его чувства, эмоции, желания, привязанности и антипатии;
12. Способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений.
Подготовка: предложить детям подготовить рисунки для выставки на тему «Мой папа»; вместе с детьми приготовить приглашения отцам на встречу; заранее воспитатель вместе с детьми изготавливает газету «Мой папа – солдат» (с использованием фотографий пап, служивших в армии); организуется выставка-конкурс поделок пап со своим ребенком «Подарок маме своими руками»; готовятся плакаты с высказываниями великих педагогов о роли отцов в воспитании детей; заранее на видео записывается беседа с детьми, в которой ребята отвечают на вопросы о взаимоотношениях со своим папой: За что ты любишь своего папу? О чем вы разговариваете с папой? Чему тебя научил папа? Чем ты занимаешься в свободное время с папой? Что бы хотел делать вместе с папой? Строгий ли у тебя папа? Что тебе говорит папа, когда ты плохо себя ведешь?
Оборудование: телевизор, два круглых стола; красная и зеленая скатерти; бэйдж зеленые и красные для участников; песочные часы или механические с секундной стрелкой; гонг; два мольберта; цветные фишки; черный ящик, краски, кисти, палитры; 2 стакана воды и 2 яйца, соль; призы; грамоты; бумага, карандаши.
Ход мероприятия
I часть проводится без участия детей. Папы проходят в группу и рассаживаются по местам (звучат военные мелодии).
Воспитатель приветствует пап и предлагает им побеседовать о воспитании их детей.
Воспитатель. Мужчина и женщина предлагают ребенку разные модели поведения, и каждая из них влияет на его эмоциональное развитие. Матери по результатам наблюдений, когда их дитя сталкивается с чем-то (кем-то) непривычным, будь-то незнакомый человек, собака или новая игрушка, инстинктивно стараются оказаться поближе, как бы показывая, что ребенок под защитой. Отцы в таких случаях не вмешиваются, давая ребенку возможность познакомиться и освоиться.
Исследования показали, что дети, чьи отцы принимали активное участие в их воспитании, реже плакали при разлуке с близкими или при появлении незнакомого человека. У таких детей реже появляются вспышки немотивированной ярости, выше интеллектуальные способности, они лучше владеют собой и легче адаптируются в обществе, то есть все показатели душевного здоровья ребенка выше. В идеале родители представляют собой пару: мама олицетворяет детство, уютный мир, где всегда угадываются и исполняются все желания, где ничего не требуют и всегда помогут, а папа – посланец другого взрослого мира, где каждый человек отвечает за себя, где есть неизвестность, риск, но в этом мире детям предстоит жить и добиваться успеха, когда вырастут. Поэтому от вас, от вашего общения с ребенком зависит, каким он войдет в этот взрослый мир.
Папам предлагается повести Тест “Мой стиль воспитания ребенка в семье”
Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.
1. Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:
а) дадите ребенку другое блюдо;
б) разрешите выйти из-за стола;
в) не вступите из-за стола до тех пор, пока все не съест.
2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:
а) идете во двор и ищете игрушку ребенка;
б) погрустите вместе с ребенком о его утрате;
в) успокоите ребенка словами: “не стоит расстраиваться из-за пустяков”.
3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:
а) без слов выключите телевизор;
б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;
в) пристыдите ребенка за несобранность.
4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:
а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: “пусть поскучает без них”;
б) предложите свою помощь в уборке, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному…”, “я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя…”;
в) накажите ребенка лишением игрушек.
5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы:
а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;
б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;
в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.
Подсчитайте, каких ответов больше – а, б, в. Под каждой буквой прочтите резюме.
“А” - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей.
“Б” - стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки.
“В” - стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.
Воспитатель. Удовлетворена ли потребность ребенка в общении с Вами, знаете ли вы, как оценивают вас дети?
Включается фрагмент видеозаписи – ответы детей на вопрос: «За что вы любите своего папу?»
Папам предлагается высказаться о том, что они считают главным в воспитании ребенка.
Воспитатель. В любых отношениях всегда важно взаимное доверие, особенно – в отношениях с близкими людьми. Многих проблем, которые возникают у молодежи и подростков, можно было бы избежать, если бы родители и дети с самого начала с вниманием относились друг к другу, обсуждали свои дела и поступки, сохраняя терпимость и уважение. Многих проблем, которые возникают у молодежи и подростков, можно было бы избежать, если бы родители и дети с самого начала с вниманием относились друг к другу, обсуждали свои дела и поступки, сохраняя терпимость и уважение к чужому мнению.
Вечером вам хочется отдохнуть после тяжелого трудового дня, а не вникать в кажущиеся такими мелкими и неинтересные проблемы ребенка, отвечать на его бесконечные вопросы. Но спустя много лет вы можете с удивлением обнаружить, что рядом живет совершенно не знакомый человек.
Чтобы этого не случилось нужно завоевать доверие ребенка. Но это возможно лишь в том случае, если вы сами идете на встречу: искренни и честны с ним, делитесь своими заботами и мыслями. Говорите с ребенком обо всем: о своей работе, планах на выходной день, о хоккейном матче. Не думайте, что он мал и ничего не поймет. Он почувствует, что вы откровенны и общаетесь с ним на равных. Расспрашивайте его о прошедшем дне, играх, друзьях. Не смейтесь над его интересами, какими бы глупыми они не казались. Вспомните себя в детстве – что вы тогда считали важным и интересным?
Включается фрагмент видеозаписи – ответы детей на вопрос: «Кем работает твой папа?»; «Рассказывает ли он о своей работе?»
Обсуждение папами о том, нужно ли рассказывать детям о своей работе и где границы этих разговоров.
Воспитатель. Наверное, все отцы хотят, чтобы и дети были трудолюбивыми, целеустремленными, настойчивыми, смелыми. Но добиться этого словами, какими бы они правильными не были, нельзя. Ребенок должен видеть, как поступаете вы, его папа в той или иной ситуации, в игре, в работе, в отношениях с близкими и посторонними людьми. Поэтому там, где и когда это возможно, он с самого раннего детства должен быть рядом с вами. Он может просто наблюдать или принимать участие в ваших делах, оказывать посильную помощь. Конечно, поначалу чаще он будет только мешать, а не помогать, но постепенно все изменится и ваше терпение будет вознаграждено, тогда из него вырастет не посторонний человек, а друг и помощник.
Включается фрагмент видеозаписи – ответы на вопросы детей: «Чему тебя научил папа?»: «Чем ты занимаешься в свободное время?»; «Что бы ты хотел делать вместе с папой?»
Проводится обсуждение темы о том, есть ли у пап с детьми совместные хобби или увлечения.
Воспитатель. Поделитесь, пожалуйста, своим опытом общения с детьми.
И взаимопонимание, и совместная деятельность, возможны и приносят удовольствие только тогда, когда люди уважают друг друга. Если ребенок боится отца, отношения не будут искренними. Разумная строгость необходима в воспитании, но ребенок должен понимать те требования, которые вы к нему предъявляете. Это касается и наказания. Если ребенок не понимает своей вины, наказание его ничему не научит, но может озлобить. А. С. Макаренко писал, что не самодурство, не гнев, не крик, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение должно определить отношение в семье.
Включается фрагмент видеозаписи – ответы детей на вопросы: «Строгий ли у тебя папа?»; «Что тебе говорит папа, когда ты себя плохо ведешь?»
Воспитатель. Не только мы воспитываем своих детей, но и они воспитывают нас. Показывая себя ребенку с лучшей стороны, демонстрируя те качества, которые хотим передать ему, мы сами начинаем больше уважать себя и даем ребенку возможность гордиться нами, а гордость за своих родителей – прекрасный фундамент для развития личности.
«Мой папа – красивый и сильный такой!
Мой папа – прекрасный самый!
Он шляпу всегда приподнимет рукой,
Встречаясь на улице с дамой». С. Миллиган.
II часть – в группу приглашаются дети. Дети входят и садятся вместе с папами.
Воспитатель. А теперь предлагаем нашим папам поиграть вместе с детьми в интеллектуальную игру Брейн - ринг!
Для игры за зеленый стол приглашаются:
Три пары – папа и ребенок (Участники надевают зеленые бейджики и садятся за стол, покрытый зеленой скатертью).
Для игры за красный стол приглашаются:
Три пары – папа и ребенок. (Участники надевают красные бейджики и садятся за стол, покрытый красной скатертью).
Команды выбирают капитана, название команды, девиз.
Название команды за красным столом – «Совы».
Девиз: «Одна голова хорошо, а шесть лучше!».
Название команды за зеленым столом – «Друзья».
Девиз: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей!».
Выбираются арбитры игры, оглашаются правила игры:
• Капитан выбирает того, кто будет отвечать;
• Когда говорит отвечающий, все остальные молчат;
• На обсуждение отводится 1 минута, после гонга обсуждение прекращается;
• Обе команды один раз за игру могут обратиться за помощью к экспертам (в роли экспертов выступают старший воспитатель и музыкальный руководитель, папы детей, не участвующие в соревновании);
• За досрочный ответ присуждается дополнительный балл;
• Один раз за игру проводится блиц – один игрок за минуту отвечает на три коротких вопроса.
Вопросы и задания к игре
Начнем наш «Брейн ринг» с первого раунда разминочного назовём его
«Кто знает, тот и отвечает». Он состоит из шести вопросов.
1. – Как можно перенести воду в решете? (замороженную)
2. – Почему в стакане с водой ложку видно, а в стакане с молоком нет? (вода прозрачная)
3. – Когда вода кипит в чайнике, что ты видишь над ним? (пар)
4. – Что образуют капельки воды в небе? (облако, тучи)
5. – Что мы увидим, если столкнутся две тучи? (молнию)
6. –Почему смешав деревянные предметы и гвозди, чтобы их разделить мы используем магнит? (магнит притягивает металлические гвозди).
Второй раунд:
Дети, вы все помните сказку «Золушка». Злая мачеха, уезжая на бал со своими дочками, оставила много работы Золушке. Я предлагаю вам помочь ей.
- Команда «Совы» будут перебирать семечки подсолнуха и пшено.
- Команда «Друзья» будут перебирать бусинки и гвоздики.
- Но добрая фея приготовила для Золушки два черных мешочка в помощь ей. Как вы думаете, что может быть в одном мешочке, чтобы быстро отделить семечки от пшена? (Дуршлаг).
- А чтобы быстро бусинки от гвоздей отделить? (магнит).
Третий раунд:
1. Выложить на мольберте флаг России и рассказать, что означают цвета флага. (Белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество).
2. Кто за 1 минуту назовет больше военных профессий?
Музыкальная пауза. Песня «Бравые солдаты»
3. Блиц. Три вопроса одному игроку: Совам:
а) Что такое оригами?
б) В вазе три розы и два тюльпана. Сколько роз в вазе?
в) У кого уши на ногах? (У кузнечика).
Друзьям:
а) Что случится с пчелой, если она кого-нибудь укусит?
б) На березе 8 веток на каждой ветке по яблоку. Сколько яблок на березе?
в) Где восходит солнце?
3. Волшебный ящик для каждой команды:
В ящике – краски, цвет которых получен от смешивания красок синего и желтого цвета; красного и желтого цвета. Какие краски в волшебном ящике? Докажите правильность своего ответа опытным путём.
4. Сделать музыкальный инструмент из подручных средств и сыграть на нем.
5. Спеть куплет военной песни или прочитать стихотворение на военную тему.
Небольшой концерт, подготовленный мамами.
В конце игры заслушиваются арбитры, вручаются призы, медали золотые и серебряные.
Затем дети поздравляют пап с праздником Защитника Отечества и вручают подарки.
Воспитатели вручают грамоты папам за участие в выставке «Военная техника». Пап, принимающих активное участие в воспитании детей и жизни группы и детского сада, награждают благодарственными письмами администрации ДОУ. Всех приглашают на чаепитие.
Литература
1. Анисимова Н. Л. Родительское собрание отцов. / Ребенок в детском саду, № 3-04.
2. Зверева, О. Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие /О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : Айрис-пресс, 2007.
3. Рогалева Н. А. Психологический клуб для родителей «Семь Я». / Дошкольная педагогика, ноябрь, 2007.