Зоя Максимова
Конспект занятия по знакомству с культурой чувашского народа «Сто тысяч слов, сто тысяч песен, сто тысяч вышивок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Знакомство с культурой, историей, традициями чувашского народа.
Задачи: Показать богатство, художественные достоинства народного костюма, а также национальное своеобразие манер его ношения.
Познакомить с декоративно-прикладным творчеством чувашского народа : ткачеством, бисероплетением, вышивкой.
Развивать интерес к народным традициям.
Предварительная работа
Оформление сцены:
Публикация «Конспект занятия по знакомству с культурой чувашского народа „Сто тысяч слов, сто тысяч песен, сто тысяч вышивок“» размещена в разделах
- Вышивание, вышивка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песни. Все материалы на тему песен
- Чувашия. Чувашская Республика
- Чувашские народные узоры, костюм
- Темочки
1. Чувашская вышивка, тканые полотна.
2. Оформлена выставка старинных чувашских украшений.
3. Манекен в чувашском костюме.
Ход мероприятия:
I.Организационная часть.
Педагог. Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть вас на нашем мероприятии, которая называется «Сто тысяч слов, сто тысяч песен, сто тысяч вышивок». Мы живем в многонациональной республике, где каждый может говорить на своем родном языке. Мы дружим друг с другом и нам не важно какой нации наш друг, если он хороший человек. Культура каждого народа своеобразна, интересна, красива. На сегодняшнем мероприятии я хочу вас познакомить культурой, историей, традициями чувашского народа.
II. Основная часть.
1. Педагог: У каждого народа есть люди, которые особенно сильно любят свой язык, свой народ. Всю свою жизнь они посвящают развитию, сохранению языка, культуры, традиций. У чувашского народа один из таких людей В. В. Николаев. Родом он с Башкирии, Аургазинского района, села Чуваш-Карамалы. Он занимался изучением малоисследованных проблем этнической истории и традиционной культуры чувашского народа.
В. В. Николаевым были написаны и изданы труды, встреченные с большим интересом. Один из его трудов — книга «Чувашский костюм от древности до современности», где он собрал богатейший материал, показал всю красоту и своеобразие костюма.
В нашем музее тоже есть комплект старинного чувашского костюма.
2. Знакомство с чувашским костюмом, старинными украшениями.
3. Дефиле в чувашских костюмах.
4. Педагог: В старину крестьянин все делал сам, силами своих домочадцев. Сам же заботился о сырье. Человеку, скажем, всегда нужна одежда, не обходился он без подстилок, одеял, без пологов, мешков и прочего. Все это создавалось дома своими руками.
У чувашей ткачеством занималась главным образом женщина. Семью одевала она. Невестились дочери. Для них готовилось приданое. Выйдешь замуж, в новой семье некогда будет ткать сурбаны. И всякую всячину невеста готовила еще в девичестве. У дочки богача, говорят, количество сурбанов доходило до ста, бедная девушка имела три раза меньше. 20, 25 рулонов холста в укладе считалось большим богатством.
После Великой Отечественной войны жизнь постепенно налаживалась. В торговлю поступали хорошие дешевые ткани, готовая одежда, белье. Ручное ткачество в селах начало постепенно замирать. Но есть еще мастерицы, влюбленные в это дело. Эти люди с душой художника владеют секретами мастерства старших поколений, охотно помогают желающим научиться ткать.
5. Знакомство с ткаными холстами.
6. Исполнение чувашской песни «Пукане».
7. Педагог: Наши предки вырастали в среде, насыщенной музыкальным творчеством. Естественно и ненавязчиво дети обучались петь, танцевать, играть на специально изготовленных для них музыкальных инструментах. Сначала малыш наблюдал за взрослыми, затем пробовал свои силы, придумывая песни для игр, взрослея, он пел и танцевал на молодежных праздниках, где, например, с началом чувашского нового года, весной, требовалось петь новые песни. И считалось неприличным исполнять «прошлогодние». Полюбившиеся песни народ передавал из уст в уста.
Практически в каждой чувашской деревне были мастера музыкальных инструментов.
8. Знакомство с музыкальными инструментами.
9. Выступление ансамбля шумовых инструментов.
10. Педагог: Еще в глубокой древности женщины украшали вышивкой одежду, предметы быта и различного рода обрядовые принадлежности. Домашний холст в их руках превращался в подлинное произведение искусства. Не перестаешь удивляться тонкому вкусу этих мастериц, их долготерпению, чистоте работы, чувству гармонии. Проходят века, но и в наши дни старинная вышивка выглядит современной, поражает своей красотой.
Чувашская вышивка отличалась разнообразием приемов шитья по счету ниток. Каждая вышивальщица имела свой неповторимый почерк, разрабатывала свои приемы.
11. Знакомство с чувашской вышивкой.
12. Исполнение чувашской песни «Анне».
III. Заключение.
Педагог: Уходило и терялось многое. Но остались и живут народный костюм и народная песня. В них отточенная веками ритм и композиционная стройность, безукоризненный художественный вкус и эхо прошлого. В них все осмысленно, нет случайностей и незначительных деталей.
Народный костюм не умирает. Пока в людях осталось тяга к красоте – он живет и развивается, изменяясь сообразно времени и новым требованиям жизни, связывая прошлое, настоящее и будущее.
Связь времен неразрывна. Сегодняшний день корнями уходит в прошлое, а завтрашний рождается сегодня и зависит от того, что мы делаем сегодня. Так давайте же помнить свои корни, свой язык, свою культуру