Ирина Москвичёва
Мастер-класс «Волонтёрство»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14 «Умка»
Мастер-класс «Детское волонтерство как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста»
Подготовила: Москвичёва И. Е.
Мегион, 2020
Цель мастер класса «Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования педагогической технологии «Дети волонтёры».
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Волонтёрство“» размещена в разделах
- расширить знания участников мастер-класса о педагогической технологии «Дети волонтёры» и возможности вариативности её применения в работе с детьми
- сформировать у участников мастер – класса мотивацию к использованию педагогической технологии «Дети волонтёры» в работе с детьми.
Этапы мастер – класса :
* Теоретическая часть
* Практическая часть
* Рефлексия (заключительная).
Актуальность
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Поэтому ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Волонтёрская деятельность – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности. Работа волонтёра сплачивает людей в стремлении делать добро, что способствует воспитанию духовно - нравственных качеств личности дошкольников.
Волонтёрство – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС.
Волонтер– новый термин, но не новое явление в общественной жизни нашей страны. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец».
Волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Волонтерство- это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.
1 ведущий
Добрый день, уважаемые коллеги! Пусть эта встреча принесет нам радость общения, положительные эмоции и улыбки.
2 ведущий Здравствуйте, гости званые,
Гости, наши желанные
Много гостей, много и новостей
А чтоб мастер-класс был веселей
Вы хотите поиграть?
1 ведущий Мастер-класс пообсуждать?
Вы сегодня ночью спали?
Утром встали, танцевали?
На мастер-класс вы опоздали?
Ручки и блокноты взяли?
Сколько вас всего, узнали?
2 ведущий И сегодня вашему вниманию предлагем мастер-класс.
Тема мастер-класса : «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми».
Теоретическая часть
1 ведущий
Хотим напомнить, что в нашем детском саду с начала учебного года реализуется инновационная технология социализации дошкольников «Дети-волонтёры», предполагающая разновозрастное общение между детьми, помощь старших воспитанников младшим.
В рамках проекта «Доброе сердце» в детском саду был создан волонтёрский отряд. Целью проекта является объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста посредством их участия в добровольных социально важных акциях и мероприятиях.
2 ведущий
Мы являемся руководителями проекта
Главными наставниками детей-волонтёров стали их воспитатели – Мирзоева Сабина Зейнединовна и Ахмедова Фируза Вахид кызы. На первом этапе воспитатели знакомили добровольцев из числа воспитанников с тем, как обучить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по-настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.
Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтёров формируется ощущение «взрослости», возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. У нас в гостях побывали представители БУ ХМАО – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония».
Волонтёры «серебряного возраста» приняли маленьких «добровольцев» в ряды волонтерского движения, которые приветствовали гостей показом театральной постановки.
1 ведущий
28 февраля волонтёры Победы г. Мегиона из ММАУ «Старт» провели презентацию своего отряда.
Воспитанникам детского сада рассказали, чем занимаются волонтёры. Дети узнали о ветеранах города и подготовили поздравительные открытки для женщин-ветеранов Великой Отечественной войны по случаю наступающего праздника 8 марта.
В рамках встречи руководители волонтёрского проекта МАДОУ ДС № 14 «Умка» рассказали о деятельности детсадовцев-участников проекта «Доброе сердце». В декабре 2019 года ребята стали членами «Команды Защиты Детства» по результатам Всероссийской Акции, проводимой Уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Анной Кузнецовой и получили подарок.
Наше движение продолжается, но уже можно сделать вывод: сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями за последние полтора года, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается развитие духовно- нравственных качеств детей. У детей развиты представления о высших моральных ценностях (добро и зло, дружба, вражда, сопереживание, ответственность, культура поведения, уважительное отношение к старшим, бережное отношение к животным и растениям).
Практическая часть
2 ведущий обращается к 1
Моя, интуиция мне подсказывает, что каждый из вас, сидящий в зале – волонтер. Как вы думаете?
1 ведущий
Я уверена! И в подтверждение этому предлагаю пройти своеобразный тест-экспромт.
(Упражнение на установление контакта с участниками мастер-класса) :
1 Итак, если вы думаете, что у волонтера должен быть богатый запас слов поддержки и одобрения для людей, похлопайте в ладоши.
2 Если вы полагаете, что волонтер должен поддерживать людей в их лучших начинаниях, потопайте ногами.
1 Если вы думаете, что волонтер не ждет слов одобрения своей работы и не держит злобы, то помашите рукой.
2 Если вы считаете, что волонтёр помогает другому человеку по своей инициативе то подмигните нам!
1 Считаете ли вы что волонтёр имеет возможность испытать чувство того, что он кому-то нужен то кивните головой
2 Если вы полагаете, что волонтёр проявлять толерантность к мнению других людей то покажите класс!
1 Если вы считаете, что волонтёр должен быть доброжелательным, терпеливыми, корректными, тактичными товстаньте.
2 Если вам нравится обучаться и быть обучающимися, улыбнитесь!
Спасибо, вы все с честью выдержали это испытание. Этот тест – экспромт способствуют раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности, а с другой стороны – высветили дефицит таких духовных качеств человека, как доброта, милосердие.
1 ведущий
Уважаемые коллеги, прошу вас помочь нам. нам нужно 5 участников.
Присаживайтесь за столы. Перед собой вы видите нитки и ножницы, из них мы будем изготавливать куколок. С давних времен куклы использовались для игры, в качестве оберегов, но мы найдем им иное применение.
Ваша задача, сделав куклу из ниток, увидеть ее характер, рассказать о нем, представить добрые или злые поступки, основываясь на цвете ниток. Приступайте.
2 ведущий
Уважаемые педагоги, пока наши умельцы изготавливают куклы, мы с вами поговорим о деятельности волонтера. Предлагаем вашему вниманию загадки!
1 ведущий
Не хвались серебром, а хвались. Чем? (добром).
Его не скушаешь, но вкус его сладок!
Его не видишь, но вид его приятен!
Оно может быть близко, если ты веришь в это!
Оно рядом, но его не потрогаешь!
Ответ: Добро
1 ведущий Какое слово согревает в самый лютый мороз? — Доброе.
2 Ведущий Какие слова дороже богатств? — Добрые.
1 Ведущий Жизнь дана на какие дела? — Добрые.
2 ведущий Оно бывает у тебя, когда все хорошо.
Когда вдруг вышло солнце, и дождик весь прошел.
Часто ты делаешь его людям, и они делают его тебе.
Оно у тебя есть в душе, но не найти его нигде. (добро)
1 Ведущий У кого из былинных русских богатырей, самое доброе имя? Добрыня
Моя, интуиция мне подсказывает, что каждый из вас, сидящий в зале – волонтер высокого уровня. И в подтверждение этому вам придется пройти своеобразный тест-экспромт на проверку профессионализма.
Моя, интуиция мне подсказывает, что каждый из вас, сидящий в зале – волонтер высокого уровня. И в подтверждение этому вам придется пройти своеобразный тест-экспромт на проверку профессионализма.
(выходят каждому надувной шарик, в которых спрятаны бумажки с незакончеными предложениями, они лопают шары)
Если мой друг заболел, я …
Мой друг просит одолжить денег, и я …
Когда мне нужна помощь, я …
Если обижают человека, то я …
Если моему другу одиноко, то я….
Если я вижу, что дети ломают дерево….
Если я вижу, что обижают животное….
Разносим цветок лепестки
Правила волонтёров
1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
2. Будь генератором идей!
3. Уважай мнение других!
4. Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
5. Обещаешь – сделай!
6. Не умеешь – научись!
7. Будь настойчив в достижении целей!
8. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
2 ведущий Эта Игра необходима для понимания собеседника и передачи информации, а также для сформированности правил деятельности в рамках волонтёрского движения.
1 ведущий Итак, куклы готовы. Кто первый расскажет о своей кукле?
- Мой человечек появился на свет из пряжи ярко-желтого цвета, он такой же жизнерадостный и яркий, самое главное его качество – это оптимизм и жизнелюбие, умение дарить тепло и добро другим.
Познакомимся с вашим героем.
Теперь вы расскажите о своем герое.
Узнаем о следующем герое.
Что вы можете рассказать о своем герое.
(Далее каждому участнику предлагается представить своего человечка. Последний дает описание куклы из черных ниток)
Мой человечек появился на свет из ниток черного цвета, он зол, проявляет агрессию к другим, ему трудно среди других. У него нет друзей, ему одиноко.
2 ведущий
- Как вы думаете, мы должны помочь этому человечку?
- Конечно, да. Что мы можем для него сделать?
Да, вы все правы, мы должны окружить его вниманием, заботой, добротой.
Только вместе мы можем посеять росточки добра в его сердце.
1 ведущий Пожалуйста, возьмите своих человечков и с помощью клея, который находится на столе, приклейте их к плакату, так, чтобы они крепко держали друг друга за руки, тем самым оберегая друг друга.
2 ведущий Это упражнение помогает формировать такие качества как доброта, сострадание, сочувствие, чувствительность. Данные игры используются на 1 этапе «Социально-психологическая подготовка волонтёров».
1 ведущий Предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд.
По горизонтали: 1) люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. (волонтёры)
2 ведущий По вертикали: 1) 8 пунктов, которые мы рассмотрели в начале нашего мастер-класса : …. деятельности волонтёров. (правила).
1 ведущий 2) Каким качеством должен обладать волонтёр?
2 ведущий 3).Мотивы человека, вступающего в ряды волонтёрского движения :
1. п
р 3. ж 2. а
а е к
1. в о л о н т ё р ы
и а и
л н в
а и н
е о
с
т
ь
2 ведущий
Верно! Это желание! потому что волонтёр символизируется с главным качеством волонтера на наш взгляд – добротой. Д. С. Лихачев говорил: «А в чём сама большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это, прежде всего счастье всех людей.»
Мы поделилась с вами частичной своего опыта.
1 ведущий Упражнение с «Чашкой добра».
- Представьте, что у каждого из вас сейчас в руках оказалась самая любимая чашка. (Педагог показывает модель чашки из бумаги и предлагает каждому взять свою «чашку» в руки.)
- Наполните ее до краев своим любимым напитком. Возьмите карандаш и обозначьте линией границы этого напитка.
2 ведущий
- Мысленно представьте, что рядом с вами человек, с которым вы хотели бы поделиться своим напитком, потому что у него чашка пустая. Отлейте из своей чашки в его – пустую.
- Отливайте! Не жалейте!
1 ведущий
- А сейчас посмотрите снова в свою чашку.
- О! Она по-прежнему полна до краев.
- Что же случилось, почему так произошло? …
2 ведущий А потому, что ваша чашка особенная, волшебная! Мы можем отливать из нее, а она всегда будет полной!
- Эта чашка - душа и она наполнена вашей добротой. Чем больше отдаешь добра другим, тем больше доброты получаешь обратно.
III. Рефлексия
1 ведущий
Уважаемые коллеги наш мастер – класс подошел к концу, и нам хотелось бы узнать смогли ли мы донести до вас важность и нужность волонтерского движения, в условиях ДОУ. У каждого из вас в руках та самая чашка доброты, загляните внутрь, там вы найдете сердечко, оно символизирует ваше сердце.
2 ведущий Вы обратили внимание на то, что оно состоит из двух половинок. Уважаемы коллеги сейчас мы вас попросим дать ответ на вопрос «Готовы ли вы заниматься волонтерством?»
1.- если «да», то вот на это большое сердце, но не совсем яркое сердце наклеить свое сердечко;
2- если готовы наполовину, то, следовательно, наклеить половинку,
1- если вы просто еще не готовы заниматься волонтерской деятельностью, значит оставьте это сердечко у себя.
2Уважаемые коллеги, спасибо вам за искренность, обратите внимание, что наше большое сердце, стало ярким и привлекательным, в котором живут множество маленьких сердечек доброты, и в заключении хочется сказать
1 ведущий «Не бойтесь дарить согревающих слов
И добрые делать дела!
Чем больше в огонь вы положите дров
Тем больше возьмете тепла.»
2 ведущий
Великий русский писатель Л. Н. Толстой сказал «Чтобы поверить в добро, надо его делать». И давайте с этого момента делать только добро друг другу, и пусть это у вас войдет в привычку.
Пробуйте. И у вас все получится!
Мы вам сказку рассказали
Мастер класс свой показали
Тут истории конец
А кто слушал – молодец!