Приложение МААМ

Мастер-класс «Влияние пальчиковой гимнастики на интеллектуальное развитие»

Баймурзина Кристина Федисовна
Мастер-класс «Влияние пальчиковой гимнастики на интеллектуальное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение детский сад «Светлячок» Нуримановского района

с. Павловка

Мастер-класс

«Влияние пальчиковой гимнастики на интеллектуальное развитие»

Подготовила:

воспитатель Баймурзина К. Ф.

2023 год

Цель:

Публикация «Мастер-класс „Влияние пальчиковой гимнастики на интеллектуальное развитие“» размещена в разделах

  - повышение профессиональной компетентности  педагогов по использованию пальчиковой гимнастики для стимуляции речевого развития детей.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка;

- обучить участников мастер-класса этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного;

- закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания на  практике.

Оборудование:

цветные карандаши по количеству участников, грецкие орехи по количеству участников, прищепки, массажные мячи, музыкальный центр.

Раздаточный материал:

- памятка «Игры для самых маленьких ручек»;

- схема «Биологически активные точки ладоней рук».

Ход мастер-класса

Активизация участников мастер-класса

   Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами являемся участниками мастер-класса на тему «Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников».

   Китайская пословица  гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму!».  Действительно, пальчиковая  гимнастика полностью отвечает этим трем  принципам«Слышу. Вижу. Делаю». Дети слышат объяснение воспитателя, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами. Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на  развитие головного мозга человека. Китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, посылающим импульсы в центральную нервную систему человека. Именно поэтому, начиная с раннего возраста во всех дошкольных учреждениях Китая, применяется пальчиковая гимнастика.    

   Вы хотите, чтобы Ваша нервная система была спокойной, чтобы улучшилось настроение, тогда это китайская пальчиковая гимнастика для Вас!

   1. Найдите  глазами центральную точку ладони, нажмите  на нее 10 раз  большим пальцем. Поменяйте  руки.

  2. Начинаем с левой руки.

Поочередно начиная с указательного пальца, соединяем все пальцы с большим, образуя «круг».    

- Работа рук способствует психическому успокоению;

- Предотвращает развитие утомления в мозговых центрах; 

- Способствует возникновению успокаивающего эффекта.  

  Уважаемые  педагоги, если хотя бы раз в день вы будете выполнять данные упражнения, то ваша нервная система станет спокойной, ведь давно подмечено, что все болезни от нервов, берегите их.

Небольшой совет взрослым: если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

    Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!

   Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз.

   Стимуляция мыслительных функций и речи — это два.

   Заряд положительных эмоций — это три.

   Думаю, этого вполне достаточно, чтобы упражнения с пальчиками обосновались в арсенале ваших с ребёнком игр.

Теоретическая часть

   Многочисленными исследованиями учёных установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев.

  За последние 10 лет уровень и темпы развития речи у детей существенно снизились. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы. А ещё не забывайте, во времена нашего детства все ботинки были на шнурочках, а куртки на пуговках. Никаких тебе молний и липучек. Вот и тренировались пальчики малышей, пока их хозяева сопели от усердия, одеваясь на прогулку. Упражняясь, каждый день по многу раз, пальчики становились сильными и ловкими. Получив в свое распоряжение такие блага цивилизации, как молнии, кнопки и липучки, дети перестали автоматически приобретать необходимые навыки мелкой моторики, пальчики «разленились» и не успевают учиться вместе со своим хозяином.     Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук, т. е. развитие мелкой моторики, является средством стимуляции активности коры головного мозга, что способствует развитию мышления и внимания.

  Что же делать? Как помочь нашим детям? Существуют приятные и увлекательные способы обеспечить развитие мелкой моторики, а значит, избежать множества неприятных моментов в будущей   жизни  наших воспитанников. Среди них - пальчиковая гимнастика, игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой. Все эти занятия помогут   ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

   С чего же начать это непростое восхождение? С пальчиковой гимнастики.  

   Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.

   Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев", а философ  И. Кант, "Рука-это вышедший наружу мозг человека", "Готовить глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию", были слова М. Монтессори.

   Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов  (мизинец-сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец голова). Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.

    Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками : мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

   Что же  дает пальчиковая   гимнастика ребенку?

1. Стимулирует развитие речи.

2. Создает благоприятный, эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому, учит вслушиваться и понимать смысл речи.

3. Ребенок учится концентрировать и распределять своё внимание.

4. Усиливается  контроль  за  выполняемыми движениями,  при сопровождении их стихотворными строчками.

5. Развивается память ребенка, воображение и фантазия.

 Правила проведения пальчиковой гимнастики :

- выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то, или иное  упражнение, покажите позу пальцев и кисти;

пальчиковые игры необходимо предлагать детям от простого - к сложному;

- постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания, только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу, если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним; можно научить  в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей;

- сначала все упражнения выполняются медленно;

-  всегда начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев : сгибания и разгибания, можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.   

  Практическая часть

Знакомство с разновидностями пальчиковых игр

 Существуют следующие виды пальчиковых игр :

пальчиковые игры с предметами;

- активные игры со стихотворным сопровождением;

- игры- манипуляции;

пальчиковые игры на основе сказок;

пальчиковые игры с элементами самомассажа;

- пальчиковые кинезиологические игры;

пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.

Пальчиковые игры с предметами.

   Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки.

Игры с прищепками

Цель: развить силу руки, соотносящейся с движением.  Научиться пользоваться прищепками в играх не очень просто. Поэтому, нужно идти небольшими шагами в определенной последовательности. Сначала прикрепить прищепки на край игрушечного ведерка или коробочки. Научить детей снимать их, нажимая одновременно двумя пальцами за кончик прищепки. Открепить легче, чем прикрепить. Поэтому начинать нужно с таких упражнений. Затем покажите, как прищепка открывает свой «ротик». Скажите, что нужно нажать на прищепку, что бы она открыла свой «ротик». Можно назвать прищепку крокодильчиком.

Игра «Котенок - кусака»

Кусается больно котенок-малыш,

Он думает это не палец, а мышь,

Но я, же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

Поочередно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги от,  указательного -  к мизинцу и обратно. После первого двустишия – смена рук.

Так же можно поиграть с детьми в следующие игры с  прищепками:

- иголки для ежика;

- солнышко;

- красивое дерево;

- рыбки и т. п.

Пальчиковые игры с карандашом (желательно, шестигранным, так как он дополнительно массажирует пальцы и ладонь, детям можно предложить следующие задания:  

катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони;

катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного, поочерёдно правой и левой рукой;

катать карандаш между соответствующими пальцами обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки и т. д.);

поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами.

Предлагаю вам проиграть  одну из таких игр с карандашом:

Карандаш в руках держу,

Поиграть я с ним хочу.

Карандаш в ладони взяли

И немного пошуршали.

Карандашик я возьму-

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

 Активные игры со стихотворным сопровождением.

   Дети очень любят именно этот вид игр - он побуждает детей к творчеству, в стихотворной форме игра запоминается быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками,  как в свободное время, так и на прогулке. В одну такую игру, коллеги, мы сейчас с вами поиграем. Называется она   «Апельсин».

Мы делили апельсин (кулачок- «апельсин» перед собой.)

Много нас (левая рука растопырена — это «мы».)

А он один (взгляд переводим на кулачок.)

Эта долька для котят (отгибаем один пальчик.)

Эта долька для утят (отгибаем другой пальчик.)

Эта долька для ужа  (отгибаем третий пальчик.)

Эта долька для чижа (отгибаем четвертый пальчик.)

Эта долька для бобра (отгибаем пятый пальчик.)

А для волка кожура (встряхиваем кистью с расслабленными пальцами, словно кожурой.)

Разозлился волк — беда,

Разбегайтесь кто куда (руки прячем за спину.).

Игры манипуляции.

   Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Предлагаю вам вспомнить названия данных игр: «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока»,  «Пальчики»,  «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка».

   Уважаемые коллеги, я прошу вас побыть в роли детей и поиграть в пальчиковую игру «Сорока-белобока».

В игре «Сорока-белобока» водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони. Давайте повторим упражнение все вместе не торопясь.

Давайте продолжим, оказывается не все так просто! Описывая работу той самой «Сороки белобоки» на раздаче каши деткам, не стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждого «детку», то есть каждый пальчик ребёнка, надо взять за кончик слегка сжать и загнуть:

Сначала – мизинчик, он отвечает за работу сердца.

Потом – безымянный, для хорошей работы нервной системы.

Затем - средний, он стимулирует работу печени.

Затем – указательный - отвечает за работу желудка.

Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, повышает функциональную активность головного мозга. Поэтому большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга. Не забывайте играть поочередно, то с правой, то с левой ручкой. А сейчас повторим все вместе, приготовились…Молодцы, хорошо постарались!

   Кстати эта игра совершенно не противопоказана взрослым. Только Вы сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

Как вы уже смогли убедиться, пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Кроме того, что игры совершенствуют ловкость, они улучшают память, речь и вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребенка.

Пальчиковые игры с элементами самомассажа.  

   В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру. Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть деревянные грибочки, массажные мячи, карандаши, грецкие орехи, палочки, шишки и т. д. Например: массаж рук грецким орехом.

(Катаем орех между ладонями)

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Научусь я два ореха между пальцами держать.

Это в школе мне поможет буквы ровные писать.

Игры с мячиками.

 Можно  использовать  массажные гладкие и колючие мячики.  (Можно катать по ладошке, столу, коврику).

С гладким мячиком:

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю,

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку.  (гладим мячиком ладонь)и Сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и расжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну,

Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт.  (повторяем тоже самое другой рукой).

С мячиком- ё жиком:

Маленький колючий ёж,

До чего же ты хорош (катаем мячик -ёжик по столу правой рукой)

Покажи свои иголки,

Хоть они и очень колки  (катаем мячик по столу левой рукой).

Пальчиковые игры на основе сказок

    Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр виде маленьких вязаных колпачков, что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.

Пальчиковые кинезиологические игры   по - другому их называют «гимнастика мозга»

   Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания. Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности.   Кинезеологические игры: «Ладонь, кулак, ребро» (разнонаправленные движения, «По голове похлопаем,  по животу погладим».

 Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением  

   В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить эти игры наиболее эффективно.

Игра «У Жирафов»

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Хлопаем по всему телу ладонями.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

(Щипаем себя, как бы собирая складки.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

Рефлексия

    Можно утверждать, что использование разнообразных пальчиковых игр в педагогическом процессе дошкольного учреждения может рассматриваться как один из путей повышения качества работы по речевому развитию детей  дошкольного возраста.

   Упражнение «Чудесная коробочка»

   Воспитатель предлагает участникам ответить, что они хотели бы положить в коробочку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений. (Педагоги пишут на листочках и кладут в коробочку, воспитатель зачитывает). «Удачным сегодня было…»; «Я задумалась…»; «Мне бы хотелось в следующий раз…».  

   Хочу закончить наш мастеркласс словами Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке. Тем умнее ребенок». Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе. А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, мне было приятно с вами работать.

      

 

Публикации по теме:

Интеллектуальное развитие дошкольников в ООД «ФЭМП» с использованием инновационных технологий Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игрИнтеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим.

Картотека пальчиковой гимнастики на тему «Овощи» У нас на огороде (самомассаж фаланг пальцев, начиная с указательного до мизинца на правой руке, затем с мизинца к указательному на левой.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка» Известные исследователи, как А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, Э. Г., Пилюгина, Л. А. Венгер, и др., доказали, что сенсомоторное.

Лэпбук «Интеллектуальное развитие»Лэпбук «Интеллектуальное развитие» Лепбук «Интеллектуальное развитие» Данный лепбук создан для детей младшей группы, в нем собраны игры на развитие памяти, внимания, речи,.

Мастер-класс по конструированию атрибутов из цветной бумаги для пальчиковой гимнастики «Сапожки»Мастер-класс по конструированию атрибутов из цветной бумаги для пальчиковой гимнастики «Сапожки» Цель: изготовление из цветной бумаги способом оригами сапожек каждому пальчику для индивидуального проведения пальчиковой гимнастики с.

Планирование пальчиковой гимнастики для детей 4–5 лет. 2 частьПланирование пальчиковой гимнастики для детей 4–5 лет. 2 часть ДЕКАБРЬ "ЕЛОЧКА" Елочка,елочка (соединяют ладони под прямым углом над головой) Колкая иголочка (показывают указательные пальчики) Протянула.

Психолого-профилактический мастер-класс с элементами техники декупаж, артикуляционной и пальчиковой гимнастикиПсихолого-профилактический мастер-класс с элементами техники декупаж, артикуляционной и пальчиковой гимнастики «Яблочки для Ёжика!» Цель: Оптимизация детско – родительских отношений. Задачи: 1. Обучение родителей навыкам артикуляционной и пальчиковой.

Картотека пальчиковой гимнастикиКартотека пальчиковой гимнастики Уважаемые мамы и папы, предлагаем Вашему вниманию несложные упражнения для Пальчиковой гимнастики. В настоящее время в условиях самоизоляции,.

Влияние ритмической гимнастики на развитие двигательной активности дошкольников В настоящее время ритмическая гимнастика — одна из самых популярных форм занятий массовой физической культурой. Положительное влияние занятий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Влияние пальчиковой гимнастики на интеллектуальное развитие»
Опубликовано: 3 февраля 2024 в 21:13
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Влияние пальчиковой гимнастики на интеллектуальное развитие»» (включая файлы) размещена пользователем Баймурзина Кристина Федисовна (УИ 3301016) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД