Снежана Геннадьевна Богданова
Мастер-класс для педагогов «Успешный выпускник — успешный первоклассник»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ
мастер-класс «Успешный выпускник – успешный первоклассник»
1 СЛАЙД
Добрый день, уважаемые коллеги.
Внимательно посмотрите на тему нашего выступления и назовите слова, которые отражают ее смысл. (Детский сад – школа – преемственность). Совершенно верно. Молодцы! Спасибо.
Сегодня мы с вами немного поговорим о преемственности дошкольного и начального школьного образования. Тема эта не новая, но в связи с тем, что в последние десятилетия система нашего российского образования находится в постоянном развитии, то она остается актуальной. Вы со мной согласитесь, что наличие реализации преемственности детского сада и начальной школы, как уровней единой системы имеют большое значение для развития ребенка, сохранения и укрепления его психического здоровья. Как правило, впервые ребенок включается в систему образования, поступая в детский сад, и по его окончании впервые приходит на новую образовательную ступень – в начальную школу. И наша задача, построить образовательный процесс таким образом, чтобы успешный выпускник детского сада стал успешным первоклассником.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Успешный выпускник — успешный первоклассник“» размещена в разделах
- Выпускной. Сценарии выпускных в детском саду
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2022
В своем выступлении мы представим вам опыт работы всех участников городского методического объединения «Преемственность в работе детского сада, школы и семьи – основа сотрудничества и партнёрства в подготовке будущего первоклассника». (13 ДОУ)
2 СЛАЙД
Для начала
Хочу вам предложить кусочки «подслушанных» диалогов и по их содержанию определить, чьи это слова: родителей, воспитателей, учителей.
Первый :
- А у моих в математике какие результаты: счет прямой и обратный, примеры по числовому ряду решают, состав числа от зубов отскакивает, задачи простые умеют составлять. Мы их уже всему научили.
Как вы думаете, от кого можно услышать такую фразу?
Спасибо.
3 СЛАЙД
Как вы думаете, чьё это высказывание?
- Мы своего на курсы подготовительные водим 3 раза в неделю, там и языки, и рисование. Уже весь английский алфавит знает и считает, всех животных называет. А еще 2 раза танцы. И хотим учителя музыки по выходным домой приглашать.
Спасибо. Молодцы!
4 СЛАЙД
Следующее высказывание:
- Неплохой у меня набор в этом году: все знают буквы, половина примерно уже читает целыми словами и по слогам. Но трое явно слабых, только побуквенное чтение. А с математикой хуже: устно считают, а примеры большинство не могут решить или только по наглядности. Пятеро даже обратный счет в пределах 10 не знают. С задачами совсем плохо. Чему их учили в саду?
Спасибо за Ваши ответы. Молодцы!
5 СЛАЙД
Вы со мной согласитесь, подавляющее большинство детей, поступающих в первый класс, умеют читать, считать, решать простейшие задачи, имеют большой запас знаний и представлений об окружающем. Но, несмотря на все эти достижения, многие дети испытывают трудности при обучении в школе.
Я предлагаю Вам попробовать совместно выделить признаки дезадаптации у детей к школе. С коллегами в детском саду мы играем в игру «100 к 1». Нами были опрошены и родители, и педагоги в ДОУ, и учителя в школе. Самые популярные ответы мы выбрали и разместили на данном слайде. Давайте проверим, совпадут ли ваши ответы с ответами наших коллег. Ваши предложения, что может стать причиной неудач ребенка в школе?
1. Недостаточный уровень познавательной готовности – 32
2. Нарушение коммуникативных навыков – 44
3. Несформированность положительного отношения к школе – 36
4. Низкий уровень навыков самообслуживания, мелкой и общей моторики – 60
5. Слабое здоровье и физическое развитие – 63
6. Слабое развитие волевой сферы – 15
7. Отсутствие учебной мотивации, несформированность «внутренней позиции школьника» – 10
Спасибо за работу.
И для того, чтобы избежать все эти трудности, при подготовке ребёнка к школе мы должны организовать педагогическую работу таким образом,
6 СЛАЙД
чтобы у ребёнка сформировалась психолого-педагогическая готовность к школе. «Модель выпускника дошкольного учреждения» нам прописали во ФГОС ДО. Это целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства.
7СЛАЙД
Переходный период от дошкольного к школьному - наиболее непростой этап в жизни ребенка и все же: не ребенок должен готовится к школе, а школа должна готовиться к ребенку!
8СЛАЙД
Ну а мостиком в этот непростой период жизни ребенка должны послужить мы, педагоги ДОУ и школы, ну и конечно родители, будущих первоклассников. Наша задача выстроить воспитательно-образовательный процесс таким образом, чтобы ребенок этот период прожил с наименьшими для себя потерями.
В течение учебного года мы выстраивали работу в следующих, всем известным, направлениях - это:
1. Взаимодействие со школой,
2. Взаимодействие с педагоги,
3. Взаимодействие с детьми,
4. и взаимодействие с родителями.
В результате нашей плодотворной работы появилось методическое пособие, которое мы так и назвали «Успешный выпускник – успешный первоклассник».
9 СЛАЙД
В пособии представлен опыт детских садов №62, 100, 177, 183, 198, 204, 212, 214, 223, 250, 265, 281 города Ижевска. Пособие будет интересно старшим воспитателям, воспитателям, педагогам-психологам ДОУ, а также оно может быть интересно завучам, учителям начальной школы, педагогам-психологам школы.
10 СЛАЙД
Формы взаимодействия педагогов ДОУ и школы перед вами на слайде. Все эти формы методической работы находят свое отражение в планах совместной деятельности ДОУ и школы. На первых этапах реализации этого плана важно установить контакт и взаимовыгодное сотрудничество между педагогами детского сада и школы.
Конечно, все мы разные по характеру, темпераменту, отношению к жизни, но даже в этом случае существует нечто, объединяющее нас в единое целое.
Сейчас я предлагаю вам выполнить следующее упражнение («Салфетки») : перед вами на столе лежат совершенно одинаковые бумажные салфетки. Возьмите одну салфетку и строго выполняйте мои инструкции:
- разверните салфетку;
- оторвите правый уголок;
- сверните салфетку пополам;
- оторвите правый уголок;
- сверните салфетку пополам;
- оторвите правый уголок;
- сверните салфетку;
- разверните салфетку.
- Посмотрите, что получилось. Все салфетки разные, хотя вы все выполняли одну и ту же инструкцию. Почему же так получилось? Потому что мы с вами разные. Каждый из нас по-своему воспринимает одну и ту же информацию, по-разному выполняет одни и те же действия. В этом есть и «плюс» и «минус». «Минус» в том, что в обращении с нами нужны разные методы и приёмы, а «плюс» - было бы совсем неинтересно жить, если бы мы думали и делали одинаково.
11 СЛАЙД
Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и дошкольных учреждений является сотрудничество с семьей, что позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников дошкольных учреждений и семьи: все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение, детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием, и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др., должно находить продолжение и опору в семье. Очень важно, чтобы родители шли не параллельно нам, а были в связке с нами, чтобы они свою неуверенность «ребёнок готов или не готов» детям не передавали. Они должны понимать, что значит готов ребёнок, что значит не готов ребёнок и друг другу мы должны помогать, чтобы психологическая готовность у ребёнка сформировалась.
Давайте вместе перечислим формы взаимодействия с родителями, которые вы используете в своей работе. ( ответы:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• творческие мастерские;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;
• семейные вечера, тематические досуги;
• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
• заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
Слайд 12,13,14 - фото
А сейчас я предлагаю продолжить тренинговым упражнением «Вспомни свои чувства» (авторское упражнение). Сейчас на миг нам нужно окунуться в мир детства, а именно вспомнить 1 класс, 1 сентября. Нужно отрефлексировать с какими чувствами вы шли впервые в школу. (Упражнение) Вот видите, какие разные чувства испытывали мы с вами при поступлении в 1 класс. Уже по этим воспоминаниям можно сделать некоторые выводы о нашей мотивационной и психологической готовности. Это упражнение можно использовать в работе с родителями, педагогами. Оно помогает лучше понять чувства наших детей.
15 СЛАЙД
В начале учебного года с детьми подготовительной группы проводится диагностика готовности ребенка к школе. Если есть в детском саду педагог-психолог – это хорошо. Но если даже в саду нет психолога, уровень психолого-педагогической готовности у детей мы должны сформировать. В течение учебного года мы отобрали ряд методик на определение мотивационной, волевой, психологической готовности детей к школе, которые может проводить воспитатель. А также подобрали упражнения, тесты, различные задания и пр. для того, чтобы у ребёнка сформировать необходимые навыки и умения для успешного обучения в школе. Такие упражнения и задания необходимо включать в образовательный процесс и грамотно планировать свою работу с детьми в подготовительной группе чтобы выровнять все имеющиеся проблемы.
16 СЛАЙД
И, конечно, важным аспектом в осуществлении преемственности ДОУ и школы является отбор эффективных форм взаимодействия с детьми. Важно организовать работу в ДОУ не только по развитию интеллектуальной готовности, но и по формированию эмоционально-волевой, социально-личностной и, конечно, мотивационной готовности детей к школе. Формы взаимодействия с детьми это не только занятия воспитателя и психолога, это именно разные формы взаимодействия с детьми такие как проекты, проектная деятельность – которая шикарно готовит детей к школе, даёт чувство уверенности, умение держать себя, высказывать свою точку зрения, задавать вопросы, анализировать не только своё выступление, но и выступление своих сверстников. Некоторые из них вы видите на экране.
1. экскурсии в школу, школьный стадион;
2. посещение школьного музея, библиотеки;
3. знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
4. участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
5. выставки рисунков «Как я представляю себя в школе»;
6. встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
7. совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
8. совместные мероприятия по ПДД с отрядом ЮИД и т. д.
участие в театрализованной деятельности
32 СЛАЙД
Очень важно сформировать у детей подготовительной группы умение анализировать, рассуждать, научить приемам саморефлексии. Для формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста, приемы саморефлексии целесообразно вводить уже с конца старшей группы в конце занятия совместно с детьми подводить итог не что понравилось и что запомнилось, что сложно, а что нет, а именно проанализировать себя, свою деятельность, свое участие как ты работал на данном занятии, что тебе удалось, а что нет, а также оценить работу сверствников. Мы предлагаем вашему вниманию некоторые приемы, которые мы используем в нашем саду.
35 СЛАЙД
Очень важно, особенно в подготовительной группе, в конце любой деятельности с детьми проводить рефлексию. И как с ребятами я сейчас с вами хочу провести небольшую рефлексию «Портфель пожеланий»
36 СЛАЙД
Желаю, чтобы ваши успешные выпускники стали успешными первоклассниками. Успехов в работе и профессионального роста.