Евгения Сушкова
Мастер-класс «Тико-конструирование»
▼ Скачать + Заказать документы
ТИКО-конструирование как один из способов организации совместной образовательной деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО
ТИКО - Трансформируемый Игровой Конструктор для Объемного моделирования.
ТИКО-моделирование - педагогическая технология, основанная на практической работе детей с предметно-дидактическим материалом – конструктором «ТИКО» и предназначенная для реализации деятельностного подхода в обучении и развитии детей.
Публикация «Мастер-класс „Тико-конструирование“» размещена в разделах
Детали конструктора и изделия, сконструированные из ТИКО, прочные, не ломаются. Дети длительное время с удовольствием играют с конструкциями ТИКО – поделки держатся устойчиво, не разваливаются.
Область применения: образовательные области, проектная деятельность, кружковая работа, свободная деятельность детей, работа с родителями.
Цель работы: развитие связной речи, зрительно-моторной координации, логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами трансформируемого игрового конструктора для объемного моделирования (ТИКО).
Процесс развития связной речи, зрительно-моторной координации, логического мышления у старших дошкольников будет успешнее, если на основе системно-деятельностного подхода обеспечить погружение детей в игровые диалоги, в активную речевую деятельность сюжета сказки, используя конструктор ТИКО.
Методический комплект для реализации детской деятельности включает:
книгу для взрослых с текстами сказок, пошаговых вопросов к тексту сказок, методических рекомендаций;
рабочую тетрадь для детей «РиТм» со схемами для конструирования, заданиями для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста;
набор конструктора ТИКО («Фантазёр» - 3-5лет; «Геометрия» и «Архимед» - 4-5лет; «Малыш», «Класс», «Школьник», «Шары», «Арифметика. Учимся считать!», «Арифметика. Сотня в квадрате!», «Азбука», «Грамматика», «Платоновы тела», «Пингвин» - 5 -7 лет).
Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организованной развивающей среды и при наличии необходимого руководства – оптимальные условия для развития дошкольника.
Работая с конструктором ТИКО, мы решаем сразу несколько проблем:
создание развивающей среды;
организация развивающих занятий;
реализация проектной деятельности в детском саду.
Использование обучающих конструкторов ТИКО - эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.
Сегодня развивающая среда для дошкольников может быть легко организована с помощью ТИКО-моделирования. Причем, конструктор можно использовать в различных направлениях:
в центре театральной деятельности - декорации и персонажи для сказок из ТИКО-деталей;
в физкультурном центре – различные атрибуты для спортивных игр и соревнований из ТИКО-деталей;
в кукольном центре с мебелью, ковриками и другой домашней утварью из ТИКО-деталей;
в центрах с сюжетно-ролевыми играми «Больница», «Парикмахерская», «Путешествие», «Почта» - игровые атрибуты из ТИКО-деталей;
в центре продуктивной деятельности - красочные узоры и орнаменты из ТИКО;
в центре чтения – буквы из набора «Эрудит» (составление нужных для игры слов);
в центре математического развития – составление различных фантазийных и геометрических фигур, конструирование двузначных чисел, числовых выражений на сложение, вычитание с помощью наборов «Арифметика» и «Геометрия»;
в строительном центре - дома, мосты, гаражи, роботы, ракеты, самолеты, машины из ТИКО.
Работая с конструктором, дети развивают мелкую моторику, воображение, эстетический вкус, пространственное мышление, логику, сообразительность и внимание.
Развивающие занятия в детском саду помогают детям в освоении письма, чтения, математики, в целом способствуют интеллектуальному развитию детей. Интеграция конструирования с занятием по математике или обучения грамоте способствует эффективному интеллектуальному и личностному развитию детей, мотивирует их к учебе, увлекает интересными проектами. Дети воспринимают занятия как игру и с большим удовольствием погружаются в нее.
В процессе моделирования и конструирования во время проведения занятий дошкольники приобретают важные навыки творческой работы, подключают воображение, учатся фантазировать и мыслить пространственно.
Неотъемлемой частью конструирования является предварительное проектирование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате, которого дети строят заданную модель.
Отличительной чертой интегрированного с конструированием занятия является свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам, тем самый превращая процесс рутинного получения знаний в увлекательную игру.
Игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.