Оксана Фарух
Мастер-класс «Тайны ставропольской земли»
▼ Скачать + Заказать документы
А сейчас я предлагаю вам принять участие в МАСТЕР-КЛАССЕ «Тайны ставропольской земли»
по познавательно-речевому развитию ребенка через познавательно-исследовательский вид детской деятельности.
В этой непосредственно образовательной деятельности я ставила перед собой задачи продолжать формирование исследовательского интереса к истории возникновения нашего края;
Слайд 30 фото горы
Слайд 31 Фото с археологами
Публикация «Мастер-класс „Тайны ставропольской земли“» размещена в разделах
познакомить детей с профессией «археолог»; дать представление о том, что Ставропольский край расположен на дне древнего моря;
Слайд 32 горы
развивать логическое мышление, умение составлять из частей целое;
Слайд 33 Скалы «Лягушка» и т. п.
познакомить с природными памятниками – скалами; воспитывать интерес и любовь к природе родного края.
В этой НОД мне удалось интегрировать практически все виды детской деятельности.
• Двигательная
• Игровая
• Коммуникативная
• Познавательно-исследовательская
• Восприятие художественной литературы и фольклора
• Элементарная трудовая деятельность
• Конструирование из различных материалов
• Изобразительная
• Музыкальная
• Двигательная
• Коммуникативная. Понятно, что на протяжении всей образовательной деятельности у детей наблюдалась заинтересованность в этой теме, мы оживленно общались
• Двигательная. Здесь у меня была динамическая пауза. Под музыку со словами, мы поднялись в горы к нашему раскопу.
Слайд 34
• Трудовая
Как настоящие археологи дети хорошо потрудились. Слой за слоем - земля, гравий, песок, они аккуратно снимали кисточками – инструментами археологов породу за породой.
Слайд 35
И, наконец, нашли черепки древней, оставшейся со времен сарматов вазы и исследовали ее!
Этот сценарий НОД был специально составлен к конкурсу профессионального мастерства «Воспитатель года-2013» и апробирован.
Коллеги, можно, мне предложить вам стать детьми? На время! Мне бы хотелось, чтоб вы сами оказались исследователями ставропольской земли. Нам нужно четыре «археолога».
Выходят 4 человека. Сейчас мы с вами проделаем тот путь, который совершили дети, перед тем, как найти вазу. Хорошо?
Слайд 36
…Здесь миллионы лет назад
Слайд 37
Сарматское море плескалось,
Но время прошло…и нынче оно
Слайд 38
В поэзии скал лишь осталось.
На юге России, в степях предкавказских
Наш край Ставропольский лежит
Слайд 39
И тайны морей, что плескались когда-то,
В сарматских породах хранит.
(Воспитатель читает стихотворение, в этот момент на мониторе идет показ слайдов.)
Слайд 40
Воспитатель обращается к взрослым: Коллеги, обратите внимание, какая интересная скала! Кто в ней угадывается?
Ответы: Лягушка.
Слайд 41
Восп-ль: А в этой?
Участники: слон.
Воспитатель: Правильно. Только представьте себе такую картину, что когда-то не было не только нашего города Ставрополя, но и Ставропольского края! На месте всего этого простиралось очень большое море, Сарматское море. По его берегам жили люди и назывались они сарматами. Выходит, что мы с вами ходим по дну древнего моря.
Природа и история оставили для нас много тайн и загадок. Открывать эти тайны нам помогают ученые - археологи.
Слайд 42
Археологи – это люди, которые изучают далекое прошлое по найденным предметам.
Место, где работают археологи называется археологический раскоп.
Слайд 43 Археологический раскоп
И у нас с вами тоже есть археологический раскоп. Но, для того, чтобы до него добраться нам нужно пройти горной тропой.
Физ. минутка: (Воспитатель и участники имитируют подъем в гору с коротким музыкальным сопровождением) .
Ступает нога шаг за шагом вперед,
Всё выше, и выше, и выше.
По горной тропе путь к вершине ведет
И цель с каждым шагом всё ближе.
Вос-ль: Пришли! (Воспитатель подходит к минираскопу и открывает его.) Вам интересно узнать, какую «тайну» раскоп хранит внутри себя?
Ответы: ДА, интересно!
Воспитатель: Тогда, я предлагаю вам вооружиться инструментом археологов. (Берет кисточку из коробки и показывает, как работают археологи) Помните? Слой за слоем, чтобы не повредить находку.
Участники самостоятельно по фрагментам находят вазу и соединяют ее в единое целое.
Воспитатель: Молодцы, вы раскрыли «тайну» этого раскопа - нашли вазу! Можно убрать инструмент и привести руки в порядок.
ОБРАЩЕНИЕ В ЗАЛ КО ВСЕМ УЧАСТНИКАМ
Посмотрите, на этой вазе есть какие-то рисунки-символы. Кто мог их для нас оставить?
Участники: сарматы.
Вос-ль: Да. По этим символам мы с вами можем узнать, правда, совсем немного, о том, в каких условиях жили те древние люди. Эти рисунки для нас, как загадки, которые мы можем разгадать.
Как вы думаете, что может означать этот символ? (Солнце) Солнце означает, что в древние времена в этих местах был жаркий климат. Было настолько жарко, что здесь водились животные, которых сейчас можно встретить в Индии, Африке и Южной Америке. Каких животных вы узнали в этих силуэтах? (жирафа, антилопу, слона)
Слайд 44 динотерий
Да, а еще, здесь обитало такое животное, которое называлось динотерий. Динотерий был похож и на моржа, и на слона одновременно.
А это что такое?
Участники: это волны.
Вос-ль: Правильно, это волны Сарматского моря.
Молодцы! И символы на вазе, и природные скалы из ракушечника говорят нам о том, что здесь когда-то разливалось море.
На память о нашей встрече, я хочу вам подарить инструменты археологов, чтобы вы всегда помнили о прошлом и о настоящем нашего края и бережно к нему относились. Спасибо, вы хорошо потрудились!