Полева Индира Нурмагомедовна
Мастер-класс «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование как основной вид познавательно - исследовательской деятельности
"Дюймовочка и мир за окошком".
Цель: познакомить детей со свойствами воды, что вода - это жидкость, имеет свойства течь, прозрачная жидкость, не имеет формы; что в воде предметы,которые тяжелее - тонут, а которые легче воды - плавают; развивать у детей способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения; развивать речь.
Публикация «Мастер-класс „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Оборудование: два стакана: один с водой, другой с молоком, ё мкости различной формы: тарелка, бутылка, пробки, стаканы, колба, блюдце; клеёнка,ложки, стеклянные камушки; природный материал: скорлупа ореха,каштаны, камешки, жёлуди, листочки; игрушка Дюймовочка.
Все помнят,как начиналась сказка "Дюймовочка"?
У женщины не было детей, и одна волшебница дала ей семечко. Женщина посадила семечко, а на следующее утро увидела красивый цветок. В лепестках спала девочка, она была совсем крошкой. В этом мире ей было всё интересно и неизведанно.
1. Опыт "Вода- прозрачная"
Практическая деятельность (проблемная ситуация).
Проснулась Дюймовочка и что она перед собой увидела? Что стоит перед ней ( Два стакана: один с молоком, а другой с водой)
-А что ещё лежит перед Дюймовочкой? (Ложки)
Наводящие вопросы:
-Чем будет заниматься Дюймовочка?
-Что она может сделать? (Погрузить ложки в ёмкость с водой и молоком.) Людочка, подойди,помоги мне - ты сегодня будешь моей помощницей)
-Как вы думаете, что она увидела?
-В каком стаканчике ложка видна, а в каком нет? Почему (В стаканчике с водой мы видим ложку, а в стаканчике с молоком- нет)
-Что можно сказать про воду? А про молоко?
Вывод: значит вода какая (прозрачная, а молоко- нет)
Молодцы, ребята, я с вами согласна, я тоже так думаю!
2. Опыт- "Вода - это жидкость и она не имеет формы".
Огляделась Дюймовочка по сторонам.
- Что увидела перед собой (Тарелку)
Налейте в тарелку воды. (Помоги мне Ирочка.)
-Что произошло с водой (Она растеклась и приняла форму тарелки)
-А что ещё увидела перед собой Дюймовочка (Стакан,колбу,блюдце)
-Это всё что (Ёмкости).
- Если Дюймовочка познаёт мир, что она сделает? (Нальёт воду в стакан, блюдце, колбу. мне поможет Света,Тома и Танечка)
-Что происходит (Вода принимает форму того предмета в котором находится)
-А что произойдёт с водой если мы её нальём на ровном месте (На ровном месте вода расползётся лужицей)
-Где мы можем наблюдать это процесс (Когда идёт дождь)
-Что мы можем сказать о воде? Вода имеет форму?
Вывод: вода не имеет формы, а принимает форму того предмета, в котором находится.
-А что мы делали с водой? (Мы переливали воду)
-А благодаря какому свойству воды мы можем её переливать (Потому что вода жидкая, может течь)
- Если бы вода не была жидкой, она смогла бы течь в реках и ручейках, из крана?
Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
-А жидкость - это что? (Жидкость - это то, что мы можем перелить,то что течёт)
3. Опыт.
Ещё интереснее стало Дюймовочке и она решила отправится в путешествие. А перед ней открылось озеро.
-Как может Дюймовочка переправиться на другой берег (Переплыть)
-На чём? (На кораблике)
- Какие предметы увидела Дюймовочка? Одним словом - это что ( Природный материал: каштаны,камни, листики и т. д.)
-Давайте исследуем,какой предмет может стать корабликом? Как вы думаете? Давайте проверим. (Ответы детей)
-Что произошло с камнем? (Он утонул)
-Почему? (Он тяжелее воды)
-Почему листик поплыл? (Потому что он легче воды)
-А как вы думаете,что произойдёт с пластмассовой крышечкой? (Она не утонет)Почему?
-Давайте проверим.
-Значит в воде тонут какие предметы (Которые тяжелее воды)
-А которые легче воды (Поднимаются на поверхность воды- плавают)
4. Опыт.
Переплыла Дюймовочка озеро и на берегу встретила ласточку. За время полёта ласточка выбилась из сил и очень хотела пить.
-Что увидела Дюймовочка рядом с ласточкой? (Стакан с водой, камешки и т. д.)
Наводящие вопросы:
-Стакан полный? (Нет)
-Как вы думаете,почему ласточка не может попить (Она не достаёт до воды)
- Как мы можем помочь ласточке?
-Что можно сделать, чтобы водичка поднялась?
-Как сделать, чтобы стакан был полный?У нас есть камешки? Что мы с ними можем сделать? (Осторожно опустить камешки в стакан)
-Что произойдёт? (Вода будет подниматься)
-Почему? (Камешки тяжелее воды и они выталкивают воду).
-Молодцы ребята!
Ласточка была очень благодарна Дюймовочке и пригласила её отправится с ней в мир цветов.
Дюймовочке так понравилось познавать этот огромный и интересный окружающий мир, что она с удовольствием согласилась!
Итог исследований:
- Ребята, а какие свойства воды вы запомнили?
(Что вода- это жидкость, она не имеет формы, прозрачная; в воде тонут предметы, которые тяжелее воды,а которые легче поднимаются на поверхность воды; тяжёлые предметы могут вытолкнуть воду,поднять её на поверхность)
-Молодцы,ребята! Спасибо моим помощникам. Людочке, Томе и т. д.)Всё, ребята, у вас получилось, все выводы сделали верно. Я с вами согласна, я тоже так думала!