Ольга Холопова
Мастер-класс «Степ-аэробика в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема мастер – класса : «Степ - аэробика в ДОУ»
Цель: Распространение педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста в проведение степ - аэробики.
Задачи:
- Передать способы методических приёмов в овладение детьми основных шагов в степ-аэробике;
- Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
Ход мероприятия:
1.1 Пояснительная записка.
Публикация «Мастер-класс „Степ-аэробика в ДОУ“» размещена в разделах
В настоящее время проблема физического воспитания детей дошкольного возраста занимает центральное место в современном обществе. Именно в этом периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, формируются двигательные способности, интерес к занятиям. Всем нам известно, что детский сад первая ступень общей системы образования (Закон об образовании РФ от29.12.12№273ФЗ, Глава 2 статья 10,главной целью которой является всестороннее развитие ребёнка. В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования работа в рамках образовательной области «Физическое развитие» требует особой компетентности. Решение задач сохранения и укрепления здоровья ребёнка, формирования начал и привычки здорового образ жизни, воспитания у детей потребности в физическом совершенствовании предполагает использование различных форм организации детей, применение методик как традиционных, так и инновационных.
Я ознакомилась с множеством программ и технологий по физическому развитию детей дошкольного возраста (Ж. Е. Фирилёва, Е. Г. Сайкина - программа по танцевально - игровой гимнастике; Л. В. Яковлева, Р. А. Юдина «Старт»- программа с элементами спортивной и художественной гимнастики; Л. Г. Верхозина, Л. А. Заикина «Гимнастика для детей 5-7 лет» - нетрадиционные оздоровительные технологии (стретчинг - гимнастика, фитбол) и основные спортивно-развивающие виды упражнения с элементами художественной, ритмической гимнастики, и акробатики; Е. В. Сулим «Игровой стретчинг»; И. Кузина «Степ – аэробика» - технология использования степ - платформы в физическом воспитании детей. Больше всего меня заинтересовали нетрадиционные технологии физического воспитания детей: ритмическая гимнастика, степ - аэробика, игровой стретчинг.
Я пришла к выводу, что сохранению и укреплению здоровья детей может способствовать занятия со степ доской, так как упражнения на ней формируют у дошкольников осанку, укрепляют и развивают сердечно - сосудистую, дыхательную и костно-мышечную системы.
И сегодня хочу поделиться своим опытом работы.
1.2 Место степ - аэробики в физической культуре
Степ-аэробика для детей – это целый комплекс различных упражнений различные по темпу и интенсивности, идёт работа всех мышц и суставов в основе, которой ритмичные подъёмы и спуски при помощи специальной платформы – степа. Её выполняют под ритмичную музыку и сочетают с движениями различными частями тела (руками, головой). Привлекая эмоциональностью и созвучием современным танцам, степ-аэробика позволяет исключить монотонность в выполнении движений, поддерживает хорошее самочувствие ребёнка, его жизненный тонус. Поэтому считаю возможным использование степ -аэробики на физкультурных занятиях для повышения двигательной активности детей.
1.3 Использования степ – аэробики в работе с детьми дошкольного возраста
Степ-аэробикой можно заниматься в различных вариантах:
- в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25-35 минут;
- как часть занятия (продолжительностью от 10 до 15 минут);
- в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;
- в показательных выступлениях детей на праздниках;
- как степ-развлечение;
- индивидуальная работа.
Основные этапы обучения детей степ – аэробики
Обучение степ – аэробики обусловлено формированием двигательных навыков и проходит на протяжении определенного периода времени. В моей практике я выделяю три этапа обучения:
• Этап ознакомления основных движений степ – аэробики;
• Этап разучивания основных движений;
• Этап совершенствования
Этап ознакомления основных движений степ – аэробики на занятии мною решаются следующие задачи: создаю у детей представление об основных базовых упражнениях, заинтересовываю их в сознательном и активном овладении упражнением.
На этапе разучивания я ставлю задачи по формированию двигательного умения и дальнейшего его совершенствования вплоть до перехода в навык. В основе формирования умения лежит процесс многократного повторения отдельных движений и двигательного действия в целом.
На стадии совершенствования двигательного действия происходит завершение формирования основного варианта выполнения упражнения, и проявляются некоторые признаки двигательного навыка.
Широко использую словесные и наглядные методы обучения, однако преимущество здесь имеют практические методы – разучивание по частям, в целом; линейный метод (вначале многократно повторяется тот или иной элемент ногами (например, приставной шаг, затем, продолжая выполнять его, добавляют движение руками; метод от «головы» до «хвоста» (соединение, которое составляется всегда из двух упражнений)
Основные правила техники выполнения степ-аэробики :
• выполнять шаги в центр степ-платформы;
• ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъёме, а, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;
• опускаясь со степ-платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней, не отступать больше, чем на длину ступни от степ-платформы;
• не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног;
• не подниматься и не опускаться со степ-платформы, стоя к ней спиной;
• делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ-платформе ногами.
Методические рекомендации по организации образовательной деятельности по степ-аэробике.
На занятиях по степ-аэробике решаются следующие задачи:
1. Укрепление здоровья
2. Совершенствование психомоторных способностей
3. Повышение эмоционального уровня, психорегуляция
Содержание занятий степ-аэробикой учитывает морфофункциональные особенности дошкольников, уровень их физической подготовленности и развития, соблюдаются основные физиологические принципы:
- рациональный подбор упражнений;
- равномерное распределение нагрузки на организм;
- постепенное увеличение объёма и интенсивности нагрузки.
Упражнения для степ-аэробики носят преимущественно циклический характер (в основном, это ходьба, вызывают активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливают обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям.
(слайд 8)Каждый комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс степ-эаробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемые в медленном темпе.
Во время занятий степ-аэробикой следует постоянно напоминать детям об осанке и правильном дыхании, поддерживать их положительные эмоции.
При распределении упражнений необходимо правильно дозировать физическую нагрузку, т. е. частота сердечных сокращений не должна превышать 150 – 160 уд. /мин.
Занятия степ - аэробикой обязательно сопровождаются бодрой ритмичной музыкой, которая создаёт у детей хорошее настроение.
Один комплекс степ-аэробики выполняется детьми в течение одного месяца; некоторые упражнения, по мере их усвоения, могут видоизменяться, усложняться.
Занятия проводятся в спортивном зале.
Структура занятия может иметь различные варианты в содержании и продолжительности как отдельных частей, так и всего занятия.
На занятиях физической культуры скамейку – степ можно применять :
• В вводной части: ходьба по и между скамейками (для формирования правильной осанки);
• При выполнении общеразвивающих упражнений под музыку: укрепление дыхательной и сердечно – сосудистой системы, развитие координации движений;
• В основных видах движений: прыжки, бег и т. д. ;
• В подвижных играх: «Аист и лягушки», «Бездомный заяц», «День и ночь», «Охотник и зайцы», «Кот и птички».
Базовые шаги в степ – аэробики.
В степ-аэробике используются определённые названия (термины) для каждого конкретного движения. Термины заимствованы из зарубежных источников, поэтому используются названия на английском языке. Для простаты обучения выделена группа базовых шагов, на основе которых и строятся блоки и комбинации упражнений степ-аэробики. При работе с детьми необходимо изменить название шагов, чтобы дети их понимали.
Название основных шагов.
Профессиональные термины Термины для детей
Марш – шаги на месте
Степ-тачь
Степ-лайв
Опен степ
Степ «кёрл»
Греб вайл
Шаг страдел (шаги делаются по одной линии в сторону)
Кни ап
Марш
Приставной шаг.
Два приставных шага.
Открытый шаг.
Захлёст
Скрёстный шаг.
Ноги врозь-врозь, вместе-вместе.
Ходьба на месте с высоким подниманием коленей
1.4 Результаты работы и перспективы.
Считаю, что в ходе проделанной мной работы были достигнуты цель и задачи. В процессе развития двигательной деятельности дети познали себя, свое тело, а также изучили перемещения в пространственно – временной среде. Ребята стали более самостоятельны, у них появилась уверенность в себе и чувство удовлетворения достигнутым результатом в процессе преодоления трудностей, а также появился стимул для выполнения предлагаемых им комплексов упражнений. Дети старшего дошкольного возраста готовы выполнять движения в различном темпе, с разной амплитудой, проявляя значительные скоростные и скоростно – силовые качества. На основе совершенствования всех видов движений и развития физических свойств, происходит качественное преобразование моторной сферы детей.
Проанализировав свою работу по данной проблеме, наметила перспективу на будущее:
1. Для более успешной работы с детьми в степ – аэробике, необходимо создавать интерес к ритмике.
2. Продолжать изучать новую методическую литературу по данному вопросу, перенимать опыт других руководителей физического воспитания и внедрять в свою педагогическую практику.
3. Учить детей придумывать разные по форме музыкально - игровые комплексы, делая их более интересными.
4. Разработать программу по дополнительному образованию и использовать в рамках кружковой работы.
Библиографический список:
1. Глазырино Л. Д., Овсянкин В. А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2005
2. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. – М., 1973
3. Оздоровительная аэробика. Физическая культура. – 2004. - №6 – с. 29
4. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М., 2002
5. Рунова М. А. Движение день за днем. – М., 2007
6. Скамейка – степ. Обруч. – 2003. - №2 – с. 33
7. Степ – аэробика и ее составляющие. Физическая культура. – 2006. - №3 – с. 37
8. Фитнес – аэробика. Обруч. – 2005. - №6 – с. 38
9. Яковлева Л. В., Юдина Р. А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. – М., 2004