АСМИК АЙВАЗЯН
Мастер-класс «Способы разработки проектов»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №24
ГОРОДА СЛАВЯНСКА- НА -КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
Мастер-класс
для воспитателей
«Способы разработки проектов»
Воспитатель: Айвазян Асмик
Степановна
2017г
Содержание мастер-класса
Цель: создание системы работы по внедрению проектной технологии в воспитательно-образовательный процесс.
Задачи:
- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;
Публикация «Мастер-класс „Способы разработки проектов“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
- способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологий проектирования;
Оборудование: столы и стулья для команд - участников, презентация «Мастер-класс. Способы разработки проектов», четыре листа формата А3, 4 набора фломастеров, нарисованное дерево на ватмане, яблоки красного и зеленого цвета, счетные палочки 4 цветов.
Ход мастер-класса.
Одной из главных задач современной системы образования, согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением использовать информационные технологии и обучаться в течение всей жизни. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным. В условиях реализации проекта в ДОУ каждый ребенок самостоятельно стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного своеобразного творческого результата. Поэтому именно в проектной деятельности в ДОУ возможно воспитание творческой личности, обладающей креативным мышлением, возможно полноценное развитие познавательной активности дошкольников.
Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с внедрением в образовательный процесс ДОУ проектной технологии, поговорим о способах разработки проектов и попробуем в группах спланировать проекты разными способами. В начале для настроя на работу предлагаю поиграть в игру.
1. Организационная игра. Игра «Поменяйтесь местами»
Всем участникам нужно пройти в круг. Я буду называть некий признак, если он к вам относится - меняетесь местами между собой, не возвращаясь на прежнее место.
-кто пришел сегодня в юбке;
- у кого короткая стрижка;
-кто испытывает затруднения в составлении ежедневных планов;
-у кого двое детей;
- кто иногда опаздывает на работу;
-у кого ничего не болит;
- кто не знает, как общаться с родителями;
-кто любит играть роли;
- кто не жалеет, что выбрал профессию воспитателя;
- кто любит заниматься с детьми.
2. Теоретическая часть.
Своё сообщение я хочу начать с китайской притчи, которая гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай сделать, и я пойму».
Эта притча ещё раз нам напоминает, как важно формировать у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество. Все эти качества позволяет успешно реализовать проектная деятельность.
Что же собой представляет ПРОЕКТ? Напомню, что проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Структуру проекта легко запомнить – это Шесть «П» :
Проблема (выбор темы).
Проектирование или планирование.
Поиск информации.
Продукт ( практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.).
Презентация. ( Виды презентации: отчет исследовательской работы,
научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)
Портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.).
Классификация тематических проектов в ДОУ
1. По доминирующей в проекте деятельности :
- исследовательско-творческий
- ролево-игровой
- творческий
- информационный (практико-ориентированный)
2. По предметно- содержательной области:
- Монопроекты (одна образовательная область)
- Интегративные (две и более образовательные области)
3. По характеру координации:
- Непосредственный
- Скрытый
4. По характеру контактов:
- С воспитанниками одной группы
- С воспитанниками нескольких групп
- С воспитанниками всего ДОУ
5. По продолжительности выполнения проекта (зависит от степени заинтересованности детей, определяет педагог) :
- Краткосрочные (1 – 3 недели)
- Средней продолжительности (до месяца)
- Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)
Типы проектов в ДОУ (по Л. В. Киселевой)
1. Исследовательско-творческий. Дети экспериментируют и оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна (макеты и модели).
2. Ролево-игровой. Используются элементы творческих игр, дети входят в образ персонажей сказки и решают поставленные проблемы по-своему.
3. Информационный (практико-ориентированный). Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы)
4. Творческий. Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.
Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий.
Существуют разные способы разработки проектов, которые могут использовать как педагоги, так и педагоги совместно с детьми. Давайте с ними познакомимся.
1. «МОДЕЛЬ ТРЕХ ВОПРОСОВ»
На утреннем сборе с мотивировать детей на выбор темы. Например, по теме: «Загадки космоса». Привлечь внимание детей к появившемуся в группе плакату «Звездное небо». Спросить, что такое космос? Для чего человек осваивает космическое пространство?
Далее воспитатель организует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают о космосе. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать нового о космосе?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?». И вот здесь очень важно не сорваться. Воспитатель не говорит ребенку, например, «Даша, если ты хочешь узнать, сколько всего звезд, ты должна.». Нет. Даша сама будет говорить. Воспитатель со своей стороны, на своем примере, может внести от себя какие-то комментарии, за детьми остается полное право инициативы. Полезно будет придумать с детьми разные символы - сбора информации.
Для того чтобы родители подключились к проектам лист с «моделью трех вопросов» вывешивают в приемную, где родители могут увидеть, что и где хочет узнать его ребенок.
Дальше планируется работа в центрах активности.
2. «СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА»
Мы продолжаем тему космоса. Дети решают, с чего они начнут. Что в каком центре на эту тему можно сделать? (выдвигают свои предложения) Составляется системная паутинка по проекту.
Далее предлагаете детям подумать, кто в каком центре будет действовать? Дети расходятся по центрам для работы.
Подключить родителей в проект можно так же написав такое объявление:
«Дорогие мамы и папы!
Пока мы ещё маленькие, но, когда вырастем большими, обязательно станем космонавтами или космическими туристами.
В космос без специальной подготовки, конечно, не полетишь. Мы хотим много узнать о космосе вместе с вами и воспитателями, а для этого нам понадобится ваша помощь. Мы будем вам благодарны, если вы принесете для нас бумагу, старые журналы, картинки, книги о космосе, коробки.
Ваши будущие космонавты».
3. «ОБРАЗ «СЕМЬ МЫ» (по Заир – Бек)
Заир-Бек Елена Сергеевна доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург.
• Мы озабочены. (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
• Мы понимаем. (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
• Мы ожидаем. (дается описание предполагаемых целей - результатов).
• Мы предполагаем. (представляются идеи, гипотезы).
• Мы намереваемся. (контекст действий, планируемых поэтапно).
• Мы готовы. (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
• Мы обращаемся за поддержкой. (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).
Этот способ также, как и способ «Модель трех вопросов» можно использовать в начале проекта для общего обсуждения темы с детьми.
Например, на утреннем сборе воспитатель рассказывает детям, что, зайдя вчера в магазин обратила внимание, что все покупают мишуру, елочные игрушки. Как вы думаете зачем?
• Мы озабочены. (Приближается праздник).
• Мы понимаем. (Что нужно украсить группу к Новому году).
• Мы ожидаем. (Нарядно оформленную елку).
• Мы предполагаем. (Можно украсить елку гирляндами, шарами, снежинками и т. д.).
• Мы намереваемся. (Подготовить наряд для елки).
• Мы готовы. (Сделать на елку гирлянду, слепить шары, разучить песни, выучить стихи и т. д.).
• Мы обращаемся за поддержкой. (К родителям, воспитателю и т. д.).
Далее также планируется деятельность в центрах активности по методу «Системная паутинка», либо «Ментальная карта»
4. МЕТОД «МЫСЛИТЛЬНЫХ КАРТ» (Тони Бьюзен)
Ментальные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.
Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.
Последовательность действий по составлению мыслительных карт
1. Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально.
2. От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова.
3. Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных.
4. От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т. Д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.
5. Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.
С помощью мыслительной карты можно также планировать деятельность в центрах активности.
3. Практическая часть.
Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам разделиться на две команды и разработать проект разными способами : «Модель трех вопросов», «Образ «Семь мы» и «Системная паутинка», «Метод ментальная карта», и представить свой проект. Тему проекта команда определяет сама.
Педагоги разрабатывают и представляют проекты.
4. Рефлексия
Педагогам предлагаются яблоки красного и зеленого цвета. Если материал был для вас полезным и понятным – вы прикреплаете красное яблоко, если материал был для вас не увлекателен или у вас остались вопросы – зеленое яблоко.
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ, Я ЖЕЛАЮ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ!
Список использованной литературы
1. Коробова Т. В. КОПИЛКА ЗНАНИЙ https://vk.com/club127722071