Татьяна Маклакова
Мастер-класс «Способы изготовления тактильной разрезной азбуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение в практической деятельности педагога-воспитателя способов изготовления тактильных книг.
Участники: воспитатели
План проведения мастер-класса:
1. Теоретическая часть
2. Выставка тактильных книг выполненных совместно с детьми
3. Практическая часть
4. Рефлексия
1. Теоретическая часть.
Публикация «Мастер-класс „Способы изготовления тактильной разрезной азбуки“» размещена в разделах
Всестороннее представление об окружающем мире не может сложиться без тактильно-двигательного и тактильно-кинестетического восприятия. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о величинах, формах предметов, их расположении в пространстве. Ведь первым видом действия ребенка с предметами является хватание, когда рука учит глаз. Познание и различение предметов и их свойств идет комплексно: зрительно (при помощи глаз) – тактильно (при помощи кожи) – двигательно (при помощи моторных ощущений). Способы ориентировки - носят не только зрительный, но и ощупывающий, обводящий характер. Тактильные книги делятся на два вида: дидактические (в помощь обучению, предметные, тематические, игровые) и ассоциативные (книги-сказки, сюжетные).
Выделяются три ступени сложности тактильной книги:
Книги 1-ой ступени сложности - для самых маленьких - напрямую связаны с жизнью ребенка - одеванием, умыванием, едой. Их задача - сделать понятным функциональное значение предметов, с которыми малыш контактирует каждый день.
Для детей до 1 года - без текста, с использованием шумовых эффектов, запахов, игровых моментов.
Для детей от 2 до 4 лет - книги могут быть с текстом.
Цель книг 1-ой ступени сложности - способствовать формированию запаса элементарных представлений о предметах и явлениях окружающего мира и умению соотносить контур и рельеф с объемом.
Книги 2-ой ступени сложности — для детей, у которых уже накоплен определенный запас представлений о предметах, сформировано умение соотносить контур и рельеф с объемом. Для детей 5-6 лет в изображении предметов обозначается больше подробностей. Может быть использован простейший сюжет, например, любимая и знакомая сказка. В этом случае рельефное изображение играет роль наглядного пособия и источника знаний. Цель книг 2-ой ступени сложности - обогащение и детализирование запаса представлений о предметах и явлениях окружающего мира; углубление навыков соотнесения контура и рельефа с объемом; развитие когнитивных (т. е. познавательных) процессов мышления у ребенка.
Книги 3-ей ступени сложности - для старших дошкольников и младших школьников. Может быть изображен замкнутый сюжет, связанный с определенным персонажем. Персонаж может быть подробно детализирован или более условен. Цель книг 3-ей ступени - углубление развития когнитивных процессов мышления у ребенка.
Главная функция тактильной книги – помочь ребёнку в обследовании и восприятии окружающего мира через тактильно - двигательное восприятие. С её помощью можно изобразить даже такие крупные и мелкие предметы, которые невозможно обследовать руками в настоящем виде. Многие противоположные явления и понятия также легко можно объяснить с помощью рисунков и предметов, содержащихся в тактильной книге. Яркие цвета, чёткие цветные контуры и контрасты привлекают ребёнка использовать зрение и упражнять совместную работу глаз и рук.
Тактильные книги и пособия предназначены для восприятия содержащейся в них информации через тактильные ощущения и содержат изображения, выполненные из различных материалов. Изображения в книгах для детей способны не только удовлетворить любознательность, но и стать источником радости, ведь у маленьких детей все ощущения связаны с эмоциями.
Функции тактильной книги многообразны. Это развитие комплекса практических умений, формирование и совершенствование обследовательских действий в тонкой дифференцировке, развитие зрительно - моторных координаций и ориентировке в микро-пространстве. Следующий аспект связан с психическим развитием памяти, мышления, воображения, а так же речи. И что немаловажно, всё способствует развитию личностных качеств, преодолению чувства неуверенности при контакте с незнакомыми объектами, проявлению творческих способностей, формированию игровых умений.
2. Выставка тактильных книг, изготовленных совместно с детьми
Представляю вашему вниманию книги, изготовленные совместно с детьми:
-Агния Барто «Стихи для малышей»
Книга представляет собой предмет сопровождающийся стихотворением о нём. Для изображения лошадки и лебедёнка были применены уже готовые изделия этих животных, изготовленные на тканевой основе. Для изготовления мяча из стихотворения «Наша Таня громко плачет» мы взяли разноцветный песок.
- «В деревне»
Книга представляет собой листы формата А4, на которых изображены контуры животных: поросёнка, петуха, лошади и коровы, на летней полянке в цвете, что предаёт впоследствии готовому изделию изумительную красоту. Поросёнок изготовлен из пластилина розового цвета и поверх покрыт мультифором, что предаёт текстуре ощущение поглаживания настоящего поросёнка.
Петушок выполнен из разноцветных помпонов.
- «Геральдика»
Флаг России и Кемеровской области изображены при помощи яичной скорлупы окрашенной в разные цвета.
- «Транспорт»
Бульдозер и корабль изготовлены при помощи окрашенной яичной скорлупы и разноцветного песка.
- «Колобок»
Персонажи сказки изображены при помощи разноцветного пластилина
3. Практическая часть
Сегодня для работы я вам предлагаю новые в наше время материалы:
- разноцветный песок, он приклеивается на клеевую основу;
- разноцветные помпоны, они приклеиваются на клей;
В наборе много цветов, что поможет выбрать каждому цвет по его настроению, по желанию развивая творческие способности и оставляя радость от работы.
Я вам предлагаю выбрать материал, с которым бы вы хотели сегодня поработать. Взять картонные прямоугольники, на которых изображён контур букв.
Если вы захотели поработать с разноцветным песком, то вам необходимо выбрать буквы, которые изображены с помощью клеевой основы. Убираем верхний слой клеевой основы и насыпаем песок на букву, лёгким движением руки вправо-влево распределяем песок по всей букве, затем оставшийся песок ссыпаем обратно в контейнер.
При работе с помпоном, нужно быть осторожным при помощи выбора клея, чтобы впоследствии дети не смогли его оторвать. Для этого самым эффективным будет клей, который наносится при помощи клеевого пистолета. Клей наносится на середину помпона. Помпон держим на месте приклеивания пару минут.
4. Рефлексия.
Расскажите о своих эмоциях, чувствах, о своей работе.
Итог обыденной работы –
Восторг волшебного полёта!
Всё это – дивное явленье –
Урок, рождённый вдохновеньем!
Благодарю за сотрудничество!
Желаю творческих успехов!