Мария Костина
Мастер-класс для педагогов «Создание карт умственных действий по развитию трудовых навыков у дошкольников»
▼ Скачать
МАСТЕР – КЛАСС:
«СОЗДАНИЕ КАРТ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО РАЗВИТИЮ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ».
Авторская разработка: М. В. Костина (воспитатель)
Все представленные в МК ИК и мнемосхема являются моей авторской разработкой.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Создание карт умственных действий по развитию трудовых навыков у дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Цель: трансляция опыта использования метода мнемотехники и интеллект – карт, в трудовом воспитании дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Задачи:
-расширить и закрепить знания участников мастер-класса о понятии мнемотехники и интеллект – карты, раскрыть актуальность;
-познакомить с особенностями работы по мнемотаблицам и интеллект – картам.
Материалы:
Презентация, ватман – 4шт, цветные карандаши (фломастеры, карточки для вклеивания, клей, ручки.
Добрый день, уважаемые коллеги, хочу представить вам сегодня мастер – класс «СОЗДАНИЕ КАРТ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО РАЗВИТИЮ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ».
Вопросы трудового воспитания составляют важнейшее направление всей воспитательной работы, которую необходимо проводить с дошкольниками. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
«Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.» А. С. Макаренко.
На воспитательное влияние труда на детей обращал внимание В. А. Сухомлинский: "Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим".
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание – это одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества, развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
Исходя из этого трудовое воспитание - это система формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду.
В дошкольном учреждении используют следующие виды труда :
самообслуживание,
бытовой хозяйственно - бытовой труд,
труд в природе,
ручной труд.
Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, приём пищи, санитарно- гигиенические процедуры)
Хозяйственно – бытовой труд- это труд по уборке помещения, мытьё посуды, стирка и т. д.
Труд в природе - уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде (огород на подоконнике, уход за комнатными растениями, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.
Ручной труд - изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева.
Сегодня, я хочу, вас познакомить с интересными направлениями по созданию карт умственных действий по развитию трудовых навыков у дошкольников – это мнемотехника и интеллект – карта.
Давайте сначала попробуем разобраться, что же это такое?
Метод «интеллект-карт»("mindmaps" – «майнд мапс») был создан британским психологом, автором методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности Тони Бьюзеном в 60-70годах 20 века.
Интеллект – карта (или карта ума, мыслительная карта, ментальная) – это метод представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы.
Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование.
Основная идея метода в том, что мы мыслим не прямолинейно. Известно, что у человека 2 полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера.
В дошкольном образовании в первую очередь развиваются способности, связанные с левым полушарием. От детей требуется запоминание и упорядочивание массы фактов. А дети - правополушарные, поэтому у них возникают сложности при обучении.
Тони Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям головного мозга.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
Метод интеллектуальных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.
Применение интеллектуальных карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.
Преимущество интеллект - карты в том, что она:
- позволяет обобщать и проверять полученные знания.
- способствует обучению, концентрации внимания, запоминанию, мышлению, мотивации.
- учит выделять главное, обобщать, систематизировать.
- развивает речь, память, мышление, воображение.
Интеллект – карты просто нарисовать.
Можно запомнить быстро и качественно много информации.
Свойства интеллект - карты:
-наглядность (в интеллект-карте она представлена в виде предметов, объектов,рисунков и порядка действий с ними)
-привлекательность (имеет свою эстетику, рассматривать не только интересно, но и приятно)
-запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета карта легко запоминается)
-своевременность (карта помогает выявить недостаток информации)
-творческий характер (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи)
-возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить лучше информацию, дополнит её новыми идеями).
Существует три направления использования интеллектуальных карт с детьми дошкольного возраста:
Первое направление
Сбор материала о предмете или объекте.
Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы.
Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Второе направление
Закрепление и обобщение материала.
Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.
Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, классификация.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Третье направление
Развитие связной речи.
Составление и распространение предложений и рассказов по интеллектуальной карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.
Сфера применения интеллект-карт чрезвычайно широка: это и планирование дня, встречи, статьи, проекта, и обучение, и организация информации, и способ разобраться в проблеме, и создание идей, и даже сочинение сказок в детском саду и в семейном кругу.
Метод интеллект - карт даёт для воспитателей огромные возможности
в педагогической деятельности:
- задействовать оба полушария головного мозга;
- повышать работоспособность;
- запоминание информации при быстром и полном обзоре темы;
- конспектирование или составление аннотаций письменных текстов;
- создание конспектов занятий, докладов, выступлений;
- разработка проектов, презентаций;
- осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности;
- улучшать все виды памяти;
- развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность;
- формировать орфографические и пунктуационные навыки;
- обогащать словарный запас;
- повышать результативность;
- планирование;
- управление временем: план на день, неделю, месяц, год…
- разработка сложных проектов;
Мозговой штурм
- генерация новых идей, творчество;
- коллективное решение сложных задач.
Принятие решений
- четкое видение всех "за" и "против";
- более взвешенное и продуманное решение.
Общие требования к составлению любой интеллектуальной карты.
Лист располагается горизонтально
Основная идея, проблема или слово располагается в центре листа.
Используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями.
Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
В условиях реализации ФГОС использование интеллектуальной карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация.
Метод интеллектуальных карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.
Начать составлять интеллект – карты рекомендуется со средней группе. Сначала это не большие по содержанию карты, отражающие одну тему «Правила поведения в природе», «Зима», «Одежда», «Весна», далее в старшем возрасте перечень тем можно расширять.
Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отдельных частей, к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.
ВТОРОЙ способ составления карт умственных действий приходиться на мнемотехнику.
Изобретение правил мнемотехники приписывал греческому поэту Симониду римский государственный деятель и писатель Цицерон.
Симонид жил в V веке до н. э. Его первый приём предлагал держать в уме картину каких-нибудь мест и по этим местам располагать мысленные образы запоминаемых предметов. В результате порядок мест сохранил бы порядок предметов.
Мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации путём образования ассоциаций (связей).
Основные приёмы мнемотехники:
Буквенный код. Придумывается и запоминается фраза, в которую зашифрована более сложная информация.
Ассоциации. Яркие ассоциации, которые помогают запомнить информацию, часто используются для запоминания имён и фамилий.
Рифмы. Запоминание информации (теории, правила, слова-исключения) в стихотворном варианте или с помощью рифмующихся пар слов.
Созвучие. Научные термины или иностранные слова запоминаются с помощью известных и созвучных им слов или словосочетаний.
Метод римской комнаты. Запоминаются короткие планы действия, не связанные между собой слова через их визуальное размещение в хорошо знакомом месте.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.
Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией.
Мнемодорожка – это таблица из 3-4 клеток, расположенных линейно.
Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация.
Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать вам свои идеи для рисунка.
Уважаемые коллеги, мы ознакомились с правилами составления интеллектуальной карты и мнемотехники, а сейчас предлагаю вам создать карту по трудовому воспитанию. Давайте разделимся на две команды и выберем кто какую будет делать карту. Одна команда делает интеллект – карту по теме «Самообслуживание», другая команда делает мнемотаблицу по теме «Алгоритм уборки игрушек в групповой». Так как нас много, давайте каждая команда разделиться еще на небольшие подгруппы по 2 – 3 человека, чтобы было удобнее работать.
Давайте с вами вспомним, что включает в себя самообслуживание:
ПРИЕМ ПИЩИ (Есть ложкой, вилкой. Пить из чашки.)
РАЗДЕВАНИЕ – ОДЕВАНИЕ (Снимать, одевать обувь. Снимать – одевать колготки, носочки, трусики и т. д. Снимать – одевать шапку, варежки и т. д.)
ГИГИЕНА ТЕЛА (Мыть руки и лицо. Вытирать лицо и руки полотенцем. Пользоваться носовым платком и салфеткой.)
ОПРЯТНОСТЬ (Пользоваться горшком, унитазом. Причесываться самостоятельно.)
Для изготовления карт мы будем использовать: ватман, цветные карандаши (фломастеры, карточки для вклеивания, клей.
Можно использовать слова, для подписи каких – то действий.