МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Создание карт умственных действий по развитию трудовых навыков у дошкольников» (9 фото)

Мария Костина
Мастер-класс для педагогов «Создание карт умственных действий по развитию трудовых навыков у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

МАСТЕР – КЛАСС:

«СОЗДАНИЕ КАРТ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО РАЗВИТИЮ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ».

Мастер-класс для педагогов «Создание карт умственных действий по развитию трудовых навыков у дошкольников»

Авторская разработка: М. В. Костина (воспитатель)

Все представленные в МК ИК и мнемосхема являются моей авторской разработкой.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Создание карт умственных действий по развитию трудовых навыков у дошкольников“» размещена в разделах

Цель: трансляция опыта использования метода мнемотехники и интеллект – карт, в трудовом воспитании дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Задачи:

-расширить и закрепить знания участников мастер-класса о понятии мнемотехники и интеллект – карты, раскрыть актуальность;

-познакомить с особенностями работы по мнемотаблицам и интеллект – картам.

Материалы:

Презентация, ватман – 4шт, цветные карандаши (фломастеры, карточки для вклеивания, клей, ручки.

Добрый день, уважаемые коллеги, хочу представить вам сегодня мастер – класс «СОЗДАНИЕ КАРТ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО РАЗВИТИЮ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ».

Вопросы трудового воспитания составляют важнейшее направление всей воспитательной работы, которую необходимо проводить с дошкольниками. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

«Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.» А. С. Макаренко.

На воспитательное влияние труда на детей обращал внимание В. А. Сухомлинский: "Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим".

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание – это одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества, развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

Исходя из этого трудовое воспитание - это система формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду.

В дошкольном учреждении используют следующие виды труда :

самообслуживание,

бытовой хозяйственно - бытовой труд,

труд в природе,

ручной труд.

Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, приём пищи, санитарно- гигиенические процедуры)

Хозяйственно – бытовой труд- это труд по уборке помещения, мытьё посуды, стирка и т. д.

Труд в природе - уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде (огород на подоконнике, уход за комнатными растениями, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.

Ручной труд - изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева.

Сегодня, я хочу, вас познакомить с интересными направлениями по созданию карт умственных действий по развитию трудовых навыков у дошкольников – это мнемотехника и интеллект – карта.

Давайте сначала попробуем разобраться, что же это такое?

Метод «интеллект-карт»("mindmaps" – «майнд мапс») был создан британским психологом, автором методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности Тони Бьюзеном в 60-70годах 20 века.

Фото «Создание карт умственных действий по развитию трудовых навыков у дошкольников»

Интеллект – карта (или карта ума, мыслительная карта, ментальная) – это метод представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы.

Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование.

Основная идея метода в том, что мы мыслим не прямолинейно. Известно, что у человека 2 полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера.

В дошкольном образовании в первую очередь развиваются способности, связанные с левым полушарием. От детей требуется запоминание и упорядочивание массы фактов. А дети - правополушарные, поэтому у них возникают сложности при обучении.

Тони Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям головного мозга.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.

Метод интеллектуальных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.

Применение интеллектуальных карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.

Преимущество интеллект - карты в том, что она:

- позволяет обобщать и проверять полученные знания.

- способствует обучению, концентрации внимания, запоминанию, мышлению, мотивации.

- учит выделять главное, обобщать, систематизировать.

- развивает речь, память, мышление, воображение.

Интеллект – карты просто нарисовать.

Можно запомнить быстро и качественно много информации.

Свойства интеллект - карты:

-наглядность (в интеллект-карте она представлена в виде предметов, объектов,рисунков и порядка действий с ними)

-привлекательность (имеет свою эстетику, рассматривать не только интересно, но и приятно)

-запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета карта легко запоминается)

-своевременность (карта помогает выявить недостаток информации)

-творческий характер (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи)

-возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить лучше информацию, дополнит её новыми идеями).

Существует три направления использования интеллектуальных карт с детьми дошкольного возраста:

Первое направление

Сбор материала о предмете или объекте.

Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы.

Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение.

Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Второе направление

Закрепление и обобщение материала.

Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.

Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, классификация.

Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Третье направление

Развитие связной речи.

Составление и распространение предложений и рассказов по интеллектуальной карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.

Сфера применения интеллект-карт чрезвычайно широка: это и планирование дня, встречи, статьи, проекта, и обучение, и организация информации, и способ разобраться в проблеме, и создание идей, и даже сочинение сказок в детском саду и в семейном кругу.

Метод интеллект - карт даёт для воспитателей огромные возможности

в педагогической деятельности:

- задействовать оба полушария головного мозга;

- повышать работоспособность;

- запоминание информации при быстром и полном обзоре темы;

- конспектирование или составление аннотаций письменных текстов;

- создание конспектов занятий, докладов, выступлений;

- разработка проектов, презентаций;

- осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности;

- улучшать все виды памяти;

- развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность;

- формировать орфографические и пунктуационные навыки;

- обогащать словарный запас;

- повышать результативность;

- планирование;

- управление временем: план на день, неделю, месяц, год…

- разработка сложных проектов;

Мозговой штурм

- генерация новых идей, творчество;

- коллективное решение сложных задач.

Принятие решений

- четкое видение всех "за" и "против";

- более взвешенное и продуманное решение.

Общие требования к составлению любой интеллектуальной карты.

Лист располагается горизонтально

Основная идея, проблема или слово располагается в центре листа.

Используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.

Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями.

Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

В условиях реализации ФГОС использование интеллектуальной карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация.

Метод интеллектуальных карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.

Начать составлять интеллект – карты рекомендуется со средней группе. Сначала это не большие по содержанию карты, отражающие одну тему «Правила поведения в природе», «Зима», «Одежда», «Весна», далее в старшем возрасте перечень тем можно расширять.

Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отдельных частей, к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.

ВТОРОЙ способ составления карт умственных действий приходиться на мнемотехнику.

Изобретение правил мнемотехники приписывал греческому поэту Симониду римский государственный деятель и писатель Цицерон.

Симонид жил в V веке до н. э. Его первый приём предлагал держать в уме картину каких-нибудь мест и по этим местам располагать мысленные образы запоминаемых предметов. В результате порядок мест сохранил бы порядок предметов.

Мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации путём образования ассоциаций (связей).

Мастер-класс для педагогов - фото

Основные приёмы мнемотехники:

Буквенный код. Придумывается и запоминается фраза, в которую зашифрована более сложная информация.

Ассоциации. Яркие ассоциации, которые помогают запомнить информацию, часто используются для запоминания имён и фамилий.

Рифмы. Запоминание информации (теории, правила, слова-исключения) в стихотворном варианте или с помощью рифмующихся пар слов.

Созвучие. Научные термины или иностранные слова запоминаются с помощью известных и созвучных им слов или словосочетаний.

Метод римской комнаты. Запоминаются короткие планы действия, не связанные между собой слова через их визуальное размещение в хорошо знакомом месте.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией.

Мнемодорожка – это таблица из 3-4 клеток, расположенных линейно.

Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация.

Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать вам свои идеи для рисунка.

Уважаемые коллеги, мы ознакомились с правилами составления интеллектуальной карты и мнемотехники, а сейчас предлагаю вам создать карту по трудовому воспитанию. Давайте разделимся на две команды и выберем кто какую будет делать карту. Одна команда делает интеллект – карту по теме «Самообслуживание», другая команда делает мнемотаблицу по теме «Алгоритм уборки игрушек в групповой». Так как нас много, давайте каждая команда разделиться еще на небольшие подгруппы по 2 – 3 человека, чтобы было удобнее работать.

Давайте с вами вспомним, что включает в себя самообслуживание:

ПРИЕМ ПИЩИ (Есть ложкой, вилкой. Пить из чашки.)

РАЗДЕВАНИЕ – ОДЕВАНИЕ (Снимать, одевать обувь. Снимать – одевать колготки, носочки, трусики и т. д. Снимать – одевать шапку, варежки и т. д.)

ГИГИЕНА ТЕЛА (Мыть руки и лицо. Вытирать лицо и руки полотенцем. Пользоваться носовым платком и салфеткой.)

ОПРЯТНОСТЬ (Пользоваться горшком, унитазом. Причесываться самостоятельно.)

Для изготовления карт мы будем использовать: ватман, цветные карандаши (фломастеры, карточки для вклеивания, клей.

Можно использовать слова, для подписи каких – то действий.

МАСТЕР КЛАСС СОЗДАНИЕ КАРТ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО Развитие ребенка Материалы для педагогов РАЗВИТИЮ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ Авторская разработка М Костина воспитатель Все представленные в МК ИК и мнемосхема являются моей авторской разработкой Педсоветы семинары тренинги для педагогов Развитие ребенка
Публикации по теме:

Фотоотчёт «Учебная тренировочная эвакуация по отработке навыков действий в чрезвычайных ситуациях»Фотоотчёт «Учебная тренировочная эвакуация по отработке навыков действий в чрезвычайных ситуациях» Организация безопасной жизнедеятельности всех участников образовательного процесса, является главной и приоритетной задачей образовательного.

Дидактическое пособие на липучках по формированию трудовых навыков у дошкольников «Милый дом»Дидактическое пособие на липучках по формированию трудовых навыков у дошкольников «Милый дом» Автор: воспитатель Толкачёва Анастасия Андреевна Цель: Формирование у детей желания к трудовой деятельности. Задачи: 1. Формировать умение.

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста Дети раннего возраста активны и любознательны, но их трудовая деятельность в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Создание карт умственных действий по развитию трудовых навыков у дошкольников»
Опубликовано: 9 ноября 2024 в 13:53
+224Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Создание карт умственных действий по развитию трудовых навыков у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Костина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД