Галина Ноздрунова
Мастер-класс «Создание флористического коллажа из природных материалов»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа мастер-класса
Автор: Ноздрунова Галина Борисовна
Место проведения: МОУ д/с № 30 Ворошиловского района Волгограда
Тема: «Создание флористического коллажа из природных материалов»
Кому адресована программа: воспитателям ДОУ
Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов по изготовлению флористического коллажа.
Публикация «Мастер-класс „Создание флористического коллажа из природных материалов“» размещена в разделах
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Коллаж
- Поделки. Мастерим с детьми
- Природный материал. ИЗО, поделки
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
Задачи: Познакомить с техникой изготовления флористического коллажа; Способствовать развитию заинтересованности педагогов в использовании техники флористического коллажа в работе с детьми; расширить представления обучающихся видеть красоту родной природы, ценить и беречь ее; отработать навыки владения художественными материалами, последовательность работы в технике «коллаж». Содействовать формированию творческого подхода при изготовлении изделий в технике флористического коллажа.
Планируемый результат:
- учебно-познавательная компетенция, базовый уровень:
знать особенности работы составления коллажа, уметь организовать свое рабочее место;
- учебно-познавательная компетенция, продвинутый уровень:
уметь решать самостоятельно творческую задачу на уровне импровизации
- информационно-коммуникативная компетенция:
уметь участвовать в диалоге, совместно обсуждать свои и чужие работы, анализировать работы, видеть ошибки.
Предварительная работа:
*подбор информационного материала;
*подготовка мультимедийной презентации;
*подбор материалов для выполнения работы
Актуальность:
Дошкольный и младший школьный возраст – время, когда закладываются основы личности ребенка. В этом возрасте ребенок благодаря подвижности, непосредственности, эмоциональности восприятие окружающего мира происходит постоянно, легко и непринужденно. Установлено, что изобразительная деятельность является важным звеном в освоение восприятия окружающего мира.
Получая определённые знания и навыки во время работы на занятиях, происходит формирование всех психических процессов, связанных с обучением развития художественно-творческих способностей и положительно-эмоционального настроя. Формируется чёткость восприятия окружающей действительности, развивается логическое мышления и включается характерная способность ребёнка его возраста – воображение, а также развивается моторика пальцев кисти рук и координация их действия. В ИЗО – деятельности предусмотрено освоение следующих разделов:
Живопись – позволяет формировать цветовое виденье, отрабатывает понятие цвета и его оттенков;
Рисунок – освоение законов композиции, формируется глазомер;
Лепка – формирует объёмное и пространственное видение разнообразия форм;
Аппликация – формирует силуэтно-контурные представления форм предметов;
Оригами – развивает внимание и контроль, глазомер, воображение и конструктивное мышление;
Декоративная роспись – знакомит с разнообразием народного творчества, приобщает к историческому наследию;
Ручной труд – приобщает к разнообразной трудовой деятельности; изготовление предметов оформления для детских праздников.
Освоение детьми разных видов ИЗО-деятельности дает возможность приобщить их к разнообразию искусства, помогает увидеть многогранность окружающего мира и природы.
Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются
Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
Я. А. Каменский
В последнее время техника выполнения флористического коллажа становится все популярней, так как привлекает своей оригинальностью, разнообразием техник и доступностью материалов, несложными приемами выполнения.
Главное в этом процессе - это идея, но для этого нужно определиться, какая тема вам близка, какая палитра красок должна подходить к ней. На протяжении всей работы необходимо «держать» образ, идею в голове, строить композицию в соответствии с выбранной темой и материалами, а главное в работе должно быть все гармонично, с соблюдением всех принципов создания работы. Важно и то, что флористический коллаж способствует творческому самовыражению. Занимаясь творчеством, мы заставляем мозг активно трудиться, гармонично развиваемся, успокаиваемся, учимся заново радоваться и любить.
Данный мастер –класс будет интересен всем тем, кто любит заниматься творчеством, любит радовать близких и друзей интересными, своеобразными подарками, изготовленными своими руками.
Пояснительная записка
Коллаж – (от французского слова «соllage», что означает «наклеивание») как жанр находится на границе флористики и живописи, поскольку позаимствован аранжировщиками у изобразительного искусства.
Коллаж - это и техника, известная ещё древним египтянам, и вид изобразительного искусства, где живописные или графические произведения создаются путём наклеивания на бумажную, тканевую или другую основу материалов, различных по цвету и фактуре. Такими материалами могут быть ткань, дерево, металл и флористический материал. В отличие от аппликации, коллаж допускает возможность применения объёмных элементов композиции. Причём, не только целых объектов, но и их фрагментов – посуды, часов, монет, вееров, пластинок и др.
Для создания интересного, и особенно пространственного изображения, очень важно, чтобы растительный материал был достаточно разнообразен по текстуре – грубый, гладкий, матовый, блестящий; отличался по цвету и форме. Любой растительный материал хорош сам по себе, в его первозданном виде. Кто-то использует растения именно в таком виде, кому-то нравятся отдельные фрагменты цветка, листа, а может быть, их многоцветье, кого-то привлекает графика природных линий или же фактура растительных тканей и т. п. Все эти предпочтения находят отражение в способах и характере изображения сюжета в коллаже. В связи с этим можно рассматривать две группы коллажных работ -предметные и беспредметные.
Основой для коллажа может служить картон, фанера, доски, древесно-стружечная плита, плотный лист бумаги любой формы. На неё накладывается фон. Он может быть из цветной бумаги, ткани, сетки, покрашен любыми красками или выклеен сплошь растительным материалом (листьями, лепестками, а также может быть покрыт слоем шпатлёвки, гипсом или бумажной пульпой. Фон может быть гладким или рельефным, многоцветным или однотонным. Главное, чтобы он сочетался с растительным материалом, не отвлекал от него и обладал способностью хорошо держать на себе приклеенный материал.
Существует пять основных стилей, в которых может быть выполнен флористический коллаж.
Стиль
- это общность средств художественной выразительности, приемов, характеризующих произведение искусства. Каждый из них имеет свои ярко выраженные черты и особенности:
1. В пейзажном стиле основной предмет изображения – это естественная природа. В коллажах пейзажного стиля изображают природу (лес, горы, море и т. п.) и природные явления (грозу, ветер, дождь и т. п.). В коллаже-пейзаже можно передать красоту, приметы какого-либо времени года или суток.
2. Вегетативный стиль. В работах вегетативного направления акцент делают на изображения жизни растений. В вегетативном коллаже растения показаны сами по себе, они не служат для отображения явлений природы.
3. Декоративный стиль предполагает создание яркой, интересной работы, в которой главную роль играют красота и выразительность элементов композиции. Работа в декоративном стиле должна пробуждать чувства, воспоминания, ассоциации.
4. Форма-линейный стиль. Основную нагрузку несут выполненные из флористического материала геометрические фигуры – круг, ромб, квадрат, треугольник и т. д., а также линии. Фон так может представлять собой сочетание геометрических фигур. Для этого стиля характерна асимметрия.
5. Абстрактный стиль предназначен для выражения стихийных чувств, настроений и фантазий автора, принципиально отказавшегося от изображения реальных предметов. Это популярный стиль, позволяющий создавать удивительно яркие и интересные работы. Его характеризуют выраженные цветовые пятна, имеющие различные очертания, но, как правило, не расплывчатые, а приближенные к геометрическим формам.
Материалы и оборудование:
Термопистолет и термоклей; ножницы, кусачки; засушенные цветы и листья; рамка форматом А4, картон; проектор, компьютер
Рекомендации педагогам при изготовлении флористического коллажа:
Продумайте тему или лучше, несколько тем. Обдумайте сюжет. Сделайте эскиз. Эскиз наглядно покажет, где будут находиться все элементы композиции. Продумайте технологию изготовления композиционных элементов коллажа. Определитесь с фоном и подготовьте соответствующие материалы для него. Подберите необходимый флористический и декоративный материал. Заранее приготовьте раму или паспарту.
Наклеивайте аккуратно, используя необходимый клеящий материал.
Рекомендации педагогам при изготовлении флористического венка:
Все чаще можно заметить в домах украшение в виде венка. Традиция эта началась с рождественских венков из веток ели и шишек, но осенью пропадает на земле такое количество красивых листьев, что просто необходимо воспользоваться этим и сделать осенний венок из листьев своими руками.
Сделать венок из осенних листьев не сложно. Главное определиться, какой венок вы хотите в итоге. Он может быть двусторонним – объемным с двух сторон, или односторонним, в котором листья клеятся на основу из картона.
Внешний вид вашего венка будет больше всего зависеть от тех листьев, которые вы соберете. Можно делать из одного вида листьев, или собрать совершенно разные типы листьев.
Можно сделать более красочный вариант венка, используя различные природные материалы. Повесив такой элемент декора, вы получите уйму позитива и добавите интерьеру теплоты и уюта
Список литературы
Картины из цветов. Флористический коллаж. М. : Олма-пресс,2004
Сухие и искусственные цветы, Издательский дом «Ниола-21 век»,2003
1000 способов как украсить дом цветами. М. : Олма-пресс, 2001.
Картины из сухих цветов. М--- «АСТ-ПРЕСС», 2002.
Белецкая А. И. картины из природных материалов. М--- «Элма», 2006.