Татьяна Бедарева
Мастер-класс «Современные факторы обеспечения безопасности здоровья детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдешь до самой старости» - так гласит народная мудрость.
Чтобы защитить детей от различных опасностей, оставив тем самым малышей здоровыми, а родителей счастливыми, дошкольное учреждение должно обеспечить соблюдение множества факторов безопасности. Одним из важнейших факторов является безопасность здоровья детей.
Публикация «Мастер-класс „Современные факторы обеспечения безопасности здоровья детей“» размещена в разделах
Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский ещё в своё время заметил: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В нашей деятельности главная из задач – это забота о здоровье детей.
Правильно просыпаться нужно уметь. От того, каким будет переход ото сна к бодрствованию, зависит не только настроение, но и здоровье человека. Хорошо начать день поможет утренняя эмоционально-стимулирующая гимнастика:
Цель: Игровой самомассаж в сочетании с гимнастикой прекрасно развивают все органы и системы, оказывают общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Кроме того, ласковые прикосновения рук, упражнения в виде игры доставляют большое удовольствие ребенку, укрепляют эмоциональную связь между ним и взрослыми.
Игровой самомассаж "С добрым утром!"
С добрым утром, глазки! (трогают кончиками пальцев веки)
Вы проснулись? (делают "бинокль" пальцами вокруг глаз)
С добрым утром, носик! (массаж крыльев носа)
Ты проснулся? (вдох носом, выдох ртом)
С добрым утром, ушки! (массаж ушных раковин)
Вы проснулись? (подставляют ладони к ушам, прислушиваясь)
С добрым утром, ручки (поглаживание рук сверху вниз и снизу вверх)
Вы проснулись? (трут руки друг об друга, "будят" каждый
пальчик, поглаживая, тихие и громкие хлопки)
В добрым утром, ножки! (поглаживание ног сверху вниз)
Вы проснулись? (топают ногами тихи и громко, прыжки)
С добрым утром, солнце (потягивание к солнцу)
Мы проснулись!
В своей работе регулярно использую дыхательную гимнастику, которая укрепляет дыхательную мускулатуру, развивает диафрагмальное речевое дыхание, повышает сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям. Предлагаю вам дыхательную гимнастику «Листопад»
Листьев много мы собрали,
Ветерочком легким стали.
Если очень постараться,
Листья дружно разлетятся.
Дети любят выполнять упражнения для глаз, которые способствуют снятию зрительного напряжения, являются профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения.
«Зайка играет с морковкой» (проследить глазами за игрушкой – морковкой)
Вверх морковку подними,
На нее ты посмотри (смотрят вверх)
Вниз морковку опусти (смотрят вниз)
Только глазками смотри
Вверх-вниз, вправо-влево (смотрят вверх, вниз, вправо, влево)
Ай да заинька умелый!
Глазками моргает моргают)
Глазки закрывает. (закрывают)
Зайка наш морковку взял,
с ней он весело играл.
Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет самомассаж – один из приемов улучшения кровообращения в определенной области тела. Самомассаж активизирует движение лицевой мускулатуры, улучшает тонус мышц, помогает снизить излишнее напряжение. С детьми самомассаж провожу в игровой форме, сопровождая его стихами.
Руки растираем и разогреваем
И лицо теплом своим мы обогреваем.
Лоб потрем руками от середины к краю.
Щечки разминаем, чтобы надувались.
Губки разминаем, чтобы улыбались.
Подбородок разотрем, немного губки пожуем.
Там живет наш язычок, пусть погреется дружок.
Развитие движений пальцев рук находится в прямой зависимости от развития речи. По этой причине предлагаю использовать «Су-Джок терапию». Это «дистанционное управление» созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки. Эффективен ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Массаж проводится до появления тепла.
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Ежик нам ладошки колет –
Ручки к школе нам готовит.
Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)
Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)
И иголки посчитаем. (пальчиками мнём иголки мяча)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (рукой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем руки)
Такой метод как логоритмика позволяет решать целый комплекс задач, в том числе и оздоровительно-коррекционные, у детей укрепляется костно-мышечный аппарат, формируется правильная осанка, развиваются дыхание, артикуляционная моторика, мелкая моторика пальцев рук.
В своей работе я использую хорошо зарекомендовавшую себя методику логоритмических упражнений Е. А. Алябьевой. Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус.
Логоритмическое упражнение «Мы-шофёры»
Едем, едем на машине имитируют движения рулем
Нажимаем на педаль ногу сгибают, вытягивают
Газ включаем, выключаем воображаемый рычаг двигать рукой
к себе, от себя
Смотрим пристально мы вдаль приставляют ладонь ко лбу
«Дворники» счищают капли руки сгибают в локтях перед собой,
Вправо, влево. Чистота! ладони раскрывают, наклон рук
влево-вправо
Волосы ерошит ветер пошевеливают пальцами над головой
Мы – шоферы хоть куда! поднимают вверх большой палец руки.
Закончить хочу словами Льва Семеновича Выготского: «…исследуя, что ребенок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».