Светлана Бостонова
Конспект мастер-класса для родителей и детей по составлению загадок с использованием элементов ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс для родителей и детей : «Учитесь сочинять загадки»
Подготовила и провела:
Бостонова С. В.
Цель: формирование умений у детей и их родителей отгадывать и составлять загадки.
Задачи:
Формировать умение отгадывать загадки и доказывать верность отгадки.
Публикация «Конспект мастер-класса для родителей и детей по составлению загадок с использованием элементов ТРИЗ» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Составление загадок. Учим детей придумывать загадки
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Формировать умение составлять загадки, разнообразные по структуре.
Развивать связную речь.
Учить детей работать сообща, помогать друг другу.
Уважаемые родители!
Сегодня есть много методик для воспитания ребенка всесторонне развитой личностью. Одна из них - ТРИЗ. Это теория решения изобретательских задач. Что же это за методика? Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить и изъясняться системно, с пониманием происходящих процессов. Одним из объектов изобретательства для дошкольников является загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Кроме того, сочинение загадок – это творчество, доступное даже 4 – 5 летним детям.
Зачем загадывают и отгадывают загадки?Загадки не только развивают логику и сообразительность, но и учат замечать сходство и различия там, где их совсем мало. Загадки знакомы нам с детства, и не надо отказывать своим детям в познании мира через такой образец народного творчества. Загадки не только развивают логику и сообразительность, но и учат замечать сходство и различия там, где их совсем мало.
Что такое загадка
По определению В. И. Даля, «загадка – это что-либо загадочное, сомнительное, неизвестное, возбуждающее любопытство; краткое иносказательное описание Детям нравится раскрывать тайны. Это факт. А еще они любят запоминать услышанное и потом проверять друг друга. Как обычно знакомятся с загадками? Взрослый прочитывает детям новую загадку. Как правило, самый сообразительный ребенок догадывается, каков ответ. Но если копнуть глубже, то такое «знание» загадок и, соответственно, умение вспомнить нужную отгадку – это просто навык запоминания. Мышление не работает, и творческое тоже.
Итак, гораздо полезнее учиться сочинять загадки самому.
Сделать это совсем не трудно, даже самым маленьким (с небольшой помощью взрослого).
Почему? Потому что замечательные авторы уже придумали для этого простые и действенные алгоритмы.
Простые модели сочинения загадок для самых маленьких
(от Т. А. Сидорчук и А. А. Нестеренко)
Загадки по этим моделям могут придумывать дети 3-4 лет.
Модель 1
1. Придумать, о чем будет загадка,
2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 4,
3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством.
Иными словами, записать схематично признаки, опираясь на таблицу. Пусть наша загадка будет про котенка.
Добавляем слова-связки и получаем загадку :
Ласковый, но не солнышко,
Теплый, но не свитер,
Усатый, но не сом.
Модель 2
Аналогично можно составлять простые загадки, опираясь на действия, которые совершает объект. Лучше брать за основу объект, у которого можно выделить 2-3 свойства, связанных с движением, звуком, световыми эффектами, запахами.
У меня снова про котенка.
Получилась загадка :
Охотится, но не волк,
Умеет прыгать, но не мяч,
Урчит, но не мотор.
Модель 3
Здесь в таблицу нужно записать, на какой объект похожа наша отгадка и чем от него отличается. Еще раз про котенка:
Похож на игрушку, но живой,
Похож на льва, но без гривы,
Похож на сову, но не летает.
Рисовать таблички каждый раз совершенно не обязательно! Достаточно представлять себе мысленно нужную модель. А можно даже в одной загадке объединять две модели.
Способ сочинять загадку для детей от 7 лет
(от А. В. Кислова и Е. Л. Пчелкиной)
Шаги алгоритма отчасти похожи на уже описанные, но их чуть больше:
1. Выбрать объект;
2. Выбрать от 1 до 3 свойств объекта – видимых, слышимых, осязаемых, вкусовых, постоянных или изменчивых;
3. Каждое выделенное свойство дополнить образом, который возникает по ассоциации;
4. Представить себя на месте исходного объекта и описать связанное с этим впечатление;
5. Выделить из пунктов 3 и 4 наиболее яркие, интересные и оригинальные описания, объединить их в небольшой рассказ или стихотворение.
Мы с ребятами придумывали загадку про неисправную лампочку, которая мигала у нас над головой. Конечно, сам алгоритм я не записывала слово в слово, а просто обозначала шаги значками. Вот как это происходило.
Не беда, если загадка не складывается в стихотворение! Прозаические загадки-рассказы тоже очень интересны и необычны, а главное, побуждают к речевому творчеству.
Вот такие загадки сочинили наши дети и родители :
Легкий, а не пушинка
Резиновый, а не мячик.
С ниточкой, а не иголка.
(Шарик)
Круглое, а не мячик
Горячее, а не чайник
Желтое, а не карандаш
(Солнышко)
Едет, а не грузовик
Поворачивает, а не человек
Бибикает, а не велосипед
(Автобус)
Круглая, а не футбольный мяч
Любого цвета, а не карандаш
Есть дырочки, а не колесо
(Пуговка)
Круглое, а не луна
Разноцветный, а не радуга
Прыгает, а не живое
(Мяч)
Сладкий, а не конфета
Воздушный, а не шарик
Круглый, а не чупачупс
Съедобный, а не яблоко
(Зефир)
Желаю успеха!