Анжелла Шепенева
Мастер-класс «Сказка и метафора в работе психолога ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Теоретическая часть.
Слайд 1.
Вы помните свои детские впечатления от волшебных сказок? А как переживали за главного героя, как в месте с ним преодолевали трудности, радовались его удачам и победам?
С персонажами сказок мы учились отличать добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, верность и предательство. Именно волшебные истории будили наше воображение и фантазии помогали перевоплощаться в сказочного героя, чтобы вместе с ним постигать житейские истины, противостоять искушениям и находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций.
Слайд 2.
Публикация «Мастер-класс „Сказка и метафора в работе психолога ДОУ“» размещена в разделах
Современные дети, слушая сказки, проходят тот же путь познания мира и обретения опыта. Известный австралийский психолог Д. Бретт писала, что дети находят в волшебных историях «отголоски собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха».
В любой сказке, как правило, присутствуют следующие элементы: герой или герои, сюжет, конфликт и развязка. Но сказка только тогда становится терапевтической, когда ребенок отождествляется с ее героями, может провести параллель между сюжетом и собственной жизнью и извлекает некий урок или понимает скрытое сообщение.
Слайд 3.
Новые возможности психотерапевтического использования сказки открывает психотерапия по методу символдрамы.
Метод символдрамы (кататимно-имагинативная психотерапия) разработан известным немецким психотерапевтом профессором X. Лейнером. Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, «внутренних картин» на заданную психотерапевтом тему (мотив).
Я. Обухов разработал методику «Кататимного похода в сказку», сочетающую в себе элементы сказкотерапии и символ-драмы. Структура психотерапевтического занятия, согласно методике, определяется следующими четырьмя важными фазами:
Слайд 4.
Фаза предварительной беседы (15-20 минут). Ребенку предлагается рассказать о своей любимой сказке. Иногда, если сказка малоизвестна, его просят пересказать эту сказку. На этой фазе выявляется, когда ребенку впервые рассказали или прочитали сказку, кто ее читал или рассказывал, как и где это происходило, какие моменты сказки его особенно волновали, как он относился к отдельным героям.
Фаза релаксации (1- 5минут). Ребенка просят закрыть глаза и расслабиться, проводится упражнение на релаксацию.
Фаза представления образа (от 5 до 40 минут, в среднем около 20 минут). Ребенку предлагается представить себя в сказке, о которой он рассказывал во время предварительной беседы: «Представьте себе, что ты оказался в сказке. Все, что ты представишь,—это хорошо. Мы можем работать с любым образом».
Фаза обсуждения (5-10 минут). По окончании представления образов с ребенком проводится обсуждение и дается домашнее задание нарисовать представленное в образе. Рисунок обсуждается затем на предварительной беседе следующего сеанса.
Слайд 5.
Противопоказанием для использования методики «Кататимного похода в сказку» автор называет:
1) острые или хронические психозы или близкие к психозу состояния;
2) церебрально –органические синдромы в тяжелой форме;
3) недостаточное интеллектуальное развитие с IQ ниже 85;
4) недостаточная мотивация.
2. Практическая часть. Итак, уважаемые коллеги, кто желает, предлагаю вам отправиться в поход в сказку.
Передавая мягкую игрушку по кругу:
подумайте и вспомните свою любимую сказку;
вспомните, когда вы её услышали впервые;
кто вам её рассказал;
где это происходило.
(высказывания педагогов) Вопросы по ходу обсуждения сказки : Какие моменты сказки вас особенно волновали, как вы относились к …. (конкретные герои сказки).
Сядьте удобно, закройте глаза, постарайтесь расслабиться, почувствуйте приятное тепло и тяжесть во всех частях тела. Представьте себе, что вы находитесь в вашей любимой сказке. Всё, что Вы представите, — это хорошо. Мы можем работать с любым образом. В каком именно эпизоде вы находитесь? Что вы видите вокруг? Какие звуки вокруг вас? И т. д.
После погружения и пребывания в сказке, возвращение.
Попрощайтесь со своей любимой сказкой, на счет три вы откроете глаза. 1.2.3. Обсуждение возникших образов. Что чувствовали, что видели, что происходило в сказке? Есть ли аналогии в жизни с ситуацией, увиденной в сказке? Что происходит в жизни?
При желании, вы можете дома нарисовать иллюстрацию к любимой сказке, написать текст, что происходит в вашей любимой сказке.
3. Заключительная часть. Передавая мягкую игрушку по кругу:
Как самочувствие?
Что было трудно, что легко.
Будете ли применять данный метод в работе?
Спасибо за совместную работу, уважаемые коллеги.
Слайд 6.
В ходе работы с любимой сказкой по методу символдрамы выявляются многие проблемы и глубинные личностные конфликты. Поэтому «Кататимный поход в сказку» может служить эффективным диагностическим инструментом. В то же время даже одно занятие по методике «Кататимного похода в сказку» оказывает мощное терапевтическое воздействие на пациента и дает ему ресурсную подпитку. Происходит глубокое эмоциональное прорабатывание внутренних бессознательных конфликтов и проблем. «Кататимный поход в сказку» дает возможность глубоко пережить, проработать и принять то, что при использовании вербально-когнитивных техник психотерапии оставалось бы на поверхностно-понятийном уровне.
Слайд 7.