Милушкина Ирина Владимировна
Мастер-класс «Семейная игротека. Использование развивающих игр для укрепления детско-родительских отношений»
▼ Скачать + Заказать документы
Метафора на сегодня:
"Лучше не ловить для человека рыбу, а научить его самого ее ловить".
Современные дети – поколение Z.
Они родились с кнопкой на пальце.
Сейчас у взрослых и детей Онлайн - ведущее определение реальности, которое формирует тренды.
Дети воспринимают краткую и наглядную информацию;
Сократился период концентрации на одном объекте;
Информация усваивается маленькими порциями;
Неуклонно сокращается доля живого общения с родителями и сверстниками в пользу виртуального.
Публикация «Мастер-класс „Семейная игротека, Использование развивающих игр для укрепления детско-родительских отношений“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Казалось бы, зачем развивать воображение, когда мультфильмы, фильмы, компьютерные игры предлагают фантастические, небывалые образы, которые легко принять и понять? Однако отсутствие игры приводит к тому, что период формирования основ личности, базовых психических функций обедняется.
Многие семьи считают, что есть государственные организации, которые обязаны непосредственно заниматься развитием их детей, а именно: «Детский сад - воспитает, школа- научит, а армия - закалит!»
Современные дети, благодаря своим современным родителям, рано начинают жить по законам взрослых. А это убирает из их фантазии важную деталь – волшебные миры, куда взрослые мысленно возвращаются в сложные периоды своей жизни. Даже есть такой термин «детский ресурс». Этот ресурс формируется в играх, в воображаемых мирах.
Сейчас дети, я не скажу, что все, но в большинстве своем, перестают играть в настольные, сюжетно-ролевые игры, то есть те игры, где требуется партнер. Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного поколения другому. Мы решили сблизить детей и родителей, показать родителям, что их дети способные, но требуют внимания и партнера для игр.
В нашем детском саду был разработан проект «Семейная игротека», способствующий:
-при помощи развивающих игр показать родителям новые способы взаимодействия с детьми,
-увидеть, что их ребенок отлично соображает, обладает хорошей памятью, вниманием и реакцией,
-формированию у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях,
-умению понимать потребности своих детей;
-способствующий обогащению эмоционального совместного опыта членов семьи, развитию у детей и родителей интереса к совместному времяпровождению,
-а также знакомству родителей с вариантами проведения игрового досуга дома в семьях.
Согласно Л. С. Выготскому игра представляет собой «иллюзорную реализацию нереализуемых тенденций». «Игра – это ведущая деятельность, источник развития и создает зону ближайшего развития». ЗБР определяет функции еще не созревшие, но находящиеся в процессе созревания, которые созревают завтра, которые сейчас еще находятся в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, то есть тем, что только созревает. Для меня это интересно с той точки зрения, что ЗБР - это совместная работа ребенка и взрослого по достижению необходимых компетенций, где упор делается не только на актуальные возрасту навыки и знания, но и более сложные задания, которые выполняют старшие дети (навык подражания старшим братьям и сестрам, участие и вовлеченность родителя помогает раскрыть потенциал детей полностью.
Л. С. Выготский опережал и своими трудами отразил важные позиции, которые нашли свое развитие в наше время.
Детям необходимо получать метоумения:
• Умение учиться;
• Выбирать информацию, выделять главное, выбирая из множества фактов;
• Уметь договариваться;
• Делать выбор;
• Владеть саморегуляцией;
• Управлять своими эмоциями.
Также при взаимодействии Родителя и ребенка, я опираюсь и всегда готова поделиться с родителями Теорией поэтапного формирования умственных действий.
Петр Яковлевич Гальперин (1902-1988)
Теория Гальперина — основные положения:
1. Умственное развитие есть результат переноса внешних материальных действий во внутренний план восприятия, представлений и понятий.
2. Процесс переноса осуществляется через ряд этапов, на каждом из которых происходит новое воспроизведение действия и его системные преобразования.
3. На первом этапе действие происходит во внешней материальной форме. На втором — в громкоречевой, ребенок вслух повторяет содержание ориентировочной схемы. На третьем постепенно исчезает внешняя сторона речи — действие осуществляется во «внешней речи про себя». На четвертом этапе речевой процесс уходит из сознания — действие выполняется во «внутренней речи».
4. Изменение действий по уровням составляет основу движения по этапам развития. Соответственно на первом этапе формируется мотивационная основа, на втором — ориентировочная, от особенностей которой зависит качество формируемого действия, на третьем этапе и далее начинается отработка действия.
5. Но я ее рассказываю так, что в основе освоения любой деятельности: сначала взрослый показывает и проговаривает, как надо что-то делать, затем делает вместе с ребенком, проговаривая каждое действие, затем рядом с ребенком и только после этих этапов ребенок начинает действовать с предметом самостоятельно.
И мы, через проект «Семейная игротека», через настольно-печатные игры, пытаемся показать родителям новые способы содержательного взаимодействия с ребенком. В детском саду игротека работает уже пять лет.
Когда мы только начинали этот проект, основной целью нашей игротеки было привлечь родителей к взаимодействию с детским садом, поднять рейтинг сада, показать, что наши дети все время заняты, показать родителю, как играть с ребенком. И уже в процессе работы я стала понимать, что часть родителей приходит на игротеку посмотреть, как играет их ребенок, как на праздник, а когда начинали привлекать родителя к взаимодействию, выяснялось, что или тема встречи их не интересовала, или они не понимали значимости игры, или говорили, что играть они не умеют.
И чтобы понять причину того, почему родители не являются столь активными участниками нашего процесса, я провела анкетирование родителей. Мне хотелось прояснить, чем вообще занимаются дети в свободное время, какие игры знают родители, что они знают о детской игре. Нами было проведено анкетирование родителей и опрос детей.
В 2019 году в результате анализа анкет были выявлены следующие моменты:
• 52% детей проводят свободное время у телевизора или монитора компьютера за просмотром мультфильмов;
• 31% родителей затруднились назвать более двух настольных игр, в которые можно играть вместе с детьми.
• 17% опрошенных родителей не знают, какими развивающими играми можно заполнить свободное время детей.
Мы увидели, что многие родители не понимают развивающей ценности дидактических игр, не умеют или не хотят играть со своими детьми в игры. Родители говорят, что не играют со своим ребенком в игры, потому что он не умеет проигрывать и это постоянный скандал.
Проведя анкетирование сейчас в начале 2021 учебного года, мы увидели, что более молодые родители затрудняются ответить на вопрос: «В какие игры они играли во дворе в детстве?», в отличие от родителей более зрелого поколения, которые быстро перечислили такие игры, как казаки разбойники, салки, вышибалы и многие другие дворовые игры.
На вопрос «Играете ли со своим ребенком?» 60 % родителей ответили, «да играем, когда есть время», а на вопрос детям «играют ли с вами родители?» только 30 % детей ответили, что играют.
«Как вы с ребенком проводите свободное время?»
Родители ответили «читаем, рисуем, играем в настольные игры, занимаемся подготовкой к школе».
А дети на тот же вопрос «как они проводят время дома с родителями?» ответили так:
30% играют самостоятельно, без взрослых,
20% играют в подвижные игры с братьями и сестрами
и 7% играют в игры в телефоне или на компьютере
15% детей ответили, что бабушка играет с ними в куклы.
20 % мальчиков играют с папами в машинки и
в железную дорогу,
и 15 % ответили, что родители помогают им в строительстве из конструктора.
Проанализировав результаты, полученные в ходе анкетирования, я разработала следующий алгоритм взаимодействия с родителями. Я готовлю для них краткую информацию о значимости игры, как она помогает их ребенку в освоении новых знаний, что через игру происходит сближение на эмоциональном уровне.
В последние 2-3 года игротеки стали более тематическими, направленными на адаптацию к детскому саду, на развитие школьнозначимых навыков, на сближение родителя и ребенка, развитие коммуникативных навыков.
Если посмотреть на динамику результатов от «Семейной игротеки», то мы увидим положительные изменения. Если раньше
на игротеки приходило много родителей, но посещение напрямую зависело от работы воспитателей, и интерес самого родителя был минимальный. То сейчас родитель сам изъявляет желание прийти на игротеку, сам выбирает темы, которые ему интересны. Раньше обращения родителей по поводу поведения ребенка звучали так: «Сделайте что-нибудь!», а сейчас родителей больше интересует то, как они сами могут помочь ребенку справиться с проблемами, научиться чему-то, быть успешным в школе. Родители стали делиться своими переживаниями, что у ребенка что-то не получается, просят рекомендации по играм, стали понимать, что они без принуждения могут научить ребенка определенным учебным навыкам, а совместные игры помогают им сблизиться. И как вывод - родители стали лучше понимать своих детей. Взрослые поняли, что совместная игра отвлекает детей от гаджетов и мультфильмов.
Мы также увидели динамику развития коммуникативных навыков детей, которые посещают наши игротеки. Дети стали более общительными, лучше выдерживают правила игры в детском коллективе, привносят в игру новые сюжеты, они активнее включаются на занятиях в группе. Таким образом, мы наблюдаем динамику не только в детско-родительском взаимодействии, но и в детском коллективе. Со слов родителей, большинству наших выпускников легко в школе, они не испытывают затруднений в общении.
Основная задача наших игротек не просто провести время и показать развивающие игры, а получить удовольствие от эмоционального общения друг с другом, и при этом решить необходимые задачи для родителей - учить или развивать играя. Увидеть, что ребенок может сам, а где ему нужно помочь. Родители очень важны на наших игротеках, поскольку детям важно видеть их не только занятыми, задёрганными и торопящимися, но и играющими, улыбающимися, спокойными.
Ожидаемые результаты от семейной игротеки
Для родителей:
• формирование навыков конструктивного поведения;
• осознание родительской роли и обязанностей;
• совершенствование родительской эффективности;
• безусловное принятие ребенка;
• освоение роли поддерживающего родителя.
Для ребенка:
• готовность к позитивным контактам со взрослыми;
• овладение навыками сотрудничества, эффективного взаимодействия;
• формирование позитивного образа семьи;
• получение опыта принятия, поддержки;
• решение актуальных проблем развития.
Принципы и правила работы Семейной игротеки
Максимальную эффективность и достижение ожидаемых результатов «Семейной игротеки» обеспечит соблюдение следующих принципов:
• Принцип амплификации заключается в содействии обогащению жизнедеятельности детей и наполнению ведущего типа деятельности дошкольников разнообразными развивающими играми.
• Принцип включённости родителей (законных представителей) означает их активное участие в проведении игровых занятий.
• Принцип взаимного уважения и равноправия всех участников игротеки
Технологии, используемые на «Семейных игротеках»
-Коммуникативные игры;
-Телесно-ориентированные игры и упражнения;
-Арттерапевтические упражнения;
-Упражнения с дидактическим материалом;
-Психогимнастические игры,
-Игры на развитие внимания, памяти, мышления.
Структура детско–родительских встреч включает в себя вводную, основную и заключительную части.
1. Вводная часть:
o Ритуал приветствия участниками друг друга.
o Разогрев, создание позитивного настроя.
2. Основная часть:
o Работа в детско-родительской паре – дается задание на взаимодействие родителей с ребенком, выполнение которого позволяет участникам пообщаться и поиграть между собой и подготовиться к взаимодействию с другими семьями.
o Подвижная коллективная игра обучение навыкам взаимодействия каждого участника со всеми остальными, работа в команде.
o Игры и упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, графических навыков и тд.
o Развитие коммуникативных навыков.
o Снятие психоэмоционального напряжения.
o Зона “Мастерская” для выполнения творческих заданий.
3. Заключительная часть:
o Ритуал прощания.
o Рефлексия: что понравилось, запомнилось, что было сложным, чего не хватило.