Надежда Викторовна Боярова
Мастер-класс «Самомассаж. Массаж карандашом: простые приемы для развития мелкой моторики рук»
Давайте разучим комплекс упражнений с элементами самомассажа : малыши услышат увлекательную историю в стихах и попробуют показать ее, используя простой карандаш и собственные пальчики. Интересно? Тогда немного теории.
Движение рук тесно связано с развитием речи : вы просто сгибаете и разгибаете пальчики годовалого малыша, играете в «Сороку-белобоку», по сути, используя самые элементарные приемы массажа, а процесс овладения речью ускоряется почти вдвое!
Публикация «Мастер-класс „Самомассаж, Массаж карандашом: простые приемы для развития мелкой моторики рук“» размещена в разделах
- Массаж карандашами
- Массажеры своими руками для детей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Все дело в близости речевой и двигательной зон, их соседствующем представительстве в коре головного мозга. Широко известны исследования профессора М. М. Кольцовой, экспериментально установившей, что формирование речевых областей совершается, в том числе, под влиянием импульсов от движений рук: возникнув в двигательной зоне импульс быстро распространяется и на близкую к нему – речевую. Так начинают расходиться круги по воде от брошенного кем-то камня.
Дошкольная педагогика давно и с успехом использует пальчиковые игры:«Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья», - рассказывает ребенок, поочередно загибая пальцы рук.
Или – не менее любимая:
«Этот пальчик – в лес пошел,
Этот пальчик – гриб нашел,
Этот пальчик – резать стал,
Этот пальчик – жарить стал,
Этот пальчик – сел и съел:
Оттого и потолстел!».
И снова ребята сгибают пальчики, на этот раз начиная с мизинца.
Увы, практика последних лет убедительно доказывает: современные дети нуждаются в чем-то большем. Сегодня увеличилось число дошколят, которые не любят рисовать и лепить, с трудом застегивают пуговицы и завязывают шнурки, едва удерживают ножницы. Это плата за достижения цивилизации. В XXI веке, ребенок, свободный от ручной работы по дому, все хуже чувствует мышцы собственных рук.
Стимулировать кинестетические ощущения от мышечных движений, улучшить трофику тканей и кровоснабжение пальцев, нормализовать мышечный тонус и добиться необходимой силы мышц могут помочь пальчиковые игры, дополненные приемами самомассажа.
Как и классическая пальчиковая игра, игры с элементами самомассажа, сочетаются с проговариванием коротких стихотворений или рифмовок. Такая игра привлекает ребенка, делает ее наполненной смыслом, а значит, интересной малышу. При этом играть предлагается с обычным карандашом.
Во-первых, потому что он всегда под рукой: и в художественном уголке в детском саду, и на полочке дома; карандаш используется во время изо-деятельности, и игра с ним легко вписывается в занятие.
Во-вторых, речь идет о пропедевтике детского страха: сегодня малыш «подружился» с карандашом, который «не хотел» рисовать, а завтра «подружится» с упрямой школьной ручкой.
И наконец, приемы, освоенные ребенком в детском саду, сослужат ему добрую службу в школе: во время контрольного списывания, когда уставшие пальчики начинают дрожать, или при подготовке домашнего задания.
Мы уверены, что хорошая игра, помноженная на желание и терпение взрослого, станет залогом успеха. Помните, что, играя, вы помогаете руке ребенка окрепнуть, развиваете и совершенствуете его речь, а значит, заблаговременно и комплексно работаете над двумя важнейшими характеристиками, необходимыми для обучения в школе.
(А теперь - практика.
P.S. Если вам лучше "один раз увидеть, чем сто раз услышать", то видео с комплексом упражнений можно посмотреть в конце.)
Упражнение 1
Зажмите карандаш между ладонями. Пальцы выпрямлены и направлены вперед. Начните прокатывать карандаш вперед-назад, перемещая его вдоль мягкой части ладошек.
Обратите внимание, для игры лучше выбрать карандаш с граненой поверхностью: его легче удерживать, а грани значительно усиливают массажный эффект.
Вот какой послушный наш
Славный добрый карандаш.
Я его в руках качу: вперед, назад и как хочу!
Упражнение 2. «Самомассаж ладоней и пальцев».
Зажмите карандаш между ладонями. Поверните их так, чтобы ладонь левой руки была направлена вверх. Начните выполнять прокатывающие движения карандашом : вперед – назад. Старайтесь, чтобы карандаш «добегал» до кончиков пальцев. Поменяйте положение: теперь вверх направлена правая ладонь.
Карандаш бежит вперед,
А потом – наоборот.
Эй, ребята, не зевайте:
Карандашик не роняйте!
Поменяй-ка, друг, ладошку:
Потрудись еще немножко.
Карандаш бежит вперед,
А потом – наоборот.
Упражнение 3. «Самомассаж (поверхностный) кончиков пальцев».
Зажмите карандаш в правой руке, между подушечками большого и указательного пальцев. Кончик карандаша «смотрит» в пол. Сделайте несколько перетирающих движений: вперед-назад. Повторите упражнение, зажав карандаш между большим и средним, большим и безымянным пальцами, большим и мизинцем. Переложите карандаш в левую руку. Пальчики правой потяните, напрягая: раз и два («Потянулись. Потянулись!»).
Так, ладошки разбудили.
Ну а пальчики забыли?
Ходит в гости карандаш :
Каждый пальчик будит наш!
Здесь все пальчики проснулись :
Потянулись. Потянулись!
Выполните упражнение для левой руки.
Снова в гости мы идем.
Карандаш с собой зовем.
Ходит в гости карандаш :
Каждый пальчик будит наш!
И здесь все пальчики проснулись :
Потянулись. Потянулись!
Упражнение 4. «“Молоток и гвоздик” : самомассаж подушечки большого пальца».
Зажмите карандаш в правой руке, удерживая его вертикально четырьмя пальцами. Кончиком большого пальца проталкивайте карандаш вниз. Выполните упражнение 5 раз.
Что если нам построить дом?
Пальчик будет молотком.
Гвоздем станет карандаш,
Он помощник верный наш.
Словно гвоздик забиваем:
Пальцем карандаш толкаем.
Повторите для левой руки:
И другой рукой скорей
Еще пять гвоздиков забей.
Поаплодируйте: ритмичные хлопки ладонями («Вот какой хороший дом…»). Поверните ладони вверх и сделайте приглашающий жест («…Всем найдется место в нем»).
Вот какой хороший дом.
Все найдется место в нем.
Упражнение 5. «“Крепкий дом” : самомассаж (глубокий) кончиков пальцев».
Карандаш в правой руке. Удерживайте его вертикально между четырьмя крепко сжатыми пальцами и большим. Сильно нажмите пальцами на карандаш, словно хотите сломать его. Расслабьтесь. Повторите пять раз.
Крепкий дом? Давай проверим
Прочны ли в доме стены, двери?
Выполните упражнение, переложив карандаш в левую руку.
Да, они прочны. Теперь
Крыльцо и крышу ты проверь.
Поаплодируйте: ритмичные хлопки ладонями («Дом надежный. Значит, ясно…»). Поверните ладони вверх и сделайте приглашающий жест («…Будет в доме безопасно»).
Дом надежный. Значит, ясно:
Будет в доме безопасно.
Упражнение 6. «“Лесенка” : динамическое упражнение с элементами самомассажа».
Зажмите карандаш вертикально : его нижний конец должен оказаться между основанием большого пальца и ладонью. Перехватите карандаш сверху другой рукой. Выполняйте перехваты, меняя руки. Добравшись до верхнего края, переверните карандаш. Повторите упражнение.
Мы по лесенке зайдем
В наш красивый прочный дом.
Упражнение 7. «“Крючки” : динамическое упражнение с элементами самомассажа».
Удерживайте карандаш в горизонтальном положении, зацепив указательными пальцами у концов. Попеременно открывая-закрывая пальцы-«крючки», передвигайте их к середине.
Куртку на крючок повесь.
Я всех прошу раздеться здесь.
Закройте за собою дверь.
И проходите в зал скорей.
Упражнение 8. «“Флейта” : динамическое упражнение с элементами самомассажа».
Удерживайте карандаш горизонтально пальцами обеих рук. Кончики пальцев левой руки направлены к вам, правой – в противоположную сторону. Последовательно поднимайте и опускайте пальцы, имитируя игру на флейте: указательные, средние, безымянные, мизинцы, - и обратно: мизинцы, безымянные, средние, указательные.
Садитесь, дети, чай попейте,
А я сыграю вам на флейте.
Кто хочет мне помочь играть?
Прошу за мною повторять.
Упражнение 9. «“Флажок” : динамическое упражнение с элементами самомассажа».
Удерживайте карандаш вертикально : сначала четырьмя пальцами правой руки (большой отведен в сторону, потом большим пальцем и ладонью.
Для танцев нужен нам флажок.
Кто станцевать с флажком бы смог?
Поменяйте руки.
Ну что ж в сторонке вам стоять?
И вас попросим станцевать.
Упражнение 10. «“Принеси пирог” : динамическое упражнение с элементами самомассажа».Зажмите карандаш между большим и указательным пальцами правой руки. «Шагайте» по столу, удерживая карандаш.
Ну а теперь пирог несите,
Но только, чур, не уроните.
Поменяйте руки.
Мы выпьем чаю с пирогом.
Какой гостеприимный дом!
Упражнение 11. «“До-сви-да-нья” : динамическое упражнение с элементами самомассажа».
Поверните руки ладонями друг к другу. Удерживайте карандаш за концы основаниями больших пальцев. Подушечки пальцев правой руки последовательно касаются одноименных пальцев левой: указательные («До», средние («сви», безымянные («да», мизинцы («нья»). Повторите 3 раза: «До-сви-да-нья!», «До-сви-да-нья!», «До-сви-да-нья!».
Увы, уже пора прощаться.
Нам с вами надо расставаться.
Вы выполнили все заданья.
Давайте скажем: «До-сви-да-нья!»
Опустите карандаш. Встряхните кисти, сделайте синхронный жест руками: «Пока-пока».