Ольга Крохмаль
Мастер-класс с родителями «Как развивать речь детей в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
План:
1. Развитие речи в условиях семьи.
2. Демонстрация артикуляционной гимнастики.
3. Демонстрация дыхательной гимнастики.
4. Ознакомление с пальчиковыми играми, как важное составляющее в развитии речи.
5. Проговаривание чистоговорок и скороговорок родителями.
6. Советы и рекомендации родителям.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Цель: Познакомить родителей с методами и приёмами формирования и совершенствования навыков связной речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Раскрыть сущность, важность, познакомить с особенностями, принципами, этапами работы по развитию речи.
2. Показать на практике методы и приёмы по развитию речи.
3. Повышение профессионализма родителей по развитию речи.
Ход мастер класса:
1. Известно, что ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье закладываются первые знания и умения ребенка, в том числе и речь ребёнка - формируется на примере речи родных и близких ему людей. Своевременное и полноценное формирование речи детей — одно из условий нормального его развития. Для эффективности воспитания и обучения детей необходимо взаимодействие детского сада и семьи. Только совместными усилиями можно решить многие проблемы в воспитании и развития ребенка С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию. Хорошо развитая речь способствует формированию у детей навыков жизни в коллективе: умения договариваться друг с другом, разрешать возникающие перед ними затруднения, обмениваться мыслями, выражать сочувствие или неодобрение. Правильно называя то, что видят и слышат дети, дети познают окружающую действительность. В разговорах с взрослыми ребенок удовлетворяет свою любознательность. Чем лучше и свободнее говорит ребенок, тем легче он приобретает новые знания и умения.
Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка. Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку по развитию речи в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагогов и специалистов детского сада на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.
2. Уважаемые родители! Дети обожают игры, чудеса, загадывание и проговаривание. Они с удовольствием включатся в вашу игру, а вы только станете ближе, роднее, и повысите свой авторитет в глазах ребенка. Для этого я предлагаю вашему вниманию посмотреть и поучаствовать, в проведении артикуляционной гимнастики:
«Овощи»
Жил на свете бегемот,
Широко открывши рот, открывать широко рот
Он ходил в свой огород,
Улыбался во весь рот. «Улыбочка»
Брал лопатку в руки «Лопаточка»
И копал без скуки,
Вверх – вниз, вверх- вниз «Качели»
Наклонялся наш малыш.
Вот зелёный удалец – «Трубочка»
Это вкусный огурец,
Здесь не рыжая плутовка,
Это тонкая морковка. Втянуть щёки
Здесь пузатый кабачок щёки надуть
Солнцу показал бочок.
Вот здесь горьки лук, чеснок, плевательные движения
Съесть он их уже не смог.
Надо овощи сажать,
Чтоб здоровым, сильным стать. «Язычок силач»
"Трубочка"
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).
"Язычок силач"
губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;
выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.
"Качели"
улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы, за нижние зубы.
3. А сейчас давайте вместе поучаствуем в проведении дыхательной гимнастики «Воздушный футбол»
Берем мячик для настольного тенниса или делаем шарик из ваты, ставим на столе «ворота» из кубиков или конструктора. Нужно «забить гол» - дуть на мячик, чтобы он прокатился по столу и закатился в ворота. Можно попробовать усложнить задачу – гонять ватный шарик, дуя на него не ртом, а носом.
4. У большинства детей развитие мелкой моторики отстает. Пальцы малоподвижные, движения неточные, неловкие и несогласованные. Поэтому пальчиковые игры так актуальны в решении вопроса по развитию речи детей. Помимо речевого развития такие игры развивают и эмоциональную сферу детей снимают эмоциональное и мышечное напряжение, снижают импульсивность, развивают навык сотрудничества со взрослым, развивают произвольное внимание и чувство ритма.
Итак, какие игры для развития пальчиков подойдут совсем маленьким детям?
Это могут быть игры с мозаикой; пересыпание ложкой из одной емкости в другую различных круп, песка; заполнение бутылочек с узким отверстием мелкими предметами, горохом; игры с прищепками.
Важно, чтобы взрослый принимал непосредственное участие в таких играх детей, создавал игровое настроение, помогал при затруднениях и поощрял правильное выполнение, придумывал игровые сюжеты.
Предлагаю вашему вниманию пальчиковую игру «По грибы» :
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
Развитию мелкой моторики пальцев рук способствуют игры с использованием кукольного театра. Детей очень увлекает процесс, когда их пальчики превращаются в определенных героев, с которыми можно разыграть сказку. Кукольный театр может быть не только куплен в магазине, его можно изготовить самостоятельно из разнообразного материала.
Детям, посещающим детский сад необходимо овладеть навыками самообслуживания: застегивание пуговиц, замков, заклепок, завязывание шнурков, бантиков. Все это также способствует развитию мелкой моторики. Поэтому необходимо всему этого ребенка обучать дома.
5. Предлагаю вашему вниманию карточки, на них написаны разные скороговорки и чистоговорки, давайте поиграем все вместе:
ГОВОРИ НЕ ТОРОПИСЬ И СМОТРИ НЕ ОШИБИСЬ
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
ВСЕХ СКОРОГОВОРОК
НЕ ПЕРЕСКОРОГОВОРИШЬ,
НЕ ПЕРЕВЫСКОРОГОВОРИШЬ
Я во двор вела вола, за рога вела вола, а вол в огород меня завел.
Груша гусениц не любит, грушу гусеница губит.
Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.
6. Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий :
- Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития. Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
- В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
- Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит развитие ребенка.
- Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
- Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
Благодарю за внимание!