Ольга Ишпулатова
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию с разными материалами «Интересные опыты с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом, магнитом.
Задачи:
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
Публикация «Мастер-класс с педагогами по экспериментированию с разными материалами „Интересные опыты с детьми“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» сентябрь 2018
Методические рекомендации: Чтобы мастер класс был интереснее и более похож на инсценировку сказки, советую к каждому опыту подобрать соответствующую музыку.
Планируемый результат:
Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Оборудование: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого, 2 апельсина, большая миска с водой, чайная ложка молотого перца, чайная ложка соли, бумажное полотенце, воздушный шарик, лоскут шерстяной ткани.
Теоретическая часть
Ход мастер-класса
“Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму”.
Китайская пословица
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.
Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию
Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.
Какие средства помогают решить эту проблему? Наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы и т. д.
Самой главной задачей познавательно- исследовательской деятельности с детьми является придание творческого исследовательского характера процессу изучения окружающего мира.
Вопрос к слушателям: что означает данная задача, что значить «творческий исследовательский характер»?
Ответ: зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (альбом, панно, открытка, макет и т. д.) т. е. развивать познавательную активность.
Решая задачи в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и следуя алгоритму и структуре эксперимента, формируем у детей целостное представление о мире неживой природы.
- Как вы думаете, рухнет ли Пизанская башня?
Можно ли заставить апельсин опуститься на дно водоёма?
Не ломайте голову, давайте поэкспериментируем
Практическая часть:
Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
1. О материалах (соль, лед).
2. О свойствах веществ.
3. О взаимодействии веществ.
1 опыт. Возьми льдинку из воды, не замочив рук.
Для проведения опыта вам понадобятся: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли.
Поспорь с приятелем, что с помощью нитки ты вытащишь кубик льда из стакана с водой, не замочив рук.
1. Опустим лёд в воду.
2. Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды.
3. Насыпем немного соли на лёд и подождём 5-10 минут.
4. Возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана.
Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.
2 опыт. «Умные зубочистки»
Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого, жидкость для мытья посуды.
1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.
В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру
3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!
Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе.
3 опыт.
Цель: Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.
Оборудование:
1. 2 апельсина.
2. Большая миска с водой.
Опыт: Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удасться. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.
Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Рефлексивная часть
Составление синквейнов.
Чтобы обобщить материал нашего мастер–класса, я предлагаю вам составить синквейн. Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.
Схема синквейна
1 строка: существительное - ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;
2 строка: два прилагательных - описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;
3 строка: три глагола -описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;
4 строка: форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;
5 строка: ОДНО слово - синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации. Связанные с данным понятием.
Пример:
Книга
Мудрая, вечная
Учит. Лечит. Ведет
Всю жизнь тебя сопровождает
Радость.
Закончить свое выступление словами известного психолога П. П. Блонского: “Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”.