Голубева Наталья Михайловна
Мастер-класс с педагогами по теме «Роль риторики в развитии выразительной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс с педагогами по теме : «Роль Риторики в развитии выразительной речи».
ХОД:
1. Вступительное слово (знакомство-приветствие).
Сегодня я с вами хотела бы провести мастер-класс по использованию элементов Риторики в красивой, выразительной речи.
- Начать мне хотелось бы со знакомства. А чтобы мы познакомились
друг с другом, давайте поиграем. Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и
Публикация «Мастер-класс с педагогами по теме „Роль риторики в развитии выразительной речи“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во
взаимодействии с другими людьми. Например, НАТАЛЬЯ - НАСТОЙЧИВАЯ,
Марина - МИРОЛЮБИВАЯ и т. д.
- Итак, мы с вами познакомились, и можем начать работу нашего мастер –класса.
Сегодняшняя наша встреча, уважаемые коллеги, пройдет в форме телевизионной передачи : "ИСКУССТВО РЕЧИ : риторика и ораторское мастерство"
Мы с вами сами попробуем сегодня, поучится ораторскому мастерству и красноречию, ведь это немало важно при работе с детьми, чтобы сам педагог умел красиво и связно высказаться.
1. Итак, переходим к рубрике "Речевая разминка»
1. «Воздушный шарик» (на тренировку дыхания). В положении стоя, глубоко вздохнув носом, произнести звук «ш» на выдохе.
2. Набрав воздуха в лёгкие, на выдохе прочитать стихотворение, без остановки
Мишка косолапый по лесу идёт,
Шишки собирает и в карман кладёт.
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб,
Мишка рассердился и ногою – топ!
3. «Язык инопланетян» (на тренировку интонационной окрашенности речи логического ударения). Задайте вопрос соседу, поочерёдно логически выделяя звуки «а», «о», «у»; он должен ответить с помощью таких же звуков, голосом акцентируя тот же звук в своём ответе.
АОУ? – АОУ; АОУ? – АОУ; АОУ? - АОУ.
2 Рубрика " Умение чисто говорить"
Что значит чисто говорить? (ответы). Говорить «без запинок», правильно выговаривать слова. Огромную роль играет «техническая» сторона речи, как дикция – чёткое, полное проговаривание слов. И чтобы научиться лёгкой «речевой» ходьбе нужно тренироваться. И на помощь придут скороговорки. Я вам предлагаю такие:
• Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
• Бык, бык тупогуб, тупогубенький бычок,
У быка бела губа была тупа.
• Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон.
3. Рубрика «Культура речи.»
- Выполните задания, используя нормы грамматики, произношения и ударения.
1. «Орфоэпический ринг»
- Прочитайте слова, поставьте ударение и произнесите слова. Тому, кто правильно произнёс - аплодисменты.
1. Звонит, щавель, километр, средства, красивее, поняла, квартал, черпать
2. Досуг, свекла, звонят, каталог, договор, исчерпать, деньгами, торты.
2. «Речевой профилакторий».
- Как правильно сказать?
1. Яблоко разрезать пополам или напополам? (пополам)
2. Обратно проливной дождь пошёл. (опять)
3. Мы заблудились и решили повернуть опять. (назад)
4. В магазине много чулков и носок. (чулок и носков)
5. Книгу положи или клади на стол? (клади)
4 рубрика «Решение и разыгрывание проблемных ситуаций»
1. Упражнение «Алло»
Ситуация. Вам необходимо получить или передать деловую информацию по телефону.
Задача. Вам необходимо установить контакт по телефону (приветствие, просьба пригласить по телефону нужного Вам человека и передать информацию) ; найти оптимальные формы речевого общения, соблюдая этикетные нормы общения по телефону, если собеседник – «руководитель», «коллега», родитель».
Возможные варианты ответов
Руководитель. Здравствуйте! Вас беспокоит заведующая детским садом. Вы могли бы пригласить к телефону…
Воспитатель. Добрый день! Это воспитатель группы… Можно узнать, почему сегодня Сашеньки нет в саду?
Родитель. Здравствуйте, будьте так любезны и пригласите медсестру к телефону.
1. Упражнение: «Ой!»
Нафантазируйте мгновенно ситуацию, в которой бы вы «ойкнув» (можно многократно) могли:
-удивиться- восхититься- пококетничать
-надсмеяться- задуматься- поиронизировать
-испугаться- пристыдить- подзадорить
-пожаловаться– околдовать- предостеречь
1. Задание. Упражнение на умение интонировать
Прочитать стихотворение «Уронили мишку на пол» с разной интонацией (аудитория должна догадаться какая интонация)
1. Игра «Войско овощей и фруктов»
Цель - активизировать речевую деятельность; формировать желание общаться и достойно выходить из нестандартных речевых ситуаций.
Сюжет
Однажды Синьор Помидор решил собрать войско из овощей и фруктов. Пришли к нему капуста, огурец, морковь, яблоко, апельсин, чеснок, картофель,. (в роли помидора, фруктов и овощей — слушатели курсов). Помидор принимает в свое войско только тех, кто сумеет рассказать о себе: убедительно, занимательно, ярко (артистично) – и каково его значение для человека. Выслушав всех желающих поступить в «войско», Помидор решает, кто поступит в его «войско», аргументируя свой выбор.
6 рубрика «рефлексия» «чемодан, корзина, мясорубка»».
Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. На желтом листочке, который приклеивался затем к плакату с изображением чемодана, необходимо нарисовать тот важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии, готов забирать с собой и использовать в своей деятельности.
На синем листочке – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в "мусорную корзину", т. е. прикрепить ко второму плакату.
Зеленый листок – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Таким образом, то, что нужно еще додумать, доработать, "докрутить" отправлялось в лист "мясорубка".
Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.
Наша передача "Искусство речи» подошла к концу. И в завершении мне хочется сказать, что Человек не может по - настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Спасибо за внимание!