татьяна шапошникова
Мастер-класс с педагогами ДОУ «Научить ребенка любить — возможно ли это?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: освоение участниками алгоритма по реализации тем социально-нравственного воспитания в образовательном процессе старшей группы детского сада.
Задачи:
1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике нетрадиционных методов и приёмов социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Вызвать у участников интерес к демонстрируемым приёмам.
3. Развивать творческую активность педагогов.
План:
Публикация «Мастер-класс с педагогами ДОУ „Научить ребенка любить — возможно ли это?“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
1. Актуальность проблемы.
2. Практикум «Освоение алгоритма по реализации содержания социально-нравственного развития старших дошкольников».
3. Игровой тренинг со зрителями.
4. Рефлексия.
Оборудование: проектор, стеклянный сосуд (ваза, разноцветные искусственные камешки,
1. Актуализация проблемы.
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса :
«Научить ребёнка любить – возможно ли это?»
В современных условиях введения ФГОС дошкольного образования, социализация, индивидуализация детей рассматриваются в качестве основного критерия развития ребёнка. Образовательный процесс в дошкольном учреждении организовывается, таким образом, в котором значимой является личность ребёнка.
Ещё известный отечественный психолог Л. С. Выгодский у своих современников отмечал феномен «засушенное сердце», который означает отсутствие чувств. Данный феномен был связан с воспитанием, направленным на интеллектуализированное поведение. К сожалению, этот феномен актуален и в наше время.
Цель моего мастер-класса –показать свой подход к реализации тем (содержания) социально-нравственного воспитания в образовательном процессе. Освоить алгоритм по реализации тем социально-нравственного воспитания в образовательном процессе ДОУ.
3. Мастер-класс.
Для участия в мастер-классе я приглашаю желающих в количестве 4 человек.
Рефлексивный круг «Передача тепла в круге»
Я предлагаю вам встать в круг и поприветствовать друг друга открытой, доброй улыбкой. Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе, эмоциональной раскрепощенности.
Пусть наша добрая улыбка,
Согреет всех своим теплом,
Напомнит нам, как важно в жизни,
Делиться счастьем и добром!
Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению.
- Сегодня день солнечный, тёплый, давайте подышим этим теплом, наполнимся энергией солнца (участники берутся за руки, руки поднимают к солнцу, делают вдох, руки направляют в центр круга – выдох).
- Молодцы! Вы почувствовали это тепло. Каждый из нас сейчас чувствует волнение, и мне хотелось бы, чтобы у всех было хорошее настроение, гармония, а для этого нужно подарить комплимент друг другу.
- Как вы думаете, почему люди любят собираться в круг?
- Как много интересных ответов. Правильно, уважаемые коллеги, круг сближает, объединяет людей.
Этот прием называется рефлексивный круг (по – другому его называют «утренний круг», «минутки вхождения в день», его я использую в работе с детьми ежедневно, цель его - помочь детям безболезненно адаптироваться в детском коллективе в начале дня.
1 шаг в моей работе над данной проблемой – приём «рефлексивный круг».
Упражнение «Наполним душу ребёнка»
(выход на примерный перечень тем в реализации социально - нравственного воспитания).
- Всем известно то, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека.
- А давайте на мгновение представим, что вот этот стеклянный сосуд (показывает) означает маленького человека, который родился. Давайте наполним его душу разноцветными камнями, которые означают богатый, духовный мир человека. Надо класть камушек в вазу, и говорить те качества, которыми бы вы хотели наполнить душу ребёнка.
Педагог кладё т первый камень и произносит слово: любовь. Остальные участники называют качества и опускают камушек в сосуд. Вот и получилась у нас светлая, богатая, добрая душа ребёнка.
- Уважаемые коллеги, выполняя данное упражнение, мы тем самым определили примерный перечень тем по социально-нравственному развитию детей, (они представлены на экране и дополнены, которые помогут нам задуматься над важными нравственными проблемами, причём не только над теми, которые актуальны в настоящий момент, но и над теми, с которыми предстоит столкнуться нашим детям в будущем.
- Сегодня я продемонстрирую свой подход в реализации данных тем, на примере темы «Где живёт Фея Любви?»
Игра «Волшебный клубок»
Вот волшебный сундучок
В нём серебряный клубок
По тропиночке любви
Побежим и я, и ты.
Открывает сундук и достаёт клубок.
- Пусть клубок поведёт нас по дороге любви, а мы ему поможем. Каждый, кто держит клубок в руках, скажет, что для вас означает любовь? (забота о своих близких, нежность, дружба, ласка, любовь к животным, маме).
2 шаг в нашем алгоритме – это определение тематических установок. Выставляется символ на мольберте).
- В нашем случае тематические установки: (представлены на слайде).
• Любить кого-то – значит заботиться о нём, стремится быть с ним рядом, делиться тем, что имеешь.
• Любовь проявляется в нежности, в ласковом прикосновении.
• Без любви человеку одиноко, он чувствует себя несчастным.
В системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки.
В работе со сказкой я использую нетрадиционные методы и приёмы, которые представлены на слайде. Нетрадиционный подход как раз и даёт возможность ребёнку уяснить, что в сказке или в герое хорошего, а что плохого, сочинить новую сказку, где бы герой исправился, добро восторжествовало.
- Я предлагаю Вам сочинить сказку, где главный герой «Фея Любви» (раздаёт участникам мелкие игрушки). Придумать новую сказку вы можете по представленному алгоритму.
Коммуникативная игра со зрителями
Представление сказки участниками.
3 шаг алгоритма – сказкотерапия – метод воспитания добрых чувств (выставляем символ - книга).
В работе с детьми над каждой нравственной темой я использую динамические минутки.
А я хочу с вами поиграть игру «Волны».
Педагог собирает участников вокруг себя и говорит:
- Представьте, что у вас долгожданный очередной отпуск, и вы приехали на море. В море обычно бывают волны, и так принято, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем педагог предлагает всем желающим по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становиться в центре, «волны» окружают его, поглаживая, тихонько журчат.
4 шаг - использование динамических минуток (выставляется символ).
Современные дети неутомимые исследователи и мы с детьми исследуем не только конкретные предметы и явления природного мира, но и нравственные качества (доброта, любовь, дружба и красота и др.).
Упражнение «Исследуй ладошку».
- А я предлагаю вам сегодня исследовать свои ладони. Моим детям очень нравится эта игра.
Один из участников становится спиной, руки отводит за спину, другие участники подходят и дают ему потрогать свои руки. Ведущий должен определить какая рука (тёплая, холодная, мягкая, крепкая, сильная) и выдвинуть предположение кому может принадлежать это рука (женщине, мужчине) или мальчику (девочке).
5 шаг в нашем алгоритме – исследовательская деятельность (выставляется символ – ладошка).
В заключение работы над каждой нравственной темой предлагаю детям изобразить её в рисунке, коллаже, аппликации, лепке.
- Нашу сегодняшнюю тему я предлагаю вам представить в виде цветка любви. С чем у вас ассоциируется любовь?
- Конечно. Это открытое сердце, душа. На столах у вас лежат лепестки цветка (уже заготовленные сердца разного цвета). Выберите себе по 2 лепестка и напишите на нём, одно качество, которым должен обладать любящий человек (на 1 лепесток написать 1 качество) – доброта, милосердие, понимание, терпение, отзывчивость, забота.
- Составление коллажа «Цветок любви».
6 шаг – художественно-продуктивная деятельность
Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.
- Уважаемые коллеги, мною был представлен алгоритм совместной деятельности по реализации тем социально-нравственного воспитания старших дошкольников.
Возвращаясь к теме нашего мастер-класс «Научить ребёнка любить – возможно ли это?».
- Нет его просто любить, понимать и принимать таким, какой он есть, и наполнять его этой любовью.
6. Рефлексия «Связующая нить»
Участники стоят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается обменом ощущений и впечатлений. Начинает ведущий (показывая пример)
- Уважаемые коллеги, мастер-класс подошёл к концу, мне очень приятно было с вами работать и я благодарю вас за сотрудничество.
-Поделитесь своими ощущениями? Чем полезен был мой мастер-класс?
- Ваши пожелания?
Когда клубок вернется к ведущему, участники натягивают нить и закрывают глаза, представляя.
Давайте натянем нить и почувствуем, что мы с вами сейчас одно целое, и каждый из нас важен и значим в этом целом.