татьяна шапошникова
Мастер-класс с педагогами «Игротерапия общения с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Ознакомление с целями и задачами мастер–класса.
2. Психолого-педагогическое обоснование проблемы социально-эмоционального развития дошкольников.
3. Практикум «Игротерапия общения»
4. Рефлексия
Цель: освоение педагогами игр и игровых упражнений, способствующие развитию коммуникативных навыков у дошкольников.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс с педагогами „Игротерапия общения с дошкольниками“» размещена в разделах
- Игротерапия. Игровая терапия в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике игровых упражнений с дошкольниками по развитию коммуникативных навыков;
2. Вызвать у воспитателей интерес к игровым упражнениям, способствующим развитие коммуникативных навыков у дошкольников;
3. Развивать творческую активность педагогов.
Оборудование: мультимедийный экран, проектор, карточки с изображением животных, стаканы с водой, гуашь, кисточки, набор фломастеров, листы бумаги, воздушные шары, игрушка солнышко.
Атрибуты: пособие «Мусорное ведро», «Волшебный трон», «Стакан с крышкой».
Ход проведения:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы представить некоторые практические аспекты моего опыта работы по теме: «Игротерапия общения с дошкольниками» - тема мастер-класса.
Цель мастер-класса – демонстрация и освоение игр и игровых упражнений, которые помогут Вам эффективно развивать социальные и коммуникативные навыки у дошкольников.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте социализация ребёнка, а именно умение общаться с другими детьми и взрослыми, инициативность, умение занять себя разнообразной деятельностью утверждается в качестве основного критерия развития ребёнка.
Дошкольный возраст - сензитивный период для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка, так как отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в этом возрасте. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка - это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, все чаще стали испытывать так называемую эмоциональную усталость. Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем психического состояния, благополучия, возможных перспектив развития, а так же его здоровья.
Мною была поставлена задача: помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, научить их вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.
Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов социально-эмоционального развития дошкольников.
Анализ используемых мной инновационных программ и методик «Я-ты-мы» О. Л. Князевой, Стеркиной, «Давайте жить дружно!» Крюковой, позволило мне систему игр условно разделить на блоки (представлены на слайде) :
1. Блок интерактивных игр на сплоченность и сотрудничество.
2. Блок игр на обучение эффективным способам общения.
3. Блок игр, направленных на снятие конфликтности.
4. Блок игр, направленных на развитие эмоций.
5. Блок игр, направленных на формирование целостного представления о собственном «Я».
Я предлагаю выйти желающим в количестве 6 человек.
1. Приветствие «Улыбнись». Встаем в круг. В начале нашей встречи я предлагаю поприветствовать друг друга открытой, доброй улыбкой. Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе, эмоциональной раскрепощенности. Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению.
2. «Знакомство» предлагаю познакомиться поближе, наиболее удобным для вас способом. Меня зовут Татьяна Валерьевна. Дома меня зовут Любимая
мама. В детстве меня называли Танюша, Мне приятней, когда меня называют Татьяна.
3. В любом возрасте каждый человек может испытывать чувство страха. Что такое страх? Страх – это когда человек боится. Покажите это выражением лица, движениями? Человек дрожит, боится пошевелиться. Когда у человека возникает чувство страха?
- Чего боятся дети вашей группы?
- Как мы можем помочь своим детям, чтобы страх прошёл? (Преодолеть страх, перебороть его). Например, я ничего не боюсь, я сумею справиться, я обязательно придумаю, что нужно сделать.
Предлагаю разделиться на 2 группы и пройти за столы.
Нарисуем страх так, как вы его представляете. Какой цвет вы выбрали, чтобы нарисовать страх? (чёрный, коричневый).
- Я предлагаю одной команде взять листочки со страхом и смять их, порвать. У нас нет больше страха, мы его победили, преодолели.
А второй команде предлагаю перевоспитать страшилку (для этого нужно сделать его добрым). Как это сделать: пририсовывать шары, конфеты в руках у страшилки; исправляем злое выражение лица на доброе, улыбчивое; одеваем страшилку в нарядный, веселый костюм – и другие веселые атрибуты.
А ещё, страх боится улыбок и смеха. Покажем, что дружба может преодолеть любой страх, взялись за руки и улыбнулись друг другу.
Также в нашем «Уголке настроения» есть еще одно интересное пособие - «Мусорное ведро», в которое мы с детьми выбрасываем все ненужные, отрицательные чувства и эмоции, мысли и переживания, от которых хотим избавиться. Я предлагаю Вам свои рисунки выбросить в это ведро. полнить это упражнение вместе (ставлю на середину зала ведро).
у каждого из нас скапливаются чувства и мысли, часто ненужные и бесполезные. И некоторые взрослые и дети любят копить свои плохие чувства, например, обиды, долгой грусти и печали, злости и ненависти. Это очень тяжело и совсем ненужно, даже опасно для здоровья.
Вспомните, как кошка отряхивается от воды (показать) и предлагаю встряхнуть свои печали, переживания и обиды в это мусорное ведро.
При работе с детьми, эффективен игровой способ избавления от гнева - «Стаканчик для крика». Он представляет собой непрозрачный стакан темного цвета с плотно закрывающейся крышкой вверху, красиво оформленный.
Демонстрация пособия.
- Например, если ребенок проявляет вербальную агрессию, я предлагаю ему отойти в уединенный уголок и оставить все «плохие» слова, всю свою злость, гнев в этом волшебном стаканчике. После того, как ребенок выговорится, стаканчик плотно закрывается и прячется.
Мы с вами освободились от всех негативных эмоций, а что такое эмоции?
В работе с детьми я использую интересный приём – предлагаю выразить своё настроение, чувства, используя гуашь, краску. Демонстрация приёма.
Покажите ваше настроение с помощью краски.
В работе с неуверенными, застенчивыми детьми, использую приём «Волшебный трон».
- Кто хочет присесть на «Волшебный трон» и получить положительные эмоции, комплименты. Остальные участники должны сказать как можно больше ласковых и нежных слов, и поглаживая сидящего на троне.
Одним из приёмов на сплочение, объединение детей использую игру «Найди пару»
- Я раздам вам карточки, на которых нарисован животные. Названия повторяются на двух карточках. Посмотрите, пожалуйста, что нарисовано на вашей карточкеТеперь карточку можно убрать. Задача каждого найти пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и «издавать характерные звуки вашего животного». Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у вас получилось.
- Чем бы вы хотели наполниться сегодня?
Упражнение «Передача любви, тепла в круг». Участники встают в круг, соединяют руки, поднимая их к солнцу, делают глубокий вдох, опуская руки в круг – выдох.
- Мы сегодня очень хорошо поиграли, давайте похвалим сами себя. Для этого сделаем следующее упражнение. Станьте на одну ногу, закройте глаза, погладьте себя по голове и мысленно скажите: «Я – молодец!».
Закончить мастер-класс я хочу такими словами (на слайде).
То, что я услышу, я забыл.
То, что увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
Это изречение Конфуцию на сухом языке цифр:
То, что мы слышим, - 10%.
То, что мы видим, -50%.
То, что мы делаем сами, - 90%.
Рефлексия. В заключении я предлагаю вам выбрать воздушный шар, цвет которого соответствует вашему состоянию души. Встанем в круг и каждый из вас поделится своими впечатлениями (что интересного вы взяли для себя, что показалось трудным, ваши пожелания).