ИРАДА БАГИРОВА
Мастер-класс «Роспись подноса жостовскими узорами»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБДОУ детский сад №44 Калининского района Санкт-Петербурга
Мастер класс «Роспись подноса жостовским узором»
Составил: воспитатель
Багирова Ирада Аслановна.
Санкт-Петербург
2022 год
Задачи:
1. Образовательные задачи:
-Формировать умение детей выполнять несложные элементы «жостовского письма» и составлять узоры из этих элементов; поэтапно наносить элементы жостовской росписи : цветы, бутоны, листья, травку.
Публикация «Мастер-класс „Роспись подноса жостовскими узорами“» размещена в разделах
- Жостовская роспись, подносы
- Орнамент и узоры
- Орнамент и узоры. Рисование
- Посуда. Все о посуде для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Познакомить детей с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией;
2. Развивающие задачи:
- Развивать у детей чувство композиции, умение красиво располагать узор на подносе (бумажном).
3. Воспитательные задачи:
-Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусства, эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству.
Технические средства обучения:
Оформление группы к мероприятию, ноутбук, мольберт.
Демонстрационный материал:
Открытки с Жостовской росписью
Раздаточный материал:
Бумажные подносы,гуашь разных цветов и оттенков, палитры, баночки с водой, салфетки,кисточки,
Предварительная работа:
Беседы о жостовской росписи, рассматривание подносов с жостовским узором, цветных иллюстраций, чтение художественной литературы о народных промыслах, изготовление подносов из картона, стихи о Жостове,загадки о цветах.
Словарная работа:
Интерьер, династия, элементы жостовской росписи : «замолёвка», «тенёжка», «прокладка», «бликовка», «чертёжка», «привязка», орнамент.
Ход занятия:
Вводная часть
Организационный момент
Воспитатель: - Ребята, давайте подойдём и рассмотрим нашу выставку.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает жостовские подносы и цветные иллюстрации жостовской росписи.
- Какие красивые расписные подносы изготавливают народные мастера в деревне Жостово.
Воспитатель: вспомните, ребята, где расписывают такие подносы. Чем они отличаются друг от друга (ответы детей)
Воспитатель: - А что в основном мастера пишут на подносах? (Основным мотивом жостовской росписи является букет на черном лаковом фоне.)
II. Основная часть
Цветущий край, родимые просторы –
Весенний луг, тенистые леса….
В них Жостово изящные узоры,
Федоскина былинная краса!
И я – росток от корня векового,
Я – плоть и кровь Мытищинской земли.
Не зря наш край, исконный, родниковый,
Жемчужиной России нарекли!
Воспитатель: Цветы прекрасны, но недолговечны. Они цветут в основном летом. Чтобы люди могли любоваться цветами круглый год, художники переносят их на подносы.
как называется профессия людей, которые расписывают подносы? (ответы детей).
- А сейчас, я вам предлагаю тоже превратиться в художников села Жостово, согласны? Занимайте свои рабочие места.
- Я вам рассказывала, этапы росписи жостовских подносов. Сначала мы продумаем рисунок будущего узора, так как будем рисовать сразу кистью, как настоящие мастера.
1 этап: сделаем замалёвок – нанесём силуэты цветов и листьев. Крупные цветы поместим в центре букета, а окружать их будут цветы поменьше, а совсем по краям располагаются мелкие цветы и листочки.
2 этап тенёжка – мы нанесём цветные тени с помощью которых, наш букет, будет казаться объёмным.
3 этап – мы будем, высветлять некоторые детали и у нас получится более контрастный вид – этот этап называется прокладка.
- Далее, мы займёмся бликами, этот этап так и называется – бликовка. Создаётся настроение и особый колорит нашего букета.
- Ну и закончим наш поднос чертёжкой – нанесём тонкой кистью небольшие штрихи, нарисуем прожилки и края листиков, в центре цветов обозначаем «семенца».
- Следом идёт приём привязка – это, когда в букет, мы прорисуем травинки, стебельки.
- А потом займёмся уборкой, так называется приём украшения бортов подноса.
Физкультминутка «Цветок».
Утром рано он закрыт,
Но к полудню ближе
Раскрывает лепестки,
Красоту их вижу.
К вечеру цветок опять
Закрывает венчик,
И теперь он будет спать
До утра, как птенчик.
Кисти рук плотно сомкнуты, бутон.
Кисти рук у запястья соединены, а пальцы
плавно расходятся в разные стороны,
напоминая раскрывшийся цветок.
Пальцы сомкнуты, образуя закрывшийся цветок.
Кисти рук возвращаются в исходное положение.
Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон.
- А теперь, возьмём кисточки и начнём творить жостовские чудеса. С помощью наводящих вопросов воспитатель закрепляет, уточняет композиционное расположение всех элементов узора.
В ходе занятия педагог следит за приемами рисования. Напоминает детям, если потребуется, что крупные цветы рисуются всем ворсом кисточки и рука с кисточкой находится под наклоном, а при рисовании мелких цветов кисточку нужно держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности подноса.
Воспитатель помогает тем, кто затрудняется
III. Заключительная часть
После росписи подносов дети оценивают свою работу.
- Ребята, у каждого жостовского подноса есть красивые названия: «Нежность», «Русь», «Подмосковное утро» и другие. Придумайте и вы названия своим подносам.