Светлана Сурнина
Мастер-класс «Развивающие игры в образовательном процессе»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, он может использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься. Необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Публикация «Мастер-класс „Развивающие игры в образовательном процессе“» размещена в разделах
При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
Именно поэтому в практике отдаю предпочтение логическим играм математического содержание, направленным на воспитание у детей познавательного интереса, способности к творческому поиску, желания и умения учиться.
Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной только на непосредственном интересе. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста использую математический материал: головоломки, геометрические мозаики «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», и конструкторы, лабиринты, задачи-шутки, задачи на трансфигурацию и задачи-смекалки геометрического характера и т. д. ; блоки Э. Дьенеша (логический блоки, палочки Х. Кюизенера; развивающие игры, разработанные Б. П. Никитиным и В. В. Воскобовичем. Развивающие игры – интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. В ходе же решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИГРОВЫХ ПОСОБИИ, ФОТООТЧЁТОВ.
Данный занимательный математический материал является средством комплексного воздействия на развитие детей, с его помощью осуществляется умственное и волевое развитие, создается проблемность в обучении, ребенок занимает активную позицию в самом процессе учения. Пространственное воображение, логическое мышление, целенаправленность и целеустремленность, умение самостоятельно искать и находить способы действия для решения практических и познавательных задач – все это, вместе взятое, требуется для успешного усвоения математики и других учебных предметов в школе.
В развивающих творческих играх Б. П. Никитина удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности – «самостоятельно по способностям». Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием не только логического мышления, но и творческих способностей. По технологии же В. В. Воскобовича – построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. То есть, используя принцип «от простого к сложному» и «принцип спирали» одновременно, не формирую решение логических задач, а учу их ориентироваться на условия и проблему. И в дальнейшем дети уже самостоятельно определяют и комбинируют все возможные варианты решения проблемной ситуации, выбирая наиболее оптимальный из них. Идеальный конечный результат позволяет преодолеть инерцию мышления, барьер и выйти на сильные решения. Он позволяет абстрагироваться от сложившихся представлений и выйти на новое понимание проблемы, позволяет проблему увидеть с нового ракурса.
Этим далеко не исчерпывается весь занимательный математический материал, используемый в моей работе с детьми. Перечислены отдельные его виды.
Исследования свидетельствуют о доступности отдельных математических занимательных задач с 4-5 лет. Являясь своеобразной умственной гимнастикой, они предупреждают возникновение интеллектуальной пассивности, с ранних лет формируют настойчивость и целенаправленность у детей. И действительно, начав систематическую работу в среднем дошкольном возрасте, направленную на развитие логического мышления через развивающие игры и технологии, сейчас повсеместно наблюдаю тягу к интеллектуальным играм и игрушкам. Дети стали более наблюдательны, настойчивы, сообразительны, усидчивы и находчивы.
Список литературы
1. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука / Г. С. Альтшуллер. – Петрозаводск: Скандинавия, 2004.
2. Никитин Б. П. Развивающие игры. – 5-е изд., доп. – М. : Знание, 1994.
3. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем: пособие для учителя / Ю. П. Саламатов. – М. : Просвещение, 2006.
4. Харько Т. Г Сказки фиолетового леса Методика познавательно- творческого развития дошкольников. – СПб. : Детство-Пресс, 2012.