Получи документы

Развитие речевой и мыслительной деятельности как важный аспект общего психического развития в дошкольном возрасте

Яна Дмитриевна Баданина
Развитие речевой и мыслительной деятельности как важный аспект общего психического развития в дошкольном возрасте
▼ Скачать +Заказ

МАСТЕР - КЛАСС «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ И МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ ОБЩЕГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

Цель: актуализация знаний педагогов в осуществлении задач инновационной деятельности.

Задачи:

1. Повысить уровень компетенции педагогов по использованию современных технологий в работе над развитием речи у воспитанников с ОВЗ.

Публикация «Развитие речевой и мыслительной деятельности как важный аспект общего психического развития в дошкольном возрасте» размещена в разделах

2. Способствовать развитию педагогического мышления.

3. Создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников мастер-класса.

Педагог-психолог :

Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь неразрывно связана с мыслительной деятельностью, а мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, т. е. мыслить. Понятийное мышление формируется в детском саду, развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. И чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь даёт ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности. Она теснейшим образом связана со всеми сторонами психического развития ребенка.

На основе языка развивается логическое мышление. Развитие речи сопряжено с развитием памяти, внимания и мышления, поскольку для эффективной речевой деятельности надо запоминать написание многих слов, обогащать словарь. Важно удерживать в памяти и быстро извлекать из неё большое количество речевых оборотов. С развитием речи развивается и сфера нравственности, чувств и эмоций.

Всё, что мы можем проговорить, мы можем осознать. Если какие-то вещи остаются не проговоренными, значит, они либо не осознанны, либо осознанны не в полной мере. Это касается людей любого возраста. А где можно проговорить то, что важно? Конечно, в ситуации общения. Поэтому на занятиях в первую очередь, необходимо организовать это общение через :

- разучивание стихов, которое способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает словарный запас ребёнка;

- пересказ рассказов, текстов, притч, отрывков из просмотренных кино - и мультфильмов также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, помогает развивать произвольную словесную память.

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Необходимо уделять внимание как пассивному, так и активному словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи.

Речь формируется в деятельности. Игровые упражнения - задания помогают в расширении словарного запаса.

Учитель-логопед:

Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка! Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции. В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка.

Игры «в слова» обогащают лексический запас ребёнка, актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3-5 мин). Это позволяет внести в игру элемент соревнования и придать ей дополнительный азарт.

Сегодня мы, предлагаем Вам поучавствовать в небольшом соревновании, где вам предстоит выполнить задания и упражнения, направленные на активизацию речевой деятельности.

Предлагаем вам разделиться на 2 команды (раздаём листочки)

Итак первое задание:

1. «Угадай, что я хочу сказать». Произношу первый слог в каком-либо слове и прошу ребёнка угадать все слово целиком по этому слогу. Например, кни (га, друж (ба, солн (це, раду (га, кален (дарь) и т. п. (провести упражнения с воспитателями.)

2. Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов:

а, к, с, о, и, м, р, т, у, ш, а, н, и, ы, г, е, р (проводится)

3. «Слово наоборот»

Ведущий называет быстро слова. Участники должны в уме или на листочке переставить буквы этого слова и назвать его. Начнем с самых простых вариантов, то есть слов, состоящих из трё х букв:

Кот –ток; нос – сон; год – дог; лес-сел

• Усложняем задачу, увеличиваем количество букв в словах:

Город – дорог; мираж – жарим; хорош – шорох; голод – долог

4. «А ну-ка, сообрази!» Распознать, из каких частей двух разных слов – названий ягод – составлено название фантазийной ягоды.

- КЛУБЛЯНИКА

- МАЛЕПИХА

- ЧЕРЛУБИКА

- СМОРБНИКА

- ЕЖЕВОДИНА

- ГОКВА

5. «Анаграммы».

Ребенку предлагают набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов.

ДАОВ - ВОДА

АУТЧ – ТУЧА

ВАЧОП – ПОЧВА

ЛАБООК – ОБЛАКО

ЛАРУЖН – ЖУРНАЛ

КОШАЛ – ШКОЛА

6. Назвать слова, противоположные по значению (антонимы)

Сильный ветер___

Высокий дом___

Короткий шарф___

Мальчик подбежал___

Девочка смеется___

Зайчик заболел___

Толстая книга___

Грязная одежда___

Самолет улетел___

Солнечный день___

Глубокая тарелка___

Хороший поступок___

7. «Вставь 3 буквы». В скобки вставь 3 буквы так, чтобы их сочетание явилось концом первого слова и одновременно началом второго.

- БЕЛИ (ЗНА) МЯ

- ЛИ (МОН) ЕТА

- КО (МАР) ГАНЦОВКА

-УДА (ЧА) СТУШКА

8. «Метаграммы».

Разгадайте метаграммы

С буквой «З» - оно блестит,

В сейфах банковских лежит.

С буквой «Б» - гнилое место,

Там земля, как будто тесто.

(Золото – болото)

9. «Назвать больше слов по теме»

В быстром темпе и в течение минуты назвать как можно больше слов, обозначающих известных ребёнку животных, птиц, растений, имена, названия стран и т. д. В этой игре выигрывает тот, кто назовёт больше всех слов. Игра способствует развитию гибкости мышления и расширяет активный словарный запас:

(ЛЮБОВЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ДЕТИ, ВОСПИТАНИЕ)

10. С удовольствием ребята выполняют задание «Я не поэт, я только учусь…». Подбирают рифмы к данным словам, пытаются составить четверостишия.

РЫБАК – чудак, пустяк, никак, мастак…

КЛЕВАТЬ – зевать, ждать, опять, менять…

Сидит на берегу рыбак,

А рыба не клюёт никак.

Устал рыбак удачи ждать,

И начал носом он клевать.

Логопед

Необходимо отметить, что работа над развитием связной речи - процесс продолжительный. Это многогранная работа над речевой культурой обучающихся, а значит и работа над развитием личности ребёнка.

При работе со словами можно использовать такие приёмы, как демонстрация предмета, рисунки, показ действий, введение слова в предложение; раскрытие значения слова при помощи толкования;

подбор однокоренных слов;

отгадывание загадок;

составление предложения с данными словами;

подбор к словам, которые обозначают предметы, однокоренных со значением действия или приметы предмета (праздник, праздновать, праздничный) и другие.

Вот, например, работа со словом яблоко.

1. Отгадывание загадок.

(Круглое, румяное, я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки).

2. Показ рисунка с изображением яблока.

3. Введение слова в предложение (В саду поспели сладкие яблоки).

4. Подбор словосочетаний (яблочный вкус, яблочное варенье и т. д.) Характеристика слова яблоко по его приметах (яблоко какое? румяное, сладкое, кислое, зелёное, спелое и т. д.)

Когда так говорят? (Яблоку негде упасть.)

Психолог

Вопрос речевого развития детей имеет большую социальную значимость. Сегодня в центре внимания - ребёнок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

И на следующем семинаре, в октябре мы продолжим нашу тему. познакомим вас с использованием в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, которые помогут нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учётом их способностей и уровня развития.

Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте» Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития»Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Наш речевой центр называется «Каркуша - Говоруша». Цель.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрастеРазвитие творческих способностей в дошкольном возрасте Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального.

Игра для сенсомоторного развития в дошкольном возрасте «Вот так урожай»Игра для сенсомоторного развития в дошкольном возрасте «Вот так урожай» Сенсомотрное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речевой и мыслительной деятельности как важный аспект общего психического развития в дошкольном возрасте
Опубликовано: 24 ноября 2021 в 23:21
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речевой и мыслительной деятельности как важный аспект общего психического развития в дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Яна Дмитриевна Баданина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД