Наталья Лукьянова
Мастер-класс «Путешествие в экологию»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать творческий потенциал родителей, их компетентность в сфере экологии; установить тесное сотрудничество между родителями и педагогами.
Задачи:
Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;
Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
Воспитывать любовь к природе.
Ход мастер-класса :
Девиз:
«Все то, интересно, что неизвестно!»
Сегодня я проведу для вас мастер-класс на тему : «Путешествие в Экологию».
Публикация «Мастер-класс „Путешествие в экологию“» размещена в разделах
«Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта».
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Природа – это самая лучшая из книг. Написанная на особом языке. Этот язык надо изучать.
Для начала предлагаю вам экологическую разминку.
«Экологическая разминка»
Отвечаем быстро.
– Кто на себе дом носит? (Улитка)
– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
– У какого зверя куст на голове? (лось).
– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)
– Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)
– Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)
– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик.)
-Почему красную книгу называют красной, а не зеленой? (потому что красный цвет – сигнал опасности)
-Почему листья зеленые? (потому что в них содержится хлорофилл)
-Что ест зимой жаба? (ничего, зимой она спит)
-Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
-Какую траву любят кошки? (валериану)
-Какая птица не строит гнезда? (кукушка)
1. Первое задание
Д/ И: «Собери правильно»
Всю природу земли можно разделить на два огромных мира.
(мир живой природы и мир неживой природы).
На столе картинки живой и неживой природы перепутаны, вы должны их разобрать. Выполняйте задание.
Команды готовы, пожалуйста, назовите, что входит в понятие живая и неживая природа, а мы проверим.
2. Второе задание.
Шуточная игра «Концовки обманки».
Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете по очереди:
1. Знает девочка любая, что морковка. (голубая, оранжевая).
2. Белым снегом всё одето, значит, наступает. (лето, зима).
3. Ночью каждое оконце слабо освещает. (солнце, луна).
4. Облетели листья с клена, стал он к осени. (зеленый, голый).
5. Под сосной четыре льва, один ушел, осталось. (два, три).
6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно. (четыре, пять).
7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу. (баран, дятел).
8. На заборе поутру, кукарекал. (кенгуру, петух).
9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте. (петух, филин).
10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает. (корова, обезьяна).
11. На болоте во весь дух, громко квакает. (петух, лягушка).
12. Слышала вся улица, как мычала. (курица, корова).
3. Третье задание.
А сейчас музыкальная разминка
Предлагаю послушать фрагменты из песен о природе и назвать песню.
(«Если добрый ты», «В траве сидел кузнечик», «Улыбка», «Вместе весело шагать», «Падают, падают листья», «У природы нет плохой погоды»)
Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки.
4. Четвертое задание
В конверте у вас написаны пословицы, вы должны нарисовать пословицу так, чтобы другая команда смогла ее “прочитать”.
1. Весна красна цветами, а осень пирогами.
2. Готовь сани летом, а телегу зимой.
5. Пятое задание
Д/и «Отгадай загадку» по очереди
1. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
2. Это то, без чего не сможем жить.
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможем мы огня. (Воздух)
3. Друг за другом ходят гномы:
На одном — кафтан зеленый,
В белый плащ другой одет,
Третий листья взял в букет,
А четвертый с солнцем дружит,
Ходит с зонтиком по лужам.
Водят за собой погоду,
Каждый гном тот —. (время года)
4. Высоченный великан
Будто угодил в капкан,
Никуда он не идет,
На одной ноге растет.
Как огромными руками,
По ветру шуршит ветвями. (Дерево)
5. Он деревьев младший брат,
Только ростом маловат,
А еще стволов полно
У молодчика того. (Кустарник)
6. Красные, черные глазки видны,
Значит, уже подоспели они.
Спрятались в травке, притихли и ждут,
Когда на варенье их всех соберут. (Ягоды)
7. Двенадцать парней
Друг друга меняют,
По тридцать дней
Землей управляют. (Месяцы)
8. Пришла весна, мы ждем грачей,
А вдоль двора потек. (ручей)
А теперь я предлагаю вам цветок- ромашку с интересными фактами. По очереди, отрываем лепесток, и зачитываем, начиная со слов " А знаете ли вы?"
Ромашка:
«А знаете ли вы?»
1) что бумага, брошенная нами будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка - более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200лет, стекло – 1000лет.
2) Летучие мыши приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, за час она ловит 160-170 комаров.
3)Муравьи питаются насекомыми, уничтожая их до 100 в день.
4) Мухи глухие, у них вообще нет слуха.
5)Акула всегда голодна, поэтому глотает всё что попало (консервные банки, шляпы, кастрюли).
6)Куры, индейки и другие птицы глотают мелкие камешки, они заменяют им зубы, помогают переваривать пищу.
7)Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т. к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.
8) Утки и гуси выходят из воды сухими. У них вырабатывается жирная смазка. Птицы достают её клювом и смазывают перья. И вода к ним не пристаёт.
Вот какую интересную и полезную информацию вы получили.
6. Шестое задание.
А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать экологический кроссворд «Лекарственные растения»
Если все слова угадаем, то получим сердечное лекарственное растение.
1. Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка отгадай? (чабрец)
2. Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито? (шиповник)
3. В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка? (рябина)
4. Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
5. Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто? (полынь)
6. Он "любит - не любит" ответить нам может
И глянет приветливо желтым глазком.
Аптечный цветок на него так похож,
Его мы лекарственным другом зовем? (ромашка)
7. Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый. (Одуванчик)
8. Весной растет,
Летом цветет,
Осенью осыпается,
Зимой отсыпается.
А цветок-то, медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа? (липа)
9. Возле дома куст растёт,
Белым цветом он цветёт –
Будут ягоды на нём,
Осенью их соберём.
Хоть на вкус и не малина,
А полезная. (калина)
Ключевое слово - Сердечное средство-боярышник. Молодцы, справились с заданием!
Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания.
7. Седьмое задание.
Загадки - иллюстрации
(Воспитателям предлагаются репродукции картин известных художников. Необходимо определить автора и название произведения.)
Народные приметы
Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас и вот – живут поныне.
8. Восьмое задание.
Народные приметы
Продолжите народную примету, связанную с погодными явлениями по очереди
- Кошка свернулась клубочком – к похолоданию
- Ворона кричит зимой – к метели
- Лягушки квакают – к дождю
- Воробьи в пыли купаются – к дождю
- Около луны звезда народилась – к потеплению
- Собаки катаются – к пурге
А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса «Лебедь»). Послушайте музыку и скажите, о какой птице рассказывает музыка? (Лебедь).
Лебедь – это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди одухотворяют ещё и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Я предлагаю вам изготовить лебедей из бумаги.
Изготовление лебедя из белой бумаги.
(Родители выполняют задание).
Заключение.
На этом наш мастер - класс подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным.
Спасибо всем за внимание.