Галина Манушкина
Мастер-класс «Простая наука. Увлекательные опыты и эксперименты»
▼ Скачать + Заказать документы
Районное методическое объединение для заведующих и старших воспитателей
Мастер-класс
Тема:
«Простая наука.
Увлекательные опыты и эксперименты»
Цель. Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди руководителей и старших воспитателей.
Задачи.
1. Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.
2. Организовать совместную экспериментальную деятельность
3. Создать положительный эмоциональный климата среди участников мастер-класса.
Предшествующая работа.
Публикация «Мастер-класс „Простая наука, Увлекательные опыты и эксперименты“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2017
Подготовка материала и оборудования; обработка специальной литературы по данной теме.
Музыкальный материал. Песня «Капитошка», фонограмма музыки.
Участники мастер-класса. Руководители, старшие воспитатели.
Декорации. Ширма «Научная лаборатория»
Материалы и оборудование. Видеоролик «Вулкан», «Тестопластика» видеоролик «Маленькие исследователи»; мука, поваренная соль, вода, миска, ложка, 2 стакана, крем для рук баночка, уксусная кислота 9%, питьевая сода, жидкое мыло, краситель, шприцы, пластиковые стаканы.
Оборудование: Ноутбук, мультипроектор, экран.
План.
1. Понятия детское экспериментирование.
2. Совместное проведение экспериментирования.
4. Рефлексия.
I часть
Видеоролик «Маленькие исследователи"
Приветствую вас в нашей научной лаборатории и с вами я, профессор Любознайкина.
Ох уж эти маленькие дети-почемучки! Какими только вопросами не изводят они своих мам и пап, бабушек и дедушек, старших сестёр и братьев, нас воспитателей, случайных знакомых… Порой эти вопросы просто заводят нас в тупик, потому что ответа на них у нас нет или ответ слишком сложен для детского понимания.
По этому поводу мне сразу вспоминается очень старый и весьма мною любимый случай.
Идут папа и пятилетний сын, сын жуёт яблоко:
- Папа, а почему яблоко темнеет?
- Понимаешь, сынок, в нашей атмосфере содержится свободный активный кислород. В то же время яблоко содержит в себе кальций, магний, и, что особенно важно, — железо. Железо вступает в реакцию со свободным кислородом. В результате получается оксид трёхвалентного железа, который имеет характерный бурый цвет.
Наступает длительная пауза.
- Папа, а ты с кем сейчас разговаривал?
Так что давайте не будем отвечать на вопросы малышей таким образом, что бы крохе было не понятно. Как правильно отвечать на детские вопросы. Сегодня мы будем искать ответы все вместе с моим другом и помощником. А кто это вы узнаете.
II часть
Любознайкина. «Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он весь голубой. Голубой краской изображена на глобусе вода- это океаны и моря, бесчисленные озера и речки. Не слишком ли много на свете воды? Нет, как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета не замерзла. Ведь Мировой океан — это что-то вроде гигантской батареи Земли.
Есть у Мирового океана и другая великая забота — поить Землю. Воду пьют все на свете поля, все на свете леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди».
Дорогие друзья, узнали вы нашего героя?
(из-за ширмы появляется Капитошка)
Капитошка. Здравствуйте, дорогие гости! Я веселая капелька, несу в себе разноцветье радуги, энергию солнца и живительную силу воды.
Игровой тренинг «Я нравлюсь себе»
(Звучит спокойная музыка — создание атмосферы непринужденной обстановки) Предложить зарядить воду своими добрыми мыслями о том, что каждый из них красивый, здоровый, жизнерадостный, веселый. Затем поблагодарить воду и выпить ее.
Любознайкина. Капитошка не просто веселая радужная капелька - это
1. Капелька творчества, которая превращается в море таланта.
2. Капелька дружбы, которая вырастает в океаны любви.
3. Капелька знания, которая вырастает в познание сложных и противоречивых законов бытия.
4. Капелька мужества, которое так необходимо для борьбы с капелькой зла — она ведь того и гляди может неожиданно появиться среди ясного неба.
- Капитоша, а ты любишь экспериментировать, делать научные опыты?
Капитошка. Конечно. Наука - это увлекательная штука! А уж когда есть возможность увидеть, потрогать, сделать самому, то восторгу у меня нет предела.
Любознайкина. Предлагаю вашему вниманию очень полезный вариант простых, но при этом увлекательных и познавательных опытови эксперементов, в процессе выполнения которых может вы узнаете что-то новое.
Итак, проведем «практические задания» по защите «научных работ» по теме
«Увлекательные опыты и эксперименты». Каждый из вас получит диплом участника.
Мы открываем вам дверь в нашу секретную лабораторию. Чувствуйте себя почти как дома. Почему почти, потому, что технику безопасности никто еще не отменял. Тем более работать мы сегодня будем с опасной жидкостью, а она шутить не любит. Я надеюсь вы не испугались? Отлично.
Давайте с вами познакомимся с золотыми правилами, которые мы должны соблюдать.
1. Не шуметь.
2. Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому
3. Нельзя ничего брать без разрешения
4. Каждую вещь клади на место.
5. Все делай аккуратно.
6. Делать все нужно дружно!
Любознайкина. Как мы уже видели наш друг Капитошка еще очень любит путешествовать, и он любезно согласился помочь нам узнать тайны удивительных явлений которые происходят в природе.
Что же тебя больше всего впечатлило? Какие чудеса ты увидел проплывая на облачке? Поделись с нашими гостями своими впечатлениями.
Капитоша., В мире столько интересного! Я летала по всему миру и видела много чего. Я познакомилась со многими детишками во всем мире, когда падала на их плечо или носик. Я видела водопады и горы, океаны и каньоны.
«Где с горы летит огонь
И дымит со всех сторон
Там опасный хулиган
Вновь проснувшийся Дедушка (вулкан)
Видеоролик «Вулкан»
Макет Вулкана.
Сейчас мы с вами сделаем действующую модель вулкана. Многие дети любят заниматься лепкой из соленного теста. Возникает вопрос, как сделать тесто? Есть несколько рецептов, но пожалуй, самый простой и надежный мы сегодня с вами и будем делать.
Видеоролик «Тестопластика»
Приглашаем к лабораторному столу 2-х помощников.
Материалы:
1. Мука
2. Поваренная соль
3. Вода
4. Миска
5. ложка
6. 2 стакана
7. Крем для рук
8. Баночка
Соотношение 1к 2 (1 стакан соли и 2 стакана муки)
Итак, макет готов приступим непосредственно к опыту.
Как и всякая научная работа, эксперимент требует точности. При его проведении необходимо соблюдать определенный порядок, выполнять его по порядку.
Химический опыт №1 «Извержение вулкана»
Для этого опыта потребуются следующие материалы и реактивы:
1. Уксусная кислота 9%;
2. Питьевая сода;
3. Жидкое мыло.
4. Краситель.
5. Родительский контроль
Ход эксперимента:
Насыпать в отверстие вулкана две чайные ложки соды
Влить жидкое подкрашенное красным цветом мыло.
Вывод: сода, уксус вступят в химическую реакцию, появляются пузырьки углекислого газа и из жерла вулкана начинает «извергаться» пена красного цвета. Проведя данный опыт, мы увидели как извергается вулкан.
Все отлично потрудились,
Поиграть пришла пора
И у друга- Капитошки
Есть для вас одна игра.
Игра «Капитошка»
Капелька запускает по кругу четыре шарика, наполненные водой. Участники под музыку передают шарики друг другу. Тот, у кого шарик остается после остановки музыки, выбывает из игры.
Прошу садится, вам друзья
Опыты нам продолжать пора
Сделать так, чтобы дети увидели в вас настоящего волшебника, очень просто. Нужны всего лишь ловкость рук и безграничная фантазия.
Эксперемент 2. «Радуга»
(мраморная бумага)
Сейчас, друзья мы с вами попробуем сделать творческий эксперимент с использованием современной технике — мраморная бумага. Для этого понадобится:
1. Пена для бритья
2. Поднос
3. Краски (акварель или гуашь)
4. Губка для мытья посуды
5. Шпашка
6. Кисточка
Пену должны выдавить на поднос равномерно распределяя по всей поверхности. Нанесем 7 полосок (радуга) Раскрашиваем кисточкой различными узорами пену гуашевой краской. Шпашкой наносим различные узоры (волнистые и т. д). Мы приближаемся к финалу нашего творческого эксперимента. Попробуем сделать оттенок. Лист прижимаем к слою пены, чтобы краска отпечаталась. Берем губку и аккуратно убираем пену. Таким образом, краска остается и на листе бумаги отпечатывается узор. В данном случае радуга.
Теперь скажу вам по секрету,
Что никакой здесь тайны нету.
Здесь нет ни капли колдовства,
Но очень много мастерства.
III часть
Рефлексия.
Вручение дипломов.
Опыт 3. «Секретное письмо»
Заканчивая нашу встречу мы вас попросим оценить сегодняшнюю работу дискуссионного клуба. Какой вывод можно сделать из того, что вы услышали, узнали, сделали сами?
Возьмите лист белой бумаги, обмакните кисточкой в молоко и напишите послание, зашифрованное письмо.
Капелька (было интересно, понравилось мероприятие,
Цветок (было интересно, но кое-что непонятно,
Снежинка (было не интересно, многое осталось непонятным).
Капитошка. Спасибо за внимание, мне было приятно работать вместе с вами. До новых встреч.
Список литературы
1. Дыбина О. В, Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О. В. Дыбиной. -2-е изд., испр. -М. : ТЦ Сфера, 2016. - 192 с. (Ребенок в мире поиска)
2. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. - Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО», 2015. 208 с.
3. Интернет ресурсы.