Ежова Светлана
Проблемные ситуации для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемная ситуация "В какой коробке больше сока?"
Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.
Программные задачи:
Образовательные: формирование представлений о том, что количество жидкости не зависит от занимаемой формы и размера ёмкости.
Развивающие: развитие умения самостоятельно делать выводы, умозаключения, доказывать свою точку зрения опытно-экспериментальным путем, развитие логического мышления, мелкой моторики.
Публикация «Проблемные ситуации для дошкольников» размещена в разделах
- Игровые проблемные ситуации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Воспитательные: воспитание культуры поведения во время образовательной деятельности, уважения к мнению сверстников.
Материалы и оборудование: 2 одинаковых стакана, 3 мерных стаканчика разного размера, 2 коробки сока: квадратная и прямоугольная, мензурка, ложка.
Технологическая карта
Актуализация прежних знаний детей (возникновение проблемных ситуаций постановка проблемы).
Ребята, нам сегодня на полдник выдали сок в коробках. Обратите внимание - коробки разные!
Посмотрите и скажите, чем они отличаются друг от друга?
-Какой формы коробки? (квадратная и прямоугольная).
Я смотрю на эти коробочки и не могу понять, какая из них больше, а какая меньше.
- Проблема-Ребята, как думаете, в какой коробке больше сока, в прямоугольной или квадратной?
Гипотезы
-Как думает Маша? Почему?
- Миша считает, что в прямоугольной коробке? Почему?
- Есть еще мнения? Почему Катя думает, что в квадратной коробке больше сока?
- Ребята, что нужно сделать, чтобы узнать количество сока в каждой коробке?
- Конечно, измерить количество сока!
- Обоснование гипотезы
-Как мы можем измерить количество сока? С помощью чего, как вы думаете? (с помощью ложки, перелить в прозрачный стакан, линейкой, с помощью мерного стаканчика или мензуркой).
- Формирование умений и навыков (проверка правильности решения проблемы).
- Давайте перельем сок в мерные стаканчики. У меня их два. Посмотрите, что можно о них сказать.
-Они разного размера и формы.
Предлагаю вам перелить сок в мерные стаканчики. Кто желает это сделать? Маша перельет в правый стаканчик, Миша - в левый.
-Посмотрите, дети, что вы видите?
- В высоком стаканчике сока кажется больше, чем у низком. Сейчас я предлагаю вам посмотреть, до какой отметки налит сок в каждом стаканчике. - Посмотри Лена, посмотри Леша. Что вы видите?
Правильно, в двух стаканчиках сока налито по 200 мл!
- Что же это может значить?
- Как думает Оля?
-Что скажет Даша?
-Правильно сока в том и другом стаканчике поровну, одинаково, по 200 мл.
Результат
Какие выводы мы с вами можем сделать на основании этого опыта?
-Как думает Даша?
- У Леши какое мнение?
- Кто согласен с Дашей?
- Кто согласен с Лешей?
- С помощью проведенного опыта мы убедились в том, что количество жидкости не зависит от занимаемой им коробки, от ее формы. У нас было 2 коробки: прямоугольная и квадратная, по 200 мл каждая, значит и сока в них тоже одинаковое количество!
Теперь я предлагаю вам перелить сок в абсолютно одинаковые стаканы.
-Что мы видим?
-Правильно, сока в них одинаковое количество.
Оригами Стаканчик"1. Складываем базовую форму треугольник
2. Намечаем складку, разделяем левый угол пополам и складываем по этой линии
3. Соединяем точки правой стороны и левого угла
Проблемная ситуация "Как набрать воды из ключа?
Материал: бумажные квадраты по количеству детей, схемы для складывания стаканчика
Актуализация прежних знаний детей (возникновение проблемной ситуации).
Мама, папа и Женя пошли в лес за ягодами. Стоял жаркий июльский день. Ягод было так много, что пришлось вылить воду из баночки, чтобы в нее набрать малину.
Но вот все было наполнено, и они сели отдохнуть около холодного ключа. Вода так и притягивала к себе, очень хотелось пить. Но набрать воды было не во что.
Противоречие: Пить хочется, рядом есть холодный ключ, но баночки наполнены ягодами, набрать воду не во что.
Проблема: Во что мы можем набрать воду.
Ребята, давайте подумаем, во что мы можем набрать воду?
Выдвижение гипотез (в ладошки, но ее далеко не унесешь, она вытечет; найти в лесу пустую ёмкость, налить воды в нее, но она грязная; сделать стаканчик из бумаги, он намокнет, но не сразу и мы успеем напиться воды).
Формирование умений и навыков (проверка правильности решения проблемы).
Ребята, а кто-нибудь умеет изготавливать стаканчики из бумаги?
- Кто хочет изготовить такой стаканчик? Давайте вместе сделаем каждый для себя по стаканчику, у меня есть схема сборки. (Дети складывают стаканчики, пока не зазвенит колокольчик.)
Результат
-Вот у всех нас есть по бумажному стаканчику. Кто хочет набрать в него воды и напиться? Давайте попробуем.
- Теперь узнаем, чем же закончилась история.
. И тогда Женя сказала:
- А у нас есть листок бумаги?
- Да, - ответила мама.
Девочка взяла лист плотной оберточной бумаги и подала маме бумажный стаканчик. Такие стаканчики Женя сделала и себе и папе.
Какая ты у нас умница,- похвалил дочку папа. - Твое умение нам очень пригодилось.
- Оказывается ребята, что девочка нашла такое же решение, как и мы.
- Понравилось вам складывать из бумаги стаканчики? В следующий раз мы попробуем сделать корзинку под грибы.