Елена Букреева
Конспект мастер-класса «Применение кейс-технологии в детском саду при обучении дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: научить педагогов использовать кейс-метод в образовательной деятельности с детьми.
Задачи:
1. Расширить знания участников мастер-класса о методе кейсов и его применении;
2. Создать условия для профессионального общения, самореализации и роста творческого потенциала педагогов;
3. Повысить их профессиональное мастерство.
Оборудование: проектор, ноутбук, игрушки, дорожные знаки, дипломы «Юный автоинспектор», кейсы с дорожными ситуациями и атрибутами.
Ход мастер-класса.
Вступительная часть. (Слайд № 2)
Публикация «Конспект мастер-класса „Применение кейс-технологии в детском саду при обучении дошкольников“» размещена в разделах
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает тон, и мы вынуждены действовать, чтобы все успеть и не остановиться в развитии. Одним словом, воспитателю необходимо перейти от передачи готовых знаний к мотивации воспитанников на проявление инициативы и самостоятельности в решении возникших вопросов.
Слайд №3 «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Джордж Бернард Шоу.
В связи с этим в своей работе я начала использовать «Кейс- технологии».
«Кейс - технология» - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или близких к реальности ситуаций, направленная в основном на формирование новых качеств и умений.
Слайд №4 Упражнение «Снежинка».
У каждого педагога лист бумаги одинаковой формы, размера, качества, цвета. Предлагается закрыть глаза и сложить лист пополам, оторвать правый верхний угол, опять сложить пополам, оторвите нижний угол и т. д. Затем раскрыть снежинку и постараться найти среди остальных снежинок точно такую же. Но снежинки все индивидуальны. Точно так нет и одинаковых детей, взрослых.
Вывод: все мы разные, с различными способностями, возможностями и личностными качествами. Прошу помнить это при работе на нашем мастер-классе.
Слайд № 5. Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений по той или иной теме.
В основе такой технологии лежит системно-деятельностный подход, который способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, формированию культуры познания, применению правил в самостоятельной жизни. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия или в конце плавно перейти к самостоятельной деятельности.
Слайд №6. Родиной кейс-технологии являются Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета, в России она появилась 3-4 года назад, но быстро приобрел популярность.
В основе названия рассматриваемого метода лежит латинский термин «казус». Он переводится как необычный, запутанный случай. По другой версии, это название образовано от английского case - портфель, чемоданчик.
Слайд №7. Для чего нужен кейс?
Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
Слайд №8. Виды кейсов :
-Печатный кейс;
-Мультимедиа кейс;
-Видео кейс.
Что может содержать кейс?
-Текстовый материал;
-Иллюстративный материал.
Слайд №9. В презентации!
Кейсы-инциденты Кейсы-вариации и догадки
Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации.
Кейсы-драматизации.
Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений. Серия опорных картинок.
Предметные картинки, демонстрирующие источник опасности.
Кейсы наоборот.
Кейсы-варианты развития событий.
Слайд № 10 В презентации
Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:
1. Знакомство с ситуацией.
2. Выделение основной проблемы.
3. Предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения.
4. Формулирование правила, вывода по основной проблеме.
Пример работы с фото-кейсом.
Практическая часть.
Уважаемые коллеги, для того чтобы вы лучше поняли основную суть кейс-метода, предлагаю на практике изучить несколько видов кейсов. Как вы понимаете, работать будем по подгруппам: 1-ая и, соответственно, 2-ая подгруппа (на столе таблички с номером подгруппы). Я буду выступать в роли автоинспектора, а вы – воспитанников. Итак, преступим.
Слайд №11. «Фото-кейс» рассмотрим с 1-ой подгруппой воспитанников.
- Что вы видите на экране? (фото) Кто на нем изображен? Что делают девочки? Правильно ли они поступают? Почему вы так решили? Что нужно сделать, чтобы избежать беды?
- А теперь, все обсудите ситуацию и придумайте правило, которое поможет другим детям избежать подобной ситуации. Отвечает один из подгруппы. (Ответы детей, формулировка правила: «Переходи дорогу в положенном месте, по «зебре» или по светофору)
- Молодцы! Верно!
Слайд 12 Технологическая карта по работе с кейс-фото «Как правильно переходить улицу»
Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей
1. Вводный Воспитатель предлагает детям рассмотреть фото. Дети рассматривают фото. Принимают ситуацию.
2. Мотивационный - Что девочка делает на фото? (предлагает сформулировать проблему)
- Что девочка не учла, переходя дорогу в данном месте?
- Каковы могут быть последствия данного поступка? - Девочка нарушает правила дорожного движения. Переходит дорогу в неположенном месте.
- Девочка может попасть под машину.
3. Поисковый (обсуждение проблемы) - Подумайте, как найти выход из сложившейся ситуации? Думают.
- Переходить дорогу только в предназначенном для этого месте по пешеходному переходу и только на зеленый свет светофора.
- Переходить дорогу со старшими братьями или сестрами, держась за руку, по пешеходному переходу, на зеленый свет светофора.
- Переходить дорогу только с родителями, крепко держась за руку, и только по пешеходному переходу.
- Если рядом нет родителей, попросить помощь у инспектора ГИБДД.
4. Аналитический - Вы предложили много ответов. Давайте выберем чей-то один, тот, который кажется правильнее всех на ваш взгляд. Дети выбирают один ответ.
5. Итоговый (решение кейса) - Ребята, озвучьте ответ, каким образом девочка сможет безопасно перейти дорогу.
- Почему вы выбрали именно этот вариант? Дети озвучивают наиболее правильный ответ, по их мнению.
6. Рефлексивный - Дети, а как бы вы поступили, если оказались в такой ситуации?
- А чтобы не попадать в такие ситуации, что нужно знать? Дети называют варианты моделей своего поведения в подобной ситуации.
Ответы детей.
Слайд №13
2- ой подгруппе предлагаю рассмотреть «Кейс-иллюстрацию».
- Что изображено на картинках? (велосипед, машина, мальчик с раной на ноге)
Как вы думаете, что произошло и с кем? (ответы детей)
А почему такая травмоопасная ситуация произошла с мальчиком? (ответы)
Как нужно было поступить мальчику? (варианты ответов)
Сформулируйте правило, которое поможет другим избежать опасной ситуации, в которую попал мальчик. (Кататься на велосипеде по дороге одним детям нельзя! Дорогу переезжать нельзя - нужно перейти пешком с велосипедом через дорогу.)
Словесное поощрение за правильные ответы.
Слайд № 14. «Кейс - наоборот» (каждой подгруппе).
1-ой подгруппе. Вчера я услышала, как папа ругал своего сына. Послушайте: «Сын, ты меня сегодня очень расстроил! Ты поставил под угрозу свою жизнь и здоровье. Сейчас ты, как воспитанный ребенок, дойдешь до «зебры», посмотришь по сторонам, убедишься, что машины остановились и только потом, не торопясь, лучше за руку со взрослым, перейдешь дорогу».
Итак, вопросы:
- Какие неправильные действия совершил мальчик?
- К чему приводит такое поведение на дороге?
- Как нужно было перейти дорогу?
- Придумайте правило, чтобы избежать опасной ситуации при переходе дороги. (Ответы, правило: «Переходи дорогу в положенном месте или по светофору за руку со взрослыми)
2-ой подгруппе. Мама ругала девочку на улице: «Ты умная девочка, но сегодня проявила себя не с лучшей стороны! Ты могла бы попасть под колеса автомобиля! Твой мяч лопнул, но можно купить в магазине другой, а вот свою жизнь уже нигде не купишь!»
Итак, вопросы вам.
- Какие неправильные действия совершила девочка?
- К чему приводят игры рядом с дорогой?
- Как нужно было поступить девочке?
- Придумайте правило, которое напоминало бы о том, что рядом с дорогой играть опасно. (Ответы, правило: «Рядом с дорогой играть опасно! Или «Играть нужно на специальной площадке для игр, которая будет далеко от дороги»)
Слайд № 15. Следующее задание это - «Кейс – драматизация». Каждой подгруппе предлагается набор: дорожные знаки, миниатюрные машинки и т. д. Предлагаю каждой подгруппе обыграть ситуацию, которая может произойти на дороге, если не соблюдать правила дорожного движения.
Подгруппы по очереди обыгрывают ситуации.
Подведение итогов.
Уважаемые коллеги, позвольте подвести итоги мастер-класса. Сегодня мы с вами познакомились с кейс-технологией, которая способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника будет вырабатываться устойчивый навык решения практических задач.
И еще, при решении кейсов с детьми поощряйте и стимулируйте их.
Уважаемые коллеги, оцените пожалуйста насколько вам понравился мастер-класс. Если было интересно – выберите зеленый цвет светофора, если не все понравилось – желтый цвет, если совсем ничего полезного и интересного для себя не взяли – красный цвет.
И в заключении, как гласит современная народная мудрость: «Умный учится на чужих ошибках, а очень умный – на кейсах!». Спасибо за внимание!»