волошина анна юрьевна
Мастер-класс «Познавательное развитие дошкольников с использованием современных педтехнологий в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
- Уважаемые, коллеги, представляю вашему вниманию мастер-класс на тему : «Познавательное развитие дошкольников с использованием современных педагогических технологий в соответствии с ФГОС ДО».
Цели проведения мастер-класса :
1. Презентация и распространение педагогического опыта.
2. Ознакомление педагогов с совершенствованием познавательного развития с использованием современных педагогических технологий.
Публикация «Мастер-класс „Познавательное развитие дошкольников с использованием современных педтехнологий в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
3. Практическое знакомство педагогов с совершенствованием познавательного развития дошкольников с использование современных педагогических технологий.
Этапы проведения мастер-класса :
1. Актуализация.
2. Теоретическая часть.
3. Имитационная игра.
4. Моделирование.
5. Рефлексия.
1. Актуализация.
На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. ФГОС ДО, в качестве одного из принципов дошкольного образования, рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Актуальность проблемы развития познавательного интереса на социально-педагогическом уровне определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в ДОУ.
Выделение проблемы развития познавательного интереса в качестве ключевой в саморазвитии личности дошкольника обусловлено рядом причин, а прежде всего, запросом общества: одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет свободного развития личности, создание условий для ее самоопределения и самореализации (ст. 14 Закона РФ «Об образовании»).
2. Теоретическая часть.
Во многих исследованиях развитие познавательного интереса связано с построением себя как личности в процессе деятельности (Р. Р. Ветчинкина, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Л. Рубинштейн, Г. А. Цукерман, И. С. Якиманская и др.)
Однако, несмотря на то, что идея саморазвития личности дошкольника прочно утвердилась в педагогических исследованиях, в практике дошкольных образовательных учреждений она не находит должной реализации.
Изучение и анализ педагогической деятельности ДОУ позволил выявить следующие негативные факторы, сложившиеся в массовой практике дошкольного образования
-заорганизованность, регламентированность жизнедеятельности дошкольников, в ходе которой не всегда учитываются интересы и желания детей. В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра.
Игра для дошкольника выполняет ту же функцию, что учебник для школьников, она помогает осознать происходящее вокруг.
Игровая деятельность часто заменяется учебной деятельностью, характерной для начальной школы. В результате выявляется слабая мотивация познавательной деятельности большинства дошкольников, дети часто проявляют пассивность в решении поставленных перед ними задач.
Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.
Таким образом, проблема развития познавательных способностей дошкольников требует особого отношения со стороны педагогов, поиска и применения эффективных средств, технологий и методов работы с дошкольниками. Ведь дошкольный период характеризуется интенсивным развитием познавательной сферы ребенка.
В ФГОС ДО используются три термина :«познавательные интересы», «познавательные действия» и «познавательное развитие».
Познавательные интересы - это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
Познавательные действия - это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знания, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
Кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, сюда включаются исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире.
Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий.
3. Имитационная игра
- Уважаемые коллеги, сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми современными педагогическими технологиями, которые я использую в работе с детьми для познавательного развития дошкольников.
1. Технология "Палочки Кюизенера".
Работа с палочками Кюизенера даёт детям возможность придумывать и выкладывать из палочек разные фигуры. Например, проводится Игра «Придумай необычный цветок».
Цель: развивать у детей фантазию раскладывая палочки по-разному, так чтобы получился какой-нибудь необычный цветок.
Проводя игру, предлагаю ребятам отправиться в лабораторию, где мы будем с ними выращивать необычные цветы. Но, делается акцент на то, что в лабораторию отправятся не все, а только те, кто пройдёт испытание. Превращаюсь в садовника и говорю о том, что хочу нарвать букет из разных цветов. Произносятся слова:
– Я садовником родился,
не на шутку рассердился,
все цветы мне надоели,
кроме "…"
Дети называют названия разных цветов, кто назвал, тот проходит в лабораторию (за столы, где лежат коробки с палочками Кюизенера).
Далее, предлагаю ребятам, вырастить из палочек разные, необычные цветы.
2. Игровая технология.
а)Игра «Вверху – внизу. Кто выше?»
Цель: Развитие пространственных представлений.
Дети учатся соотносить предметы с той реальной обстановкой, в которой они могут находиться. Игра способствует развитию наблюдательности, внимания, воображения.
На стол выкладываю картину с изображением лесной полянки и вырезанные из картона фигурки птичек, насекомых и животных.
Правила игры: ребенок выходит к столу и вытягивает фигурку. Называет взятый предмет и прикрепляет его так, чтобы было отражено реальное положение его в пространстве. Например, если ребенок взял птичку, то он прикрепляет её вверху, а если он взял зайчика, то внизу. При этом он говорит: «Птичка летает вверху, а зайчик скачет внизу». В данной игре закрепляются понятия вверху – внизу, выше – ниже.
б) Игра «Поварята»
Цель: Учить группировать овощи и фрукты, закреплять их названия.
На фланелеграфе прикрепляю изображение банки из-под компота и кастрюли. Показываю детям овощи и фрукты. Они вместе рассматривают их, вспоминают качества овощей и фруктов. Затем рассказываю детям, что из фруктов можно приготовить вкусные варенье или компот, а из овощей варят вкусный суп и предлагаю приготовить эти блюда. Для этого нужно фрукты поместить в банку, а овощи – в кастрюлю. Ребенок выполняет задание, а я активизирую его речь с помощью вопросов: «Что это? (яблоко). Яблоко – это фрукт. Повтори. Из фруктов готовят компот и варенье. Куда ты положишь фрукт? (в банку)» и т. п.
3. Проблемные вопросы.
Беседы по картинкам.
Рассматриваем с детьми сюжетные картинки, где изображё н труд людей: «Водитель автобуса везёт детей», «Доктор лечит мальчика», «Садовник сажает деревья» и т. д. Обсуждаем нарисованное: кто изображен на картинке, что каждый из них делает, что было бы, если бы не было докторов, учителей, воспитателей и т. д.
4. Экспериментирование. Проблемные ситуации.
Например, провожу игру с элементами экспериментирования «Подарок для Гномика».
Предлагаю детям сделать подарок Гномику к празднику - слепить из сухого песка пирожное. Ничего не получается и дети рассуждают почему.
Возникшая проблемная ситуация активизирует познавательную активность детей. Дети приходят к выводу, что песок должен быть влажный, что из мокрого песка можно лепить.
5. Наблюдения.
Например, "Наблюдение за птицами весной".
Цель: показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны, систематизировать знания детей о жизни птиц весной.
С помощью наблюдений расширяем представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; знания детей о видах птиц, название птиц, их внешние признаки, питание, повадки, условия проживания.
6. Технология моделирования.
Очень часто разучиваю с детьми стихи, используя мнемотаблицы.
Например, разучивание стихотворения с помощью мнемотехники
«Водичка, водичка умой мое личико».
4. Моделирование.
- А сейчас, уважаемые педагоги, предлагаю Вам поработать практически.
Задание № 1"Угадай стихотворение".
- Вы видите перед собой мнемотаблицу. Необходимо отгадать, какое стихотворение в ней закодировано, и объяснить, почему вы так решили.
(Мой мишка
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки,
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.)
(З. Александрова)
Задание № 2 Составление мнемодорожки или мнемотаблицы.
- Вы получите текст стихотворения. Необходимо составить мнемодорожку или мнемотаблицу и объяснить, почему вы выбрали те или иные символы.
Предлагаю и вам апробировать данную технологию на себе.
В нашем детском саду – маленькие столики,
В нашем детском саду – голуби и кролики,
В нашем детском саду – песенки и сказки,
В нашем детском саду – кубики и краски.
О. Высотская
Задание № 2 Работа с палочками Кюизенера.
- А сейчас уважаемые коллеги, мы с вами попробуем поработать практически с палочками Кюизинера.
- Я предлагаю вам картинки с изображением героев любимых сказок: Красная шапочка, Серый волк, Дюймовочка, Буратино и т. д. И предлагаю вам «оживить» картины художника, делая их объёмными с помощью палочек Кюизинера.
- Выкладывание палочек на рисунке тренирует мелкую моторику, учит внимательности и аккуратности, ведь палочки ничем не крепятся, а значит нужно делать всё осторожно, чтобы не сдвинуть ранее положенные палочки.
5. Рефлексия.
- Уважаемые коллеги, Вашему вниманию был представлен мастер-класс на тему «Познавательное развитие дошкольников с использование современных технологий в соответствии с ФГОС ДО».
- Я с вами поделилась своими знаниями. А теперь я хочу, чтобы вы свое мнение об эффективности работы написали на сердечках и прочитали, после чего соберем их в этот сундучок, который я буду хранить.
- Делясь своим мнением, вам необходимо ответить на следующие вопросы:
- Какие методы и приемы вы могли бы применить в своей работе
- Какой метод или прием для вас самый эффективный?
- Что было для вас нового?
- Какой вид деятельности вам понравился больше всего. Предлагаю вам отразить цветочной полянке.
(На доске полянка с изображениями цветов. Возле каждого цветка расположены этапы мастер-класса. Педагоги выбирают бабочку и прикрепляют ее на тот цветок, какой вид деятельности им понравился больше всего).
Закончить нашу встречу я хочу притчей.
Притча: "Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: "Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”.
А ведь все действительно, уважаемые коллеги, все в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное.
Спасибо за участие! Всего доброго!