Анастасия Раева
Мастер-класс по элементам ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги! Я предлагаю принять участие в мастер – классе по теме «обучение элементам ментальной арифметики»
21 век – это век скоростей. Мы привыкли к скоростному интернету, к современным средствам передвижения, к быстрому получению большого объема информации. Но не всегда ребенок успевает усвоить и запомнить такое количество информации, поэтому необходимо вводить инновационные методики. Фраза, «кто не успевает, тот опаздывает», стала определяющей в нашей жизни. Поэтому мы стараемся найти методики, позволяющие ускорить процесс усвоения информации детьми разного возраста. И одна из таких методик Ментальная арифметика.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Ментальная арифметика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2019
Ментальная арифметика – это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью вычислений на счетах абакус.
Что Ментальная арифметика дает детям :
- быстрый устный счет
- умение концентрировать внимание
- усидчивость
- развитие памяти, воображения
- уверенность в себе, в возможности достижения любых целей
- повышение успеваемости по всем предметам
У нас не существует методик обучения устному счету, а эта методика подходит всем, Заняться обучением ментальной арифметики можно в любом возрасте. Эта методика действенна в профилактике атеросклероза и развитии памяти. Она не зависит от того, есть ли у вас математические способности. Единственное, что необходимо для хорошего результата, это постоянные тренировки. Ментальная арифметика весьма эффективна в обучении гиперактивных детей. Они учатся концентрировать внимание, у них вырабатывается усидчивость. Эта методика развивает сразу оба полушария и поэтому задействует все процессы: внимание, слуховую и зрительную память, моторику. Занятие состоит не только из счетов, но и упражнений на развитие логики, мышления, воображения. Если на занятиях дети будут только считать и представлять абакус в уме, то через месяц счеты перестанут их занимать. Поэтому, чтобы усилить эффект, требуется что - то новое и динамичное.
Так что же представляет из себя абакус Он состоит из рамки прямоугольной формы, вертикальных спиц, косточек и планки, которая разделяет абакус. Верхние косточки называют – братья или небесные, нижние – друзья или земные. Если к центральной планке не придвинуто никаких косточек, это обозначает 0. Когда считают на абакусе, есть одно правило. Большим пальцем мы поднимаем косточки вверх, т. е прибавляем, а указательным опускаем вниз – отнимаем. Это упражнение называется крабик. Повторите вместе со мной. Давайте посчитаем: внизу находятся единички 1, 2, 3, 4 – косточки закончились. Как же нам набрать 5? Это верхняя косточка. Все верхние косточки это 5. Набираем 6, 7, 8, 9. Как же будет 10? Чем хорош абакус. На нем очень легко объяснить детям, как набираются многозначные числа. Дело в том, что как мы число записываем, так его и набираем на абакусе. Если для числа 10 нам нужны цифры 1 и 0. Мы так и делаем. 20, 30, 40.
Давайте попробуем потренироваться. Назовите какое число сейчас на абакусе. 32.
Усложним задачу 63.
Давайте еще одно число определим на абакусе 99. Молодцы.
Еще немного усложним 167
Предлагаю усложнить еще. Назовите число 783. Замечательно.
А теперь посчитайте 2774
С набором чисел все понятно. Это не сложно. Абакус это очень наглядно и ощутимо.
Как же происходит сложение и вычитание? Когда мы косточки придвигаем – мы складываем, когда опускаем – вычитаем. Предлагаю попробовать посчитать
2774-1113=1661. Отнимать мы будем с тысяч.
1661+3322=4983. Молодцы.
4983-322=4661
Теперь понятно каким образом происходит сложение и вычитание на абакусе.
Я предлагаю вам перейти к практической работе.
Перед вами лежат карточки с изображением абакуса. Посчитайте какое число записано на абакусе и запишите ответ в пустое окошко. Проверим у всех правильно получилось? Молодцы.
А теперь возьмите карточки с примерами. Я покажу вам на одном из примеров, как их решать. Решая примеры, мы используем формулы на состав числа 5 и 10. Сравните ответы которые у вас получились с теми, что записаны ниже. Вы очень хорошо справились.
Когда только учатся счету, работаю на абакусе, но в дальнейшем этот предмет убирают и учатся представлять абакус в уме, ментально. Это очень удобно, вы будете независимы не от каких предметов. Сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и представить визуально абакус. Поставьте правильно руки, и составте на абакусе число 3. У всех получилось? Хорошо.
Это была 1 часть занятия. Далее мы поиграем в игры, которые развивают мышление, воображение, память, логику.
Сейчас я предлагаю вам поиграть в игры, которые могут быть использованы в работе с детьми для развития логики, мышления, воображения. Это лабиринты, рисование и штриховка двумя руками, таблицы Шульте. С нее мы и начнем. Это таблица со случайно расположенными объектами, служащие для проверки и развития быстроты нахождения этих объектов в определенном порядке. Упражнения с таблицами позволяют улучшить периферическое зрительное восприятие, что важно, например для обучения детей скорочтению. За одну минуту вам надо по порядку найти цифры на картинке от 20 до 30. Время пошло. Кто из вас справился с заданием и нашел все цифры? Молодцы.
Еще одна игра: назови цвет. В этом упражнении происходит балансировка полушарий и тренировка их взаимодействия. Правое полушарие мозга – распознает цвета, левое читает. Задание: Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух ЦВЕТ каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше. Хорошо. Молодцы.
Сейчас мы с вами будем рисовать и заштриховывать рисунок сразу двумя руками. Возьмите карандаши в обе руки и заштрихуйте картинки. Направление в котором надо выполнить штриховку указано. А вы обведите разные предметы двумя руками. Время на выполнение задания 2 минуты. Проверьте друг друга, как у вас получилось. Отлично.
Перед вами еще одна игра на внимание «движение букв».
Это упражнение на концентрацию внимания. В верхней строчке написаны буквы, мы их читаем. А какую руку поднимаем, смотрим на буквы в нижней строке. «п» правую, «л» левую, «о» обе руки. Я вам сейчас покажу. Молодцы.
Я приглашаю вас выйти ко мне в круг, мы немного отдохнем и выполним кинезиологические упражнения. Эти упражнения помогают детям развивать сразу оба полушария мозга, становиться более расслабленными в своих движениях, обрести уверенность в успехе.
Правой рукой на голове делаем движение вверх - вниз, левой круговые движения. Поменяем руки.
Упражнение «перекрестные шаги»
Упражнение «птичка – цветок»
Спасибо за участие. Мастер – класс подошел к концу, и я прошу вас оценить актуальность, интерес и значимость методики.