Елена Сидельникова
Мастер-класс для воспитателей по экспериментированию с разными материалами
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : распространение собственного педагогического опыта по экспериментально - поисковой деятельности. Продемонстрировать педагогам некоторые виды экспериментирования с бумагой, магнитом, водой, воздухом.
Задачи:
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности с детьми.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться
приобретенным опытом с другими людьми.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей по экспериментированию с разными материалами» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, его можно использовать в экспериментировании с детьми, где каждый найдет для себя что-то новое и поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый педагог проводит опыты, определяет свойства, делает выводы, анализирует.
Методические рекомендации: Чтобы мастер класс был интереснее и более похож на инсценировку сказки, к каждому опыту подобрать соответствующую музыку.
Ход мастер-класса
Воспитатель : Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые
исследователи окружающего мира. В дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на
«открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.
Дети очень любят слушать сказки, играть и поэтому решили все опыты показать в виде сказки и игры. Считаем это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки.
И сегодня в форме сказки хотим показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами.
Сказка называется «Путешествие Красной шапочки».
Воспитатель :
Жила-была маленькая девочка. Мать любила ее без памяти, а бабушка
еще больше. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду в ней ходила. Как-то раз испекла мама пирожок и сказала дочке:
- Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей пирожок и горшочек масла да узнай, как у неё дела.
Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке. Шла она, не торопясь, по пути то и дело останавливалась, нюхала цветы, и всё ей вокруг было интересно. Девочка увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и Красная шапочка увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 1
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Воспитатель : Красная шапочка полюбовалась красотой раскрывшихся
кувшинок и пошла дальше. Идет она лесом, и увидела она не затушенный костёр.
Опыт № 2
Вам понадобится свечка, спички (зажигалка) и стеклянная банка, блюдце. Положите свечку на блюдце, зажгите, накройте сверху банкой. Наблюдайте. Постепенно огонь на свечке потухнет.
Воспитатель : Что происходит? Для продолжения горения огню требуется топливо и кислород. Воск свечи является топливом, а кислород поступает из воздуха. Когда мы накрываем стаканом свечу, мы перекрываем доступ кислорода к пламени, и огонь гаснет.
Воспитатель : Как только красная шапочка потушила костер,
подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.
Опыт № 3
Налейте в банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Лед будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя.
Воспитатель : Происходит круговорот воды в природе. Вода испаряется, поднимается наверх, собирается в тучу и возвращается в виде дождя на землю.
Воспитатель : Красная шапочка не заметила, как пришла к домику своей бабушки. Сколько всего интересного было у бабушки, а больше всего Красной шапочке понравилась «волшебная рукавичка»
Опыт № 4
Металлические предметы не падают из рукавички при разжимании
руки. Предлагаю педагогам взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) - рукавичка перестаёт быть волшебной.
-Объясните: почему? При рассматривании рукавички, они находят в ней магнит. Это магнит не давал упасть металлическим предметам.
Когда Красная шапочка вернулась домой. Маме она рассказала, что интересного она увидела и узнала ответы на многие вопросы:
1. Почему же распускаются цветы?
2. Почему пламя свечи не горит?
3. Почему идёт дождь?
4. Почему металлические предметы не падают с рукавички при разжимании?
Воспитатель : А бабушке она оставила свои фотографии.
Обсуждение экспериментов с педагогами.
Рефлексия.
Воспитатели делятся своими впечатлениями мастер - класса. (Вопросы записаны на листочках с изображением красной шапочки).
1. Что я сегодня узнала?
2. Что для меня было интересно?
3. Что для меня было трудно?
4. Я поняла, что.
5. Теперь я могу.
6. Я приобрела.
7. У меня получилось.
8. Я попробую.
9. Что меня удивило?
10. Что я возьму для своей работы?
Вывод:
Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми,
позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир с другой стороны. Он может увидеть новое и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Уважаемые, педагоги, надеюсь, что вы узнали, что то новое для себя и будете вместе со своими воспитанниками проводить экспериментально-поисковую деятельность с различными материалами.