оксана булгакова
Конспект мастер-класса по экологии «Экологические эксперименты в ДОУ»
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №4 «Ромашка» станицы Советской муниципального образования Новокубанский район
Мастер- класс по экологии : «Этот удивительный мир экологии» и «Экологические эксперименты в ДОУ».
Воспитатель: Булгакова О. Н.
Апрель 2022год
«Есть такое твердое правило.
Встал поутру, умылся, привел себя в порядок –
и сразу же приведи в порядок свою планету»
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Публикация «Конспект мастер-класса по экологии „Экологические эксперименты в ДОУ“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями.
Цель: расширение и систематизирование экологических знаний педагогов;
распространение и передача педагогического опыта;
знакомство с играми и игровыми приёмами по экологии; приобщения педагогов к экологической культуре через опыты и эксперименты
Задачи:
повышение профессионального мастерства педагогов в экологическом воспитании дошкольников;
активизация мыслительно-поисковой деятельности;
умение использовать полученные знания по экологии в разных видах деятельности;
развитие познавательного интереса;
установление тесного сотрудничества между педагогами;
привлечение к защите окружающей среды.
Вызывать интерес к исследованию природы, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.). Расширять знания педагогов о значении экологического экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
Материалы и оборудование:
презентация; мультимедийное оборудование, ноутбук, яркая нить для тренинга «Паутина знакомства»; вопросы по экологическому воспитанию для каждого члена мастер класса, «ароматные» мешочки с запахами; шкатулка для тренинга «Волшебное озеро». Цветок для дидактической игры
(читается стихотворение)
Когда-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую
Дал ей форму шара большого
И посадил там деревья, цветы
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться
Змеи, слоны, черепахи и птицы
Вот вам подарок, люди владейте
Землю вспашите, хлебом засейте
Всем завещаю вам я отныне –
Вы берегите эту святыню.
I : Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вам окунуться в удивительный мир экологии, в мир окружающей нас природы.
Начиная с 1600 года около 150 видов животных вымерло на земле - из них более половины за последние 50 лет. По чьей вине? В основном - человека.
Поэтому наша главная задача – научить детей видеть красоту природы, любить, понимать и оберегать ее; дать четкое понимание, что человек – это часть природы и от деятельности человека зависит будущее планеты. Ведь природа щедра, но она не прощает ошибок. В своей работе я использую различные дидактические и подвижные игры, тренинги и экологические упражнения.
- А для начала я хочу предложить вам поближе познакомиться. Для этого мы с вами вместе сплетём паутину, но не простую паутину, а паутину знакомства.
Экологическая игра по сплочению коллектива «Паутина знакомства»
Участники встают в круг.
- Для того, чтобы сплести нашу паутину знакомства, вы должны передавая вот эту «ниточку-паутинку», назвать своё имя + ассоциацию с растением, животным, рыбой или птицей. Конечно же, важно украсить приветствие улыбкой, жестом которые непременно порадуют всех остальных.
Участники постепенно разматывают клубок, оставляя у себя в руках часть веревки, т. е. получается подобие паутины.
- Я думаю, что эта большая, яркая паутина помогла нам с вами сегодня хоть немножечко сблизиться. А вы знаете, что на этом упражнении также можно наглядно показать детям взаимосвязи в природе: паутина – это наша планета, а мы – её экосистемы. Если все в природе будет процветать, то и экосистемы планеты будут крепкими (натягивают веревку, но если экосистемы ослабнут (ослабевает веревка, начнут гибнуть и компоненты экосистемы, происходить нарушение связей, погибнет и вся экология Земли.
- Я надеюсь, что этот тренинг вы обязательно возьмете себе на заметку, а мы продолжаем.
Эколого-психологический тренинг — одна из форм экологического образования.
Предлагаю упражнение - «Ароматная сказка»
Перед вами мешочки. - А в этих мешочках «спрятаны» сказки, но не простые, а ароматные сказки. Каждый раз, оказываясь в лесу, на море, в горах, на лугу, что мы делаем с самого начала? Мы глубоко вдыхаем аромат воздуха. А затем, оказываясь дома и ощущая опять этот запах, у нас возникают определенные ассоциации, представления, эмоции, связанные с ним.
- Вот и сейчас я предлагаю вдохнуть аромат ваших мешочков и представить, куда же вы перенеслись, кто там живет, и придумать небольшую сказку.
(Составление сказок участниками.)
Хочу добавить, что с помощью таких ароматных мешочков мы можем развивать у детей воображение, фантазию, умение объяснять свои ощущения, делать выводы.
К каждой экосистеме можно подготовить свои мешочки с «ароматными» сказками и тогда ребенок, опираясь на изображения и запах, сможет с легкостью составить свою сказку.
А сейчас мы поиграем в игру : «Цветик –разноцветик». Перед вами цветок он разноцветный каждый цвет имеет своё значение. Коричневый – вопросы о земле; Зелёный – вопросы фауны и флоры; Вишнёвый – вопросы о природных явлениях; Фиолетовый – вопросы о космосе.
Выберите себе любой цвет. Сейчас я каждому игроку буду задавать вопросы.
И так первый раунд –Вишнёвый – вопросы о природных явлениях.
1. Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? Почему? (Грязный, так как он темный, а тёмные предметы больше нагреваются солнцем, чем светлые.)
2. Какой день в году самый короткий и самый тёмный? (23 декабря)
3. Чем весенняя, земля похожа на зебру? (Тем, что чередуются участки, покрытые снегом, с участками, где снег уже растаял)
4. Почему экватор означает “уравнитель”(Потому что день и ночь на экваторе равны.)
5. Как по снегу в овраге узнать, где, север, где юг (На южном склоне оврага снег тает скорее, поэтому его там меньше. На северном склоне снег тает медленнее, его там больше)
Фиолетовый- вопросы о космосе.
1. Кто первым вышел из корабля в открытый космос? (Алексей Леонов).
2. Что означает в переводе с греческого языка слово "космос"? (Мироздание, Вселенная).
3. Сможет ли космонавт, находясь на орбите, перелить воду из одного стакана в другой? (Нет, так как в космосе он пребывает в невесомости).
4. Кто первым стал изучать космос с помощью телескопа? (Галилей)
5. Как называется спутник нашей планеты, который можно увидеть ночью? (Луна).
Зелёный – вопросы фауны и флоры;
1. Для чего кошкам усы? (Усами они распознают предметы “на ощупь”).
2. Кто бежит задними ногами вперед? (Заяц. На бегу, поджимая короткие передние лапы, он выбрасывает вперед, длинные задние лапы)
3. Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты.)
4. Какое растение цветёт до появления листьев (Мать-и-мачеха, ольха, лещина)
5 Отчего крапива жжётся? Растение покрыто волосками, которые содержат жгучую кислоту
Коричневый – вопросы о земле;
1. Как называется слой в атмосфере, защищающий землю от ультрафиолетового излучения? (Озоновый слой)
2. Высочайшая точка над уровнем моря в Африке? (Килиманджаро)
3. Как называется водная оболочка земли (Гидросфера)
4. Газ, который образуется в процессе фотосинтеза растений? Кислород
5. Как называется грязевой поток камней и обломков, представляющий опасность для окружающего мира? Сель
Всем спасибо все молодцы!
Ну а сейчас я вам хочу предложить упражнение “Волшебное озеро”. Вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, Вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете, улыбнитесь ему. (Передают шкатулку.). Ответил Вам этот человек на вашу улыбку? Конечно же, вы все улыбнулись. Это здорово. Смех и улыбка это, образно говоря, «внутренняя аэробика».
Когда человек улыбается, заливается смехом, хохочет, улучшается работа сердца, кровь обогащается кислородом, а лишние калории сгорают быстрее. Так что, почаще веселитесь со своими воспитанниками! Я надеюсь, вы получили заряд эмоций. Мне хочется обратить ваше внимание на то, что с помощью этого упражнения дети смогут снять напряжение, повысить свое настроение, выразить свои эмоции.
II : Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя.
Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира.
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного показания им окружающего мира. В связи с этим можно заключить, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в тоже время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.
Природа – великий учитель, поэтому необходимо воспитывать в детях четкое понимание того, что не будь всего живого – земли, воды – людям не жить на земле.
Чем богаче мир вокруг, тем будет лучше жить в этом мире взрослым и детям.
Чем раньше ребенок познает природу, научится беречь ее, чувствовать взаимосвязь человека с природой, тем богаче, добрее он вырастет. Воспитатель должен заложить в сознание детей понятие о живой и неживой природе.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнивая классификации, обобщения и экстраполяции. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Таким образом, чтобы осуществлять развитие экспериментальных способностей, необходимо формирование ребенка нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Сейчас мы проведем несколько опытов.
Опыт № 1 Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Почему так происходит? Вывод: на поверхности пузырьки лопнут, газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Опыт № 2 «Пламя загрязняет воздух». Зажгите свечу. Горит пламя. Может ли она загрязнить воздух? Подержите над пламенем свечи на расстоянии (1-2 см.) стекло или фарфоровую чашку. Через некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу почернел – покрылся слоем копоти. Вывод: при сгорании выделяется вредные вещества, загрязняющие природу)
Опыт № 3 звезда. Материалы:
Посмотрите на предметы на столе. (На столе в нескольких тарелочках разложены по 5 надломленных под прямым углом спичек) из чего можно сделать звезду? Если капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, они выпрямятся и образуют звезду.
Если пять спичек надломить посредине и расположить так как показано на рисунке слева, а затем в центр между ними капнуть несколько капель воды, то спички сойдутся образуя пятилучевую звезду. В чем причина?
Рис. 1
Ответ. Причина в этом опыте все та же - силы поверхностного натяжения.
3. Можно сделать по другому, сложите сухие, надломленные пополам спички так, как показано на рисунке 2 слева. Капните несколько капель на сгибы спичек. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду. Как это объяснить?
Рис. 2.
Вывод: Волокна дерева впитывают воду, «толстеют» и не могут сгибаться – выпрямляются.
Спасибо за внимание! Всем вам, я хочу пожелать мира на нашей огромной Земле! Замечательных, добрых, отзывчивых детей; взаимного доверия и оптимизма; уверенности в любом начинании; сплоченного коллектива; успехов в работе; экологически чистых озер, рек.
- Всегда помните – вы талантливы, талантливы ваши дети, главное только захотеть и всё получится!
Земля - наш ковчег, наша родина, дом,
В котором мы с вами все вместе живем.
Давайте Добро созидать и творить
И Землю, как мать, и беречь, и любить!