Мункуева Ирина
Мастер-класс по украшению пряников для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Назначение мастер-класса : для детей старшей группы.
Цель урока: сформировать представление о видах обрядового печенья, научить расписывать пряники, знакомить с пряничным искусством на Руси, знакомить с русскими обычаями, формирование основ базовой культуры личности учащегося посредством эффективного взаимодействия всех участников педагогического процесса
Задачи:
Публикация «Мастер-класс по украшению пряников для детей старшей группы» размещена в разделах
Образовательная: познакомить участников с видами обрядового печенья и научиться расписывать пряники.
Развивающая: развивать и формировать навыки учебной деятельности обучающихся через изучение традиций и обычаев.
Воспитательная: возбудить интерес к традициям русского народа, заинтересовать участников МК в продолжении традиций изготовления пряников у себя дома.
Ожидаемые результаты: практическое освоение участниками навыков в рамках транслируемого опыта; повышение педагогической культуры родителей, возможность использовать полученные знания.
Тип занятия: комбинированное.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная и коллективная.
Методы: информационный (словесный, иллюстративный.
Оборудование и материалы: презентация «Пряники», вырезные пряники, принадлежности для росписи пряников : одноразовые полиэтиленовые пакетики с глазурью, тарелки, салфетки, пряники.
Ход занятия
1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку и усвоению нового материала
2. Сообщение нового материала.
3. Целеполагание.
4. Самостоятельная работа участников МК. Закрепление нового материала.
5. Анализ работ и подведение итогов.
Информационная часть.
Пряники русские,
Сладкие, мятные,
К чаю ароматному
Угощенье знатное.
Педагог: Сегодня мы с вами собрались, чтобы побывать в «Пряничной стране», познакомиться с историей изготовления пряников, самим попробовать себя в качестве мастеров. Жизнь наших предков переплеталась с обычаями и обрядами, укладом которых было почитание отцов и дедов, связь с природой и трудом. Эти добрые времена утверждали и оставляли после себя добрые традиции. Об одной из них и поговорим сегодня. Много праздников чтил наш народ, а где праздник, там подарки и угощения, вкусные и нарядные пряники.
Слово «пряник» происходит от слова «пряность». При замесе пряничного теста обязательно используются эти ароматные продукты.
Пряник очень не простой и очень нарядный, в отличие от других русских пряников.
В нашей стране пряники делятся по способу производства – печатный, вырезной и лепной; а также – по месту производства – тульский, вяземский, городецкий. Печенье вырезается из пластины раскатанного теста ножом или при помощи специальных металлических форм
А теперь скажите, какими узорами можно украсить эти пряники?
Дети: Узоры можно делать из разных линий (прямых, волнистых, ломаных, точек, капелек, сеточек.
Педагог: Мастерица раньше расписывала пряники специальной палочкой. Сейчас для этой цели используют кулинарные кулечки. Присыпка застывшей глазури создает нарядный эффект.
Педагог: Необходимо придумать узор, которым вы украсите свои пряники и расписать их (Целеполагание).
Главное условие при кулинарных работах – это соблюдение санитарно-гигиенических правил. Чтобы не получить отравление или кишечное заболевание, необходимо тщательно вымыть руки с мылом (перед уроком дети вымыли руки).
Сейчас наш урок превращается в мастерскую, где для росписи будут использоваться традиционные цвета глазури. В современной технологии росписи используются кондитерские посыпки, украшения из сахарной пудры, гелевые карандаши, сделанные из сиропа.
Первый пряник я распишу сама. Подойдите ко мне и посмотрите, как это делается.
Используются 3 приё ма: обводка пряника выполняется глазурью волнистой линией, чтобы подчеркнуть силуэт, затем прямой линией делается графическая прорисовка деталей, общая поверхность заполняется узором из точек, капелек, сеточек, крестиков, волнистых линий.
Если вы испачкаете руки глазурью, можно вымыть их или вытереть салфеткой, которая у вас на столе. У вас на столах печенье, которое мы будем расписывать. Ваша задача, как можно красивей и оригинальней расписать пряники. Вы можете придумать узор, которым украсите свои пряники, а мы в конце урока оценим ваши работы и посмотрим, у кого получился самый красивый пряник.
Закрепление нового материала:
1. Какие виды пряников по способу изготовления вы узнали?
2. Почему используют такие цвета глазури? Какие пословицы вы знаете о пряниках? Как их понимаете?
«Воспитание кнутом и пряником»
«Без работы пряников не купишь»
«Ломается как пряник»
«И пряником не заманишь»
Подведение итогов занятия:
Отметить лучшие работы.