Валентина Потапова
Мастер-класс «Волшебная страна» (игровой практикум)
Цель: расширить знания воспитателей по применению методов и приемов в сенсорных дидактических играх, способствующих закреплению знаний детей в 1 младшей группе по темам «Один. Много.»,«Цвет. Форма»
Участники: воспитатели.
Место проведения: музыкальный зал.
План проведения:
Вступительный этап:
- введение в проблему;
- создание проблемной ситуации.
Основная часть: игротека в форме путешествия на поезде по станциям.
Подведение итогов мастере- класса :
- рефлексия.
Вступительный этап.
Публикация «Мастер-класс „Волшебная страна“ (игровой практикум)» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
- Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады встрече с вами.
Такова уж природа детства: детей характеризует повышенная эмоциональность и любознательность, стремление проверить, испытать свою силу и ловкость, желание фантазировать, открывать тайны и стремиться к чему – то трудному, далекому и прекрасному. Для обеспечения эмоционального благополучия детей этого возраста необходимо, чтобы им была предоставлена широкая возможность для игр.
Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском саду. И проведу я свой мастер- класс не совсем обычно, в форме игры- путешествия в страну Сенсорику.
- Для проведения мастер- класса я приглашаю 4 человек
Создание проблемной ситуации.
Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», перед коллегами появляется «волшебный ящик».
– узнайте на ощупь, что находится в «волшебном ящике».
Воспитатель предлагает коллегам определить на ощупь содержимое ящика. Они запускают руки через рукава в ящик и ощупывают предмет. Выслушиваются и принимаются все предложения.
А вы хотите узнать, что же находится в волшебном сундучке?
- Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!
Звучит сказочная мелодия. Воспитатель надевает корону, берёт в руки волшебную палочку.
Вот я палочкой взмаху –
(действия выполняются по содержанию текста)
Загадаю чудо!
Всем коллегам помогу
Доброй феей буду!
Поскорей все встали в круг,
За руки все взялись вдруг.
А теперь начнём вращаться,
В ребятишек превращаться!
!
Паровоз давно вас ждет,
В страну Сенсорику повезёт!
Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково», воспитатель надевает фуражку машиниста, все становятся «паровозиком».
_ И сейчас мы, ребята, поедем на паровозике. Станем друг за дружкой. Сжали кулачки, в путь!
Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук, тук, тук, тук, тук.
Тук, тук, тук колеса,
Мчится паровоз,
Он в страну Сенсорику
Всех детей привез!
1. Внимание! Наш поезд прибывает на станцию «Цветная». Выходите из вагонов, садитесь поудобнее.
В: Ребята, нас встречают цветные человечки. Они покажутся, когда вы отдагадаете загадку:
Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке (желтый цвет)
Выставление карточек с картинками (цыпленок, солнце, сыр, а потом Человечка желтого цвета
***
Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести (зелёный цвет)
Выставление картинок лягушки, крокодила, травы и человечек зеленого цвета
***
У меня секретов нет
Самый яркий- красный цвет
Он живет на язычке,
В земляничке и флажке
Карточки: язычок, земляничка, флажок красного цвета
В:- Ребята, цветные человечки принесли нам корзину (корзина закрыта салфеткой)
Вы хотите узнать, что в ней? Поставить корзину на стол
В:- Что это?
Д: кубики
В: Все кубики одинакового цвета?
Д: Нет
В: Какого цвета этот кубик?
Дети: Красного
В: Правильно красный кубик
В: Анечка, какого цвета кубик (опрос 2 человек)
В: А этот кубик какого цвета?
Д: зеленого цвета
В: правильно, это зеленый кубик.
Опрос 2чел
В: А этот какого цвета?
Д: желтый кубик (опрос 2 чел)
В: Нашим человечкам негде жить, что можно сделать из кубиков?
Д :Башенку
Игра «Построим башню». Цель: закрепить знание основных цветов: красного, желтого, зеленого, вызвать желание помочь цветным человечкам
В: Вы посмотрите, как я построю башенку для красного человечка из кубиков красного человечка
В:- Беру кубик красного цвета, ставлю на стол, выбираю кубик красного цвета и ставлю его на кубик, а потом выберу еще 1 кубик красного цвета Вот какая башенка получилась.
В: Какого цвета башня?
Д: Красного,
В:Для кого я построила красную башню?
Д: для красного человечка
В:- Правильно, у меня в руках красный человечек. Он здесь будет жить
В: А вы хотите помочь человечкам?
Но чтобы поработать, надо пальчики размять. Покажите все Ваши пальчики
Пальчиковая игра
У меня есть руки (сжимание пальцев в кулачок)
Есть и много пальчиков (показ поочередно двух рук
Много быстрых и веселых (дети быстро шевелят пальчиками)
Ловких чудо- мальчиков.
Будут, будут наши пальчики трудиться (сжать пальцы в кулачки и ударять друг о друга)
Не пристало нашим пальчикам лениться (взмахивание указательными пальцами)
В: Возьмите себе любого человечка и постройте для него башенку.
В: Молодцы, какие красивые башенки получились!
В:- Какого цвета у тебя башенка? Почему (у каждого ребенка)
- Ребята, цветные человечки благодарны вам, они хотят нам подсказать, что находится в
«волшебном сундучке» И вот вам первая подсказка (клякса Желтого цвета)
В: В волшебном сундучке что- то желтое (клякса прикрепляется на сундучок)
В: - Спасибо, цветные человечки, а нам надо двигаться дальше
Звучит музыка «поезд» Сели в поезд, заняли места, поехали
Дети садятся на стульчики
В:Это станция Фигурная.
В: -Посмотрите, Кто нас встречает, дети? (Показ кубика, Кирпичика и шарика)
В:Это?
Д: Кубик
В: Какого цвета кубик?
Д: Красного
В:А ты как думаешь, Анечка( 2 чел)
В:Это красный кубик (повторите красный кубик)
В: А это?
Д: шар
В: Какого цвета шар?
Д: Желтого (опрос 2 чел индивидуально)
В: Правильно, это желтый шар
В:А это?
Д: Кирпич
В: Какого цвета кирпич?
Д: Зеленого (индивидуально 2 чел)
В: Это Зеленый кирпич
В: (говорит и показывает одновременно)
_ Цветные человечки принесли нам волшебный мешочек. Что там, хотите узнать? Для этого надо опустить руку в мешочек, взять один предмет, потрогать его, назвать и вытащить, посмотрите, как я сделаю. А потом называю цвет
Игра «Волшебный мешочек».
Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, красный шар»).
В: Дети, а фигуры хотят поиграть с вами в прятки, а Вы хотите?
В: - Запомните, как лежат фигуры, назвать поочередно, накрыть салфеткой
Игра «Прятки».
Те фигуры, которые обучающиеся достали из «чудесного мешочка» (4 штуки) воспитатель ставит к себе на стол и просит обучающихся запомнить их расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур. После этого учащиеся должны определить, какая фигура «спряталась».
В:Какая фигура спряталась?
Д: Это желтый кирпичик
В:Правильно, это желтый кирпичик (игра повторяется 2 раза)
В: Фигуркам понравилось играть с нами и они дали нам вторую подсказку, что лежит в нашем волшебном сундучке Это, дети, что- то круглое (прикрепляем круг к сундучку)
В:А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места (звучит музыка) Едем дальше! Мы приехали на станцию «Рисования»
В: вот и приехали, кто нас встречает? (Веселая Фея- кисточка).
Звучит мелодия, появляется незаконченная картина. Эту красивую картину нарисовала Фея- кисточка
В:Ой, она не закончила ее!
В: что она не успела нарисовать?
Д: Лучики для солнца.
_ В: А какого цвета лучики?
В:Как ты думаешь…., а ты как (индивидуальный опрос 2 чел)
В:А поможет нам нарисовать лучики наша ладошка. Приготовим ладошку к работе
Физминутка
Нарисуем желтый круг,
(Ладошкой нарисовать круг)
После лучики вокруг
(Сгибание и разгибание пальцев, движение рук по кругу)
Пусть на белом свете
(руки вверх, потянуться)
Ярче солнце светит!
На детей и на цветы,
(Руки влево, руки вправо)
Смотрит солнце с высоты,
Чтоб росли скорее
(трём ладошку об ладошку)
Их теплом согреет.
(руки в «замок»)
Дети садятся за столы, на которых стоит оборудование для нетрадиционного рисования.
В: Посмотрите, как я нарисую лучик для солнца. Раскроем ладошку, растопырим пальчики, обмакну в краску и приложу к серединке и прижму.
В: Поставили ладошку, растопырили пальчики, обмакнули и приложили.
Могут все детишки смело рисовать.
И не только кистью, можно вытворять.
Пальцем ткнуть, и носом,
А печатать - ладошкой, а ещё в придачу –
Маленькою ножкой.
Вот и разрисуем мир мы, в яркий цвет,
Удивительный и радостный, этот свет.
Звучит песенка про солнышко, родители выполняют задание, оставляют отпечатки своих ладоней в форме лучей солнца.
- Какая красота! Вот чудо! Ладошки превратились в лучики солнца! Молодцы!
В: Лучики- это главная подсказка (прикрепить к сундучку лучики на карточке)
Время ручки отмывать:
Кто опрятным хочет стать,
В:Мы играли, рисовали, а цветные человечки давали подсказки и пришло время узнать что же нас в волшебном сундучке. Вспомним подсказки: желтое, круглое, большое, а главную подсказку дала Фея – кисточка, у того что есть в сундучке лучики
В:- Догадались что это?
Д: Солнышко
В:Давайте посмотрим.
В:- Это солнышко и волшебный сундучок, мы заберем в группу на память о чудесной стране «Сенсорике».
Звучит музыка «Паровозик»
Звучит сказочная мелодия.
Вот я палочкой взмахну –
(действия выполняются по содержанию)
Загадаю чудо!
Всем ребятам помогу
Доброй феей буду!
Поскорей встали в круг,
За руки все взялись вдруг.
А теперь начнём вращаться,
И во взрослых превращаться.
Подведение итогов мастер- класса.
Педагог - Нам хотелось бы узнать ваше мнение, что нового вы взяли для себя и где вы можете применить игры
Рефлексия.
Педагог- Просим оценить нашу встречу. На входных дверях в приё мной расположен контур паровозика и цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите красный кружок, если частично-синий квадрат, а если не удовлетворены - зелёный треугольник.
- Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.