Татьяна Федотова
Мастер-класс «Театрализованная деятельность в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по теме :
«Театрализованная деятельность в детском саду».
Актуальность
В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Мы с вами живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком, а также неблагополучная наследственность, экология, социальные факторы сказались на особенностях развития речи дошкольников. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Публикация «Мастер-класс „Театрализованная деятельность в детском саду“» размещена в разделах
Одним из решением этой проблемы является театрализованная деятельность.
Цель мастер класса : повышение профессиональной компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в работе, развитие фантазии и творческих способностей.
Задачи:
- Познакомить участников мастер – класса с приемами включения элементов театрализованной деятельности в образовательный процесс.
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на применение театрализованной деятельности в практике.
Ожидаемые результаты:
1. Положительная оценка участниками мастер – класса транслируемого опыта работы.
2. Применение предложенных материалов педагогами в практической деятельности
Участники: воспитатели.
Форма проведения: мастер - класс.
Цель:
систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Расширить представления воспитателей о разновидностях театров для детей.
2. Систематизировать знания педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.
3. Закрепить знания о педагогическом руководстве театрализованной деятельностью в детском саду.
4. Развивать творчество и фантазию воспитателей, детей и родителей в процессе изготовления различных видов театра.
Ожидаемый результат: у педагогов развиваются творческие и коммуникативные способности, сплочение коллектива.
Участники: воспитатели
План мастер класса :
Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника
2. Блиц – опрос воспитателей по теме мастер-класса.
3. Использование театрализованных игр в работе с детьми.
4. Подведение итога.
Ход мастер-класса :
- Здравствуйте, уважаемые коллеги, тема моего мастер-класса :
«Театрализованная деятельность в ДОУ». Мне хочется начать семинар словами известного психолога Бориса Михайловича Теплова «Театр – это волшебная страна, в которой ребёнок радуется, играя, а в игре познаёт мир»
Значение театрализованных игр в развитии дошкольников.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет ТЕАТР.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.
Развивающий потенциал театрализованной игры огромен.
Она активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию. В игре ребенок совершенствует свою речь: осваивает богатство родного языка, его выразительные средства; использует различные интонации, старается говорить четко.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Огромны и воспитательные возможности театрализованной деятельности. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему миру, характер, интересы. Во многих детских пьесах детям показывают уроки доброты, трудолюбия, желание делом помочь товарищам; в то же время лентяи, зазнайки, неумейки высмеиваются, их поведение вызывает у детей отрицательное отношение.
В процессе театрализованной деятельности у детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Современные исследователи пишут, что театрализованная игра может быть и диагностическим средством психического состояния ребёнка, его личности. Игра может выступать также и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Наблюдение за игрой детей даёт педагогу массу информации, как об игре ребёнка, так и о нём самом.
Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек именно такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Организация театральной деятельности в ДОУ.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена
• в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, художественно-эстетической и т. д.);
• в образовательную деятельность в ходе режимных моментов;
• в самостоятельную деятельность детей;
Как вы понимаете?
Включение театрализованной деятельности в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности?
- Во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы в игре.
Включение театрализованной деятельности в ходе режимных моментов?
- Это совместная деятельность детей вне занятий. Сюда включаются организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.
Театрализованная деятельность в самостоятельной деятельности детей?
- В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, я решаю комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях: (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие).
Социально-коммуникативное развитие
• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
• воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
• развитие эмоций;
• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;
Познавательное развитие
• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации)
• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Речевое развитие
• содействие развитию монологической и диалогической речи
• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;
• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).
Художественно-эстетическое развитие
• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
• развитие воображения;
• приобщение к совместной дизайн -деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
• создание выразительного художественного образа;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие
• согласование действий и сопровождающей их речи;
• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
• выразительность исполнения основных видов движений;
• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование осанки.
- Дорогие коллеги, ничего писать мы не будем, а превратимся ненадолго в детей. Все игры, которые я буду с вами проводить, можете смело применять на практике!
ЗАДАНИЕ № 1. «Театральная разминка». А сейчас проверим какие вы знатоки театра.
1. В какой стране появился первый театр? (В. Греции)
2. Как называли в старину первых актеров на Руси? (скоморохами)
3. Главное место в театре? (сцена)
4. Как называются шторы, которые закрывают сцену? (Занавес)
5. Перерыв во время спектакля? (Антракт)
6. Обьявление о спектакле? (Афиша)
7. Что такое мимика? (Выражение лица, отражающее эмоциональное состояние)
8. Что означает слово «жесты»? (это движения, передающие чувства и мысли)
9. Что такое декорация? (Художественное оформление театральной сцены)
10. Искусство изменения внешности актера специальными жировыми красками, которые наносятся на лицо, предварительно смазанное кремом, и легко снимаются. (Гримм)
11. Первое представление спектакля? (премьера)
12. Что такое декорации? (оформление сцены и спектакля художником)
13. Что такое антракт? (время, предназначенное для отдыха исполнителей и перемены декораций)
ЗАДАНИЕ № 2.«Пальчиковый игротренинг»
Вспомнить пальчиковую игру с движениями и проведите ее с педагогами.
Дом.
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой).
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек).
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально).
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики).
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения).
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – «бутончик тюльпана»).
ЗАДАНИЕ № 3. «Я ДРУЖУ С ИНТОНАЦИЕЙ»
Исполните песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят» : сначала голосом Козы, потом волка.
Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
ЗАДАНИЕ № 4. «СКОРОГОВОРКИ НА РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ».
Произнесите скороговорку медленно, быстрее, быстро.
1. И лисичку и павлина
Слепим мы из пластилина.
2. Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!
3. Карлик лекарь Карл у карлицы крали Клары украл кораллы.
А карлица краля Клара у карлика лекаря Карла украла кларнет.
Если бы карлик лекарь Карл у карлицы Клары-крали не крал кораллы,
то карлица краля Клара у карлика лекаря Карла не крала бы кларнет.
ЗАДАНИЕ № 5. «Сказка на букву».
Как известно, театрализованную деятельность в детском саду организуют по сказкам, сейчас проверим, хорошо ли вы знаете сказки.
1. Я называю букву - вы называете сказку на эту букву. А – “Айболит”, “Аленький цветочек”; Б – “Буратино”, В – “Волк и семеро козлят”; Г – “Гуси-лебеди”; З – “Заюшкина избушка”; К – “Кот, лиса и петух”, “Красная шапочка “, “Кот в сапогах; Л –“Лиса и журавль”; М – “Медведь и Машенька”; П – “По щучьему веленью”; С – “Сивка-Бурка”; Т – “Три поросенка”, “Три медведя”; Ц – “Царевна-Лягушка”.
2. Доскажи сказку и автора.
- Муха - (Цокотуха) – К. Чуковский.
- Бременские - (Музыканты)- Братья Гримм.
- Снежная - (Королева) –Ханс Кристиан Андерсен.
- Доктор - (Айболит) – К. Чуковский.
- Гуси -(Лебеди) -А. Н. Толстой.
- Царевна -(Лягушка) – считается русской народной сказкой, но автором по сей день считают Александра Афанасия, т. к. являлся собирателем русского фольклора и сказку написал по рассказам и легендам, которые поведал народ, зачастую называют эту сказку русско-народной.
- Аленький - (Цветочек) – Сергей Аксаков.
- Вини -….(Пух)- Алан Милна (англ).
- Маша и ….(Медведь) – Л. Н. Толстой.
- Заюшкина (Избушка) – р. н. с., не имеющая автора.
- Крошечка -….(Хаврошечка) –р. н. с.
- Сивка -(Бурка) – р. н. с.
- Мальчик (С пальчик) – Ш. Перро.
- Красная (Шапочка) – Ш. Перро.
- Спящая ….(Красавица) – Ш. Перро.
- Конек -(Горбунок) – Петр Павлович Ершов.
ЗАДАНИЕ № 6. «Черный ящик» Внимание! Вопрос!
Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это… //яблоко//
Подсказка: Этот предмет есть в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне»
ЗАДАНИЕ № 7. «Реши пример. Герой + предмет = сказка».
(Предлагается решить нетрудные примеры, в результате должно получится название сказки, в которой есть все слагаемые).
1. Кушак + Утюги + Книжка + Мочалка + Крокодил =? //
К. И. Чуковский Мойдодыр//
2. Мельница + Король + Людоед + Заяц + Мышь =? //
Шарль Перро «Кот в сапогах»//
3. Санки + Розы + Олень + Ворон + Девочка =? //
Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева»//
4. Зеркало + Терем + Пёс + Яблоко + Гроб =? //
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»//
Задание № 8. «Пословицы».
Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.
1картина.
1. Любишь кататься люби и саночки возить.
2. Волков бояться в лес не ходить.
3. Готовь сани летом, а телегу зимой.
4. Зимой и снега не выпросишь.
5. Со свиным рылом в калашный ряд.
2картина.
1. Нашла коса на камень.
2. Катись колбаской по малой Спасской.
3. На обиженных воду возят.
4. Кто не работает, тот не ест.
5. Гусь свинье не товарищ.
3картина.
1. В тихом омуте черти водятся.
2. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
3. Дарёному коню в зубы не смотрят.
4. Щи да каша пища наша.
5. Лес рубят щепки летят.
4 картина.
1. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
2. Яблоко от яблони недалеко падает.
3. Баба с возу -кобыле легче.
4. Вода камень точит.
5. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
5картина.
1. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
2. В гостях хорошо, а дома лучше.
3. Близок локоть, да не укусишь.
4. Ложка дегтя в бочке меда.
5. В тесноте, да не в обиде.
Задание №9. «Угадай из какой сказки предмет».
Узнавать знакомые предметы из русских народных сказок. Материал: Пирожок («Гуси-лебеди», миска («Три медведя», колобок («Колобок», яичко («Курочка ряба», варежка («Рукавичка»), игрушка «гусь» («Гуси-лебеди») .
Задание №10. «Чьи слова?». Закрепить знания слов героев из сказок.
1.«Не садись на пенек. Не ешь пирожок». («Маша и медведь»).
2.«Я от дедешки ушел. Я от бабушки ушел». («Колобок»).
3.«Не пей из копытца, козленочком станешь». («Сестрица Аленушка и братецИванушка»).
4.«Спи, глазок, спи, другой». («Хаврошечка»).
5.«Сестрица Алёнушка, я пить хочу!» («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
6. «Носик, носик, пей водичку» («Петушок и чудо – меленка»). 7.«Ловись, рыбка, и мала, и велика!». («Лисичка – сестричка и серый волк»).
8. «Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик – братик, выручи меня!» («Кот, петух и лиса»).
9. «Сяду на пенёк, съем пирожок». («Маша и медведь»).
Задание №11. «Волшебные слова». Развивать речь детей, использовать в пересказе волшебные слова:
1.«По щучьему велению, по моему хотению…» Сказка «По щучьему велению».
2.«Избушка, избушка! Стань по-старому. Как мать поставила, - ко мне передом, а к морю (лесу) задом». Сказка «Царевна – лягушка». 3.«Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед тобой!». Сказка «Сивка – бурка».
4.«Если перекинуть его с руки – на руку – тотчас двенадцать молодцов явятся, и что им ни будет приказано, всё за единую ночь сделает». Сказка «Волшебное кольцо».
Задание № 9. Театральная мини-постановка сказки Теремок.
- А теперь друзья, давайте заглянем в страну Театралию. Театралия нам помогает, чтобы ребенок был какой?. талантливый, музыкальный, терпеливый, инициативный, эрудированный, художественно-литературный, художественно-изобразительный, непосредственный, здоровым, творческим.
(Звучит сказочная музыка. Ведущий переодевается в Петрушку).
Внимание, внимание,
Извещаем всех заранее!
Пора отправляться в страну Театралию,
Где состоится представление,
Всем на удивление!
- У нас в зале много замечательных, талантливых, творческих людей и я предлагаю вам проявить свои творческие способности стать артистами.
Сказка спряталась в загадку. Ну, попробуй, отгадать, быстро руку поднимай-ка, сказка к нам придет опять! (Кто отгадает загадку, тот выходит и я даю слова).
Маленький шарик под
лавкою
шарит. (Мышка).
Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, кто это? (Лягушка).
Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Живо отгадай-ка, кто же это? (Зайка).
Посмотрите, по дорожке ходят маленькие ножки. На голове гребешок. Кто же это? (Петушок).
Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистая -краса! Как зовут ее? (Лиса).
Зимой спит, - летом ульи ворошит. (Медведь).
Петрушка. Сказку все мы очень ждали. Сказку в гости мы позвали. Сказка здесь уже, друзья. Сказка вновь пришла сюда! А как называется она? Отгадайте, вы друзья.
Стоит избушка, Резная верхушка,
Тесом покрыта, Щелком прошита,
Что это? (Теремок)
Есть у меня необычные герои, только они говорить не могут, их нужно озвучить, каждого героя своим голосом.
Петрушка. Вот стоит наш Теремок,
Как красив он и высок!
Как дорогу перейдешь – в Теремочек попадешь,
Новоселье ждет зверят, в Терем все они спешат.
Мимо мышка пробегала.
1Мышка. Познакомьтесь Мышка, я, Брожу по лесу я,
Ищу себе домишко. Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь! Буду жить в нем и работать.
Петрушка. А вот и лягушка прискакала.
2Лягушка. Ква-ква квакушка я, друзья, Звать Лягушкою меня! По кочкам быстро я скачу,
Друзей себе найти хочу. Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Петрушка. По дорожке, угадай-ка, Кто бежит к нам?
Увидал он Теремок, И на месте скок-поскок!
3Зайка. Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь! Буду жить в нем и работать.
Петрушка.
Хорошо им в Теремочке! Так идут, бегут денечки…
По лесу Лиса гуляла, Теремочек увидала…
4Лиса. Что за терем-теремок? Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Петрушка. А вот и серый появился.
5. Волк. Я голодный серый волк, что за терем теремок. Кто его построить мог, Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь! Буду жить в нем и работать.
Петрушка. Прослыхал про то Медведь, пошёл терем поглядеть… идёт лесом, ковыляет, увидал он Теремок. Стукнул по стене разок…
5Миша. Бурый я Лесной Медведь! Люблю громко я реветь!
Что за терем-теремок? Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Петрушка. Вышел в поле Петушок погулять,
Сладких зерен поискать. Видит: чудо-теремок.
6Петя. Что за терем-теремок? Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Петрушка. Терем, правда наш хорош!
Только в Терем не зайдешь!
Ты оркестр собери,
Нам скорее покажи.
Инструменты есть у нас, Вы друзья скорей берите,
Нам оркестр покажите. В теремочке чудном нашем
Мы поем, танцуем, пляшем.
Оркестр все играют на муз. инструментах.
Важно, внимательно слушать музыку и добавлять звук там, где на ваш взгляд это необходимо.
Петрушка. Все зверята подружились.
Вот как в сказке получилось.
Тут и сказочке конец,
А кто слушал — молодец!
Рефлексия от педагогов. Рейтинг успешности проведенного мероприятия.