Фильчукова Марина
Мастер-класс для педагогов «Совершенствование ручной моторики у детей с помощью разнообразных методов и приёмов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей школьного возраста.
Задача: Поделиться опытом своей работы и разработками по этой теме.
Хотелось бы затронуть и рассмотреть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, особенно в работе с детьми с ОВЗ, поделиться находками в применение разнообразных игровых приемов, способствующих развитию как речевых навыков, так и навыков мелкой моторики, которые я использую в своей работе.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Совершенствование ручной моторики у детей с помощью разнообразных методов и приёмов“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Василий Александрович Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Учёными доказано, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга. Установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук, именно поэтому развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становление речи. Словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.
В процессе становления инклюзивной практики в образовании, приобретают актуальность вопросы по развитию графо-моторных навыков, а именно в нахождение разнообразных методов и приёмов, способствующих их развитию у детей с ОВЗ.
Практика показывает, что современные дети имеют неудовлетворительный уровень развития моторики рук. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений - не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма.
Развивая мелкую моторику ребенка, мы развиваем его логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем руку к письму, развиваем его мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания, а так же совершенствуем навыки двигательной координации, раскрываем личный потенциал и возможности ребенка. Будущие успехи в обучении, а значит, и практически вся его последующая жизнь, во многом связана с тем, как будет развиваться его рука, его пальчики.
На учебный год, была поставлена цель: организовать систематическую работу по развитию мелкой моторики посредством разнообразных игровых приемов, учитывая индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности и настроение.
Основные Методы развития мелкой моторики :
- словесный метод.
- наглядно-действенный метод обучения.
- практический …
- и игровой метод.
В работе я использую классические и современные приемы развития моторики руки. К Классическим относится:
- Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
(очень полезен для кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей, воздействует на активные точки, связанные с корой головного мозга).
- Пальчиковые игры и упражнения;
(создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умения подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка).
- Пальчиковый театр;
(позволяет развивать точные, согласованные движения пальцев и кистей рук, вызывает и поддерживает у ребенка интерес к выполнению упражнений, позволяет ему быть внимательным и активным).
- Игры с предметами (мозаика, пазлы, пирамиды, шнуровка);
(это хорошая тренировка для пальцев, где совершенствуется ловкость рук).
- Графические упражнения, штриховка;
(развивают координацию движения руки при обращении с ручкой и карандашом, формируют у ребенка умение ориентироваться на плоскости листа бумаги, развивают зрительную память и глазомер, точность движения руки и силу кисти, воспитывают усидчивость и старательность).
-Продуктивная деятельность.
(способствуют подготовки руки ребёнка к обучению письму, развивает аккуратность, сообразительность, трудолюбие и фантазию).
К современным приемам развития мелкой моторики, которые привлекут внимание и очень понравятся детям, относятся:
- Нетрадиционные техники рисования (ватные палочки, зубные щетки, пальцев).
(развивают воображение ребенка, дают полную свободу для его самовыражения. Способствуют развитию письма раздельными мазками, точечной или прямоугольной формы).
- Переливание, сортировка, выкладывание сыпучими предметами, крупами, жидкостями.
(способствуют развитию координации движений рук, развивают умения ребенка управлять своим телом, концентрировать внимание на предметах, способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, формируют творческие способности).
- Застёгивание, расстегивание, крепление предметов (пуговицы, кнопки, скрепки, прищепки).
(являются хорошей тренировкой для пальчиков, совершенствуется навыки ловкости, тактильного восприятия, координации движений обеих рук, способствуют улучшению навыков самообслуживания).
- Развешивание предметов (предметных картинок, цветных платочков, кусочков ткани).
(развивают умения ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами как средствами познания окружающего мира. Формируют умения сравнивать и обобщать предметы, путем прикладывания их друг к другу, умения обследовать предмет, текстуру ткани, развивают тактильную чувствительности пальцев рук и зрительное восприятие).
- Лепка из теста, пластилина, глины.
(развивают и стимулируют у ребенка творческие способности, заставляют его сосредоточиться на процессе изготовления, активизирует его мыслительные процессы).
- Нанизывание бусин, бисера, рисование бусами (техника «Бусоград»).
(способствуют развитию у детей моторных навыков, внимательности, терпению, умению концентрироваться на выполняемой задаче. Нанизывание бусин – это превосходное антисрессовое упражнение, позволяющее быстро обучить ребенка даже счету и письму).
- Выкладывание букв, слов, узоров из пробок, счетных палочек, спичек.
(развивают у детей сенсорные способности, конструктивные навыки, координацию движений, творческое воображение и фантазию. Воспитывают самостоятельность в работе, умение называть и рассказывать о том, что получилось).
- Завязывание, развязывание шнурков и узелков, вытягивание лент, выкладывание ими узоров, букв, цифр и т. д.
(создают условия для коррекции моторики рук, тактильных ощущений, точности и плавности движений. Развивают у ребенка усидчивость и терпение. Способствуют закреплению полученных знаний).
Использование разнообразных игровых приемов, изготовление игровых пособий, позволило организовать систематическую работу и осуществлять регулярную тренировку пальцев рук.
В заключение хотелось бы отметить, что систематическое развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям: овладеть навыками письма, рисования, ручного труда; лучше адаптироваться в практической жизни; научиться понимать многие явления окружающего мира.
Можно сделать следующий вывод. Разнообразные развивающие упражнения и игровые приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к поставленной цели и её успешному достижению!