Елена Сухарева
Мастер-класс для педагогов «Прием приглашения детей к совместной деятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс по теме : «Прием приглашения детей к совместной деятельности»
Подготовила и провела Е. М. Сухарева, воспитатель
МБДОУ «Верх – Чебулинский детский сад «Рябинка»
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов; обучить участников мастер- класса приемам привлечения детей к совместной деятельности.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Прием приглашения детей к совместной деятельности детей“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Воспитатель детского сада, являясь носителем культуры, владея методиками образования и воспитания детей дошкольного возраста, организует деятельность воспитанников так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребёнка.
Совместная деятельность воспитателя с воспитанников, прежде всего, – это деятельность, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребенка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для воспитанника поводы для общения.
В процессе совместной деятельности воспитателя с воспитанниками, педагог не ставит задач прямого образования, как это делается в непосредственно организованной образовательной деятельности. Постановка проблемных задач здесь носит ситуативный характер. Ребёнок говорит только то, что хочет сказать, а не то, что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Воспитатель должен быть готовым к импровизации, к встречной активности воспитанника. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.
В организации образовательной совместной деятельности используются три её формы:
1 Закрытая совместная деятельность, когда цель мотивируется педагогом, он продумывает её содержание. Как правило, эта форма преобладает в раннем и младшем дошкольном возраста;
2 Обращенная совместная деятельность, когда цель и содержание продумывается воспитателем. Как правило, эта форма преобладает в среднем и старшем дошкольном возрасте;
3 Открытая совместная деятельность, когда цель, содержание и пути их реализации оговариваются вместе с детьми. Как правило, эта форма преобладает в старшем дошкольном возрасте, и выступает как равноправная.
Роль воспитателя в организации совместной деятельности с воспитанниками огромна.
1. Для того чтобы привлечь воспитанников к совместной деятельности нужно выбрать обращения к детям:
дети среднего и старшего дошкольного возраста дети раннего возраста
Знайки и умейки Цыплятки мои
Юные друзья Зайчатки
Умники и умницы Солнышки
Девчонки и мальчишки Дочки и сыночки
Почемучки Девочки и мальчики
Богатыри и Дюймовочки
2. Чтобы добиться сотрудничества с детьми нам педагогам нужно использовать в своей речи волшебные слова. И самое сильное волшебное слово «давай», «давайте».
И в этом мы сейчас с вами убедимся.
- Выйдите ко мне (обращение к воспитателям в грубой форме)
- Помогите мне пожалуйста, давайте все вместе (ласково)
Представьте что вы дети в детском саду, а я ваш воспитатель.
- Уберите вещи (приказ)
- Давайте вместе приберемся в нашей группе (просьба). Разложим игрушечки по местам.
(одна девочка не хочет убираться, отказывается. Воспитатель заставляет ее изредка обращая на нее внимание. Потом и вовсе забывает про нее).
- Ну, какие мы с вами молодцы! Дружненько убрались.
Встаньте детки, встаньте в круг
Ты мне друг и я твой друг
Сколько, много у нас ребят
А вы ребятки любите играть?
- А кто отгадает, что у меня в волшебной коробочке?
- А давайте вместе посмотрим с вами, что же там лежит….
- Юные мои друзья скажите мне, пожалуйста. Что успели мы свами сделать?
- Как изменилась после уборки наша комната?
- Спасибо вам большое!
- Уважаемые коллеги, чтобы добиться сотрудничества от детей вам достаточно только попросить, с помощью просьб дети легко присоединяются к вашей деятельности. Но есть и такие ситуации где ребенок не хочет принимать участие в совместной деятельности, такого ребенка нужно на некоторое время оставить в покое, пройдет время и он заинтересуется и присоединиться к остальным детям.
Речевые «формулы» оценивания
Кому адресовано Похвала Порицание
Всем вместе - Вы сегодня порадовали меня (результатами, поведением и т. д.) - Поработали от души, но хотелось бы (кто-то) был поактивнее. Но как вы думаете, кто был самым активным?
- Какие молодцы! (Если 100% успех)
- Вы сегодня просто герои (победители! Такие целеустремленные…
- Вы сегодня показали, какие вы доброжелательные… (при оценивании коллективной деятельности) Я горжусь вами!
- У вас хорошо получается!
- Замечательно! Мне нравится ваша реакция…
- Мне понравилось, как вы справились с заданием.
- Я вам благодарна за ваше настроение! - Сегодня мы с вами сделали очень много…
- Наша работа сегодня была очень полезной. Как вы думаете в чем (чем?
- Многие из вас работали хорошо. Как вы думаете, кому постараться (доделать, переделать) эту работу в следующий раз?
- Мне нравиться, как вы сегодня работали, а что понравилось вам? - Как вы считаете, что нам удалось лучше всего?
- Ваш поступок привел меня в восхищение!
- Мне кажется, вы можете сделать лучше.
- Работа была очень трудная (сложная, поэтому нам кое-что не удалось…. (но многое у нас получилось) -Я огорчена тем, что плохо покушали (сильно кричали)
- Я расстроилась из-за вашего поступка…
- Как вы думаете, почему я расстроилась? - Я не ожидала такого вашего отношения ….
- Я рассчитывала на другой результат…
- Как вы думаете, почему сегодня не все участвовали?
- Я считаю, что вы умеете лучше. А что вам помешало? …. Погода? ….Плохое настроение?
- Как вы считаете, вы справились со своим заданием? Только честно!
- На сколько аккуратно (красиво, верно) вы справились со своим заданием? (указать критерии «на сколько») - Ребята, а как вы думаете, для чего вы так поступили?
- Как вы думаете, почему мы мало сделали?
- Работа была очень трудная (сложная) поэтому нам кое-что не удалось…
Мальчикам - Что у тебя не получилось сегодня на твой взгляд?
- Ты сегодня герой дня!
- Как ты сегодня смело поступил!
- Ты сегодня был очень отзывчив!
- Ты сегодня совершил мужественный поступок!
- Замок из пластилина, который ты сделал, такой красивый!
- Я вижу, что ты сам…. (сделал какие то действия)
- Ты сегодня не позволил обидеть девочку. Ты показал, что ты хороший и смелый мальчик!
- Ты настоящий: герой, рыцарь, защитник!
- Я тобой горжусь, ты сегодня ….
- Я думаю, в следующий раз у тебя обязательно получится….
- Ты настоящий художник (поэт, строитель!
- Ты очень любознательный!
- Ты настоящий капитан!
- Какой же ты сегодня джентльмен! - В чем бы ты мог сегодня быть смелее? И почему?
- Я считаю, что ты не очень хорошо себя вел (указать определенную ситуацию)
- А как ты считаешь, как надо было поступить в этом случае?
- Я огорчена, ведь я знаю, что ты можешь вести себя по-другому…. (что ты можешь быть настоящим другом).
- Мне кажется, твой поступок не очень красив…
- Ты можешь сделать лучше, когда захочешь (когда стараешься)
Девочкам - Какая ты у меня умничка!
- Какая ты хозяюшка. Как ты мне сегодня помогла!
- Твой рассказ меня тронул…
- Я вижу, что ты сегодня (старалась….)
- Ну как? Тебе понравилось (что ты сделала? Мне – очень!
- Как хорошо, что ты помогла своей подруге!
- Настоящая принцесса, красавица, звездочка…
- Какая ты сегодня эмоциональная!
- Ты сама это сделала?
- Ты умница, ты сделала здорово! - Ты настоящий стилист (врач, учитель и т. д. !
- Твоя скромность очень украшает тебя!
- Ты волнуешься напрасно, у тебя все получается….
- У тебя сегодня настроение как у погоды! Нежное и солнечное…
- Не переживай! В следующий раз получиться лучше! Что тебе нужно для этого?
- Ты у меня самая лучшая помощница! - Ты всегда такая опрятная…. Разве тебе не хочется исправить это?
- Ты всегда такая аккуратная, но что сегодня случилось?
- Как ты думаешь, ты сделала хорошее дело? (помогла своей подруге) А могла бы?
- Как ты думаешь, ты сделала хорошее дело? (бросила фантик на землю) А могла бы его не делать? А если тебе захочется в следующий раз так сделать, о чем ты подумаешь?
Памятка «Как лучше обратить внимание детей на себя и привлечь их к совместной деятельности?»
Шаг 1
Выберите обращение к ребенку (детям, из предложенных ниже или придумайте свое
Дети, раннего возраста Дети дошкольного возраста
Цыплята
Знайки и умейки
Зайчата Юные друзья
Крошки Умники и умницы
Богатыри и дюймовочки Девчонки и мальчишки
Рыцари и принцессы Почемучки
Дочки и сыночки Богатыри и дюймовочки
Девчонки и мальчишки Дочки и сыночки
Солнышки Рыцари и принцессы
ВАЖНО:
соотносить обращение с возрастом и полом ребенка!
СОВЕТ:
при желании или необходимости добавьте притяжательное местоимение «МОЙ», «МОЯ», «МОИ»
Шаг 2
Присоедините к обращению следующую речевую «формулу»
• Кто сегодня хочет стать волшебником (мореплавателем, космонавтом, исследователем и т. д. ?
• Мы сейчас будем с Машей (или другим ребенком) играть, рисовать, читать и приглашаем всех желающих присоединиться к нам.
• Педагог в импровизированный мегафон (свернутый в «трубочку» лист бумаги, сложенные руки и т. д.) произносит призывные слова.
- Внимание! Внимание! Срочно отправляемся на прогулку!
- Срочно требуется помощь!
- Открывается мастерская! и др.
• Кто меня видит – топните ножкой,
• Кто меня слышит – хлопни в ладошки!
• Раз, два, три – все ко мне скорей беги!
• Раз, два, три, четыре, пять – будем весело играть!
• Руки вверх поднимай скорей, чтобы было веселей! Вот это да! Сколько много у нас ребят! А эти ребята любят играть?
• Кто любит мультфильм…. (название популярного или любимого в данной группе детей мультфильма) подойдите, пожалуйста, ко мне. У меня ДЛЯ ВАС есть интересное предложение!
• Очень хочу с вами посекретничать…
• Интересно, кто отгадает, что у меня в волшебной коробочке?.
• Педагог вносит предмет (микроскоп, мяч, гимнастическая палка и т. д.) как сюрпризный момент.
- Кто знаком с эти предметом? Ого! Нас много (мало!
- А интересно, кто знает, для чего он нужен? Спасибо!
В случае если дети дали отрицательный ответ на выше обозначенный вопрос
В случае если дети дали положительный ответ на вышеобозначенный вопрос и перечислили варианты
- Хотите узнать? А что нужно делать, когда хочешь что-то узнать? - Хотите, я покажу вам еще одну веселую (классную, прикольную) игру с? (назвать предмет?
• При утренней встрече детей педагог приклеивает к одежде ребенка сигнальный значок (кружок, звездочка, солнышко и т. д. из оракала) со словами:
- Разреши, я прикреплю к твоей одежде такую интересную штуку? Для чего она нужна - узнаешь позже! Это – сюрприз! Сегодня у нас будет интересный день!
Затем, в удобный момент педагог обращается к детям :
- Приглашаются ребята на солнечную полянку и звездную полянку! Подумайте, друзья, кого из вас на какой полянке ждут!
- На солнечной полянке сегодня праздник урожая….
- На звездной полянке сегодня…