Анна Кошулько
Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Эбру
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Эбру
Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности, которыми наделяет нас природа, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит и нереализованными в будущей жизни.
Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила, что дети очень любят рисовать, но в их работах отсутствует творческий подход. Таким образом, возникла необходимость организовать работу по изобразительно – продуктивной деятельности так, чтобы дать толчок к развитию детского воображения, творчества, выражения индивидуальности.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Эбру» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Эбру. Техника рисования
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Изучив методическую литературу, я выяснила, что наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных технологий.
Проанализировав эффективность различных техник рисования я решила в своей работе с детьми использовать технику рисования Эбру – рисование красками на воде, так как она развивает воображение, формирует устойчивую мотивацию к рисованию, играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, помогает установить эмоциональный контакт с ним.
Эбру действительно незаменимо для работы с детьми. Во-первых, дети любят рисовать. Всем подряд, на чем угодно. Они любят, чтобы было ярко и красочно. Во-вторых, дети любят воду. Любят с ней играть, её трогать, переливать, брызгаться, бегать по лужам и т. д. Представьте, что испытывает ребенок, когда ему предлагают порисовать – на воде! Интерес, любопытство, радость, удивление, восторг. В-третьих, результат рисования на воде совершенно неповторим, зачастую непредсказуем.
Особенность рисунка Эбру в том, что самым непосредственным участником творческого процесса является вода, которая, как известно, обладает свойством считывать и накапливать информацию. А это значит, что картина неминуемо отразит эмоциональное состояние рисующего. А как поведет себя вода, вообще предсказать невозможно: например, если настроение художника оставляет желать лучшего, краски будут тонуть, рисунок «откажется» отпечатываться на бумаге или какой-то цвет не проявится. Если же ребенок умиротворен, радостен, то результатом его сотворчества с водой станет прекрасная завораживающая картина.
Мы можем подумать: зачем нашим детям это эбру, если есть карандаши, фломастеры и, в конце концов, акварели? Но акварисование качественно отличается от всего вышеперечисленного! Дети воспринимают сам процесс как настоящее волшебство. Когда же их творение переходит на бумагу, оставляя при этом воду кристально чистой, восторг малышей не поддается описанию!
Кроме того, эбру приносит и сугубо практическую пользу: развивает моторику рук, терпение и выдержку, а также оказывает успокоительный эффект, о котором особенно мечтают родители гиперактивных детишек.
Расскажу об этапах работы в технике эбру. На первом этапе в небольшую ёмкость выливается специально приготовленный густой раствор для рисования в технике эбру. Далее в эту смесь добавляют натуральные краски, которые не растворяются в воде, а остаются на её поверхности, смешиваются между собой и образуют причудливые и неповторимые узоры. Для рисования на воде используют кисть, для создания фона, а с помощью шила придают форму каплям. При работе с детьми я заменяю шило на более безопасные инструменты - бамбуковые шпажки, коктейльные палочки; для получения «чешуйчатого» узора вместо гребня пользуемся пластмассовой вилочкой.
Далее на воду кладется чистый лист бумаги. Также для перенесения рисунка можно использовать шелк и дерево. Через 5-10 секунд его осторожно снимают и оставляют сохнуть. Перенесенное на бумагу произведение и является законченным "эбру".
Работая в прошлом учебном году в средних и старших группах я использовала данную технику в совместной работе с детьми. Затем я решила разработать программу дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию с использованием техники рисования на воде. В этом учебном году я провожу занятия кружка «Радуга красок» для детей 4-6 лет.
Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями детей. Занятия проводятся в двух подгруппах по 6 человек в каждой. Продолжительность занятий – 20 минут.
Тематическое планирование составлено по степени сложности – от легкого к более сложному. На первых занятиях дети учатся тонировать воду 1-2 цветами («Весёлый дождик», затем рисовать круг на воде, использую краску одного цвета («Арбузики»). Далее дети учатся использовать в процессе рисования 2-4 цвета («Воздушные шары», «Непослушные мячики»). На следующих занятиях дети пробуют при помощи палочки малого диаметра вытянуть фигуру из круга («Капельки», «Листопад»). Далее дети учатся превращать каплю в цветок с помощью втягивания краски внутрь. На последних занятиях проводится рисование, которое совмещает в себе сразу несколько приёмов («Бабочки», «Хоровод рыбок»). В план входят занятия по замыслу, на которых дети рисуют на свободную тему, что способствует развитию их творческих способностей и индивидуальности.
В работе с детьми использую следующие методы:
- наглядный:
• информационно - коммуникативные технологии (ИКТ) - используются для обогащения знаний детей в виде просмотра фильмов, слайд - программ, презентаций видеоряда;
• наблюдение - используется для первичного знакомства с объектом, а так же для наблюдения и сравнения или сопоставления реального с изображаемым;
• показ способов и действий изображения, последовательности выполнения рисунка - направлены на приобретение детьми умений изображения и способов построения композиции;
- словесный
• слушание, разучивание стихов - направлен на совершенствование речевых умений, художественно - эстетическое развитие и более глубокое восприятие детьми определенной темы;
• прослушивание музыкальных произведений - направлен на художественно-эстетическое развитие;
• беседы по представлению - направлены на решение проблемных ситуаций, а так же используется для сравнения, обобщения знаний;
• исследование предметов, материалов, явлений, способов изображения;
- практический:
• экспериментирование - направлено на помощь ребенку в приобретении новых способов изображения знакомых предметов;
• моделирование - направлено на изменение формы изображаемых предметов и разнообразных вариантов и способов построения композиции;
• сотрудничество и сотворчество - направлен на активное взаимодействие педагога и ребенка, ребенка и ребенка;
• пальчиковая гимнастика - способствует развитию мелкой моторики рук, стимулирует развитие речевых зон.
Программа «Радуга красок» предусматривает не только работу с детьми, но и с родителями – знакомство их с данной техникой рисования (мастер-классы, консультации, оформляем стенды и выставки для родителей.
С вашего разрешения подведу итог. Для меня, как для педагога, использование техники эбру в работе с детьми помогает развивать художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности.