Антонина Теплякова
Мастер класс по квиллингу
Цель:
Способствовать формированию представления у педагогов, о новом декоративно-прикладном искусстве - квиллинг.
Задачи:
• познакомить с квиллингом – бумажной филигранью;
• научить скручивать полоски в спиральки и видоизменять их форму;
• вызвать интерес к данной технике, желание самовыразиться.
План проведения:
• Знакомство с историей квиллинга;
инструментами и бумагой для квиллинга;
техникой квиллинг;
практическая часть.
Методические оснащение:
Публикация «Мастер класс по квиллингу» размещена в разделах
выставка работ в технике квиллинг;
материалы для практикума;
• выставка детских работ в технике квиллинга;
• поэтапное описание работы.
Методы:
Рассказ;
Демонстрация готовых работ;
Показ приемов работы;
Самостоятельная работа педагогов.
История квиллинга
На английском языке это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.
В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.
В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей.
Материалы и принадлежности для работы:
Приспособление для закручивания бумажных лент.
Инструмент для квиллинга вполне можно изготовить и своими руками. Для этого берём зубочистку, обрезаем её с двух сторон таким образом, чтобы не было острых концов, а затем с одной стороны острым ножом делаем продольный надрез длиной 1 см.
Это может быть деревянная палочка длиной 10 см и гобеленовой иглы с большим ушком. Воткните остриё иглы в торец палочки и «откусите» кусачками кончик ушка, чтобы осталась щель.
Двухсторонняя цветная бумага
Клей ПВА
Зубочистки
Ножницы
Пинцет, тоже с заостренным концами, будет нужен для работы с мелкими деталями
Клеевым пистолетом.
Картон (для создания основного фона картины).
Линейка-трафарет (её ещё называют подложка) представляет собой большую линейку с отверстиями в форме кругов разных диаметров. Она используется для того, чтобы делать одинаковые по размеру элементы.
Доска или коврик, на котором можно резать
Любая подходящая бумага с красивой фактурой - для основы.
Канцелярский нож.
Бумага для квиллинга
Бумага должна быть цветной с двух сторон. Нарезанную бумагу можно купить в специализированном магазине или нарезать самому. Ширина полосок не должна превышать, обычно, 3-7 мм. Стандартные полоски считаются длиной 27 см, шириной 3 мм. Если нет возможности приобрести специализированную бумагу, то ее можно заменить белой бумагой для принтера или цветной бумагой для оригами. Из белой отлично крутятся заготовки для снежинок и других зимних узоров. Цветную надо подбирать по плотности и смотреть, целиком ли она прокрашена, т. е. нет ли на срезе белой полосы. Резать можно ножницами по разметке или канцелярским ножом по металлической линейке.
Для работы с гофрокартоном применяется техника та же техника бумагокручения. В результате того, что полоска гофрокартона более толстая и упругая, поделки получаются крупные, объемные, времени на их изготовление тратится меньше. Самые красивые работы получаются из цветного гофрокартона, окрашенного не только с двух сторон, но и внутри, т. е. в массе.
Практическая часть.
Цель:
познакомить с базовыми элементами квиллинга.
Задачи:
научить скручивать полоски в спиральки и видоизменять их форму;
работа под девизом «знаешь сам – научи другого»;
умение владеть вниманием аудитории;
максимальное вовлечение участников.
Техника изготовления основных элементов.
Тугая спираль. Скрутите ленту и приклейте кончик, не снимая спирали с иглы, чтобы лента не раскрутилась.
Капля. Сделайте свободную спираль и сожмите ее с одной стороны, чтобы она приобрела форму капли.
Свободная спираль. Скрутите ленту, снимите спираль с иглы и, прежде чем приклеить конец, дайте ей раскрутиться.
Изогнутая капля. Сделайте каплю и загните ее уголок.
Глаз. Сделайте свободную спираль и сожмите противоположные стороны, придав ей форму глаза.
Ромб. Сделайте глаз и сожмите оба уголка, чтобы придать заготовке форму ромба.
Лист. Сделайте свободную спираль, сожмите ее в виде глаза и загните уголки в разные стороны.
Треугольник. Сделайте свободную спираль и сожмите ее в трех местах, чтобы получился треугольник.
Стрелка. Сделайте свободную спираль и сожмите ее в виде треугольника. Два угла прижмите друг к другу – получится стрелка.
Полукруг. Сделайте свободную спираль и сожмите два угла так, чтобы одна сторона заготовки была ровной, а другая – закругленной.
Полумесяц. Сделайте свободную спираль и сожмите два угла и загните заготовку в виде полумесяца.
Конус. Закрутите тугую спираль в виде конуса, приклейте кончик ленты, затем снимите заготовку с иглы.
S-образные элементы. Скрутите один конец полоски, затем скрутите второй в противоположном направлении.
С-образные элементы. Скручивайте оба конца спирали в одном направлении.
Ветки. Сложите полоску бумаги так, чтобы получилась буква V с ветвями разной длины. Шилом скрутите один конец сложенной бумажной полоски. Скрутите другой конец бумажной полоски в том же направлении.
Техника плетения
Возьмите полоску двумя пальцами.
Оттяните с нажимом конец полоски двумя пальцами другой руки, проводя по нему ногтем так, чтобы конец немного изогнулся. Это нужно, чтобы кончик легче наматывался на шило или зубочистку.
Плотно накрутите несколько витков бумаги на шило.
Когда диаметр валика станет 3—4 мм, его уже можно снять с шила и дальше крутить вручную.
Скручивайте плотный диск двумя руками, всё время перехватывай его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась.
Свернуть всю полоску бумаги.
Когда бумага вся свернута, расслабьте пальцы и позвольте бумажной спирали немного распуститься.
Конец полоски приклеить полоской ПВА.
Если сжать заготовку двумя пальцами, то получим заготовку «капля».
Заготовкам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины. Всего существует 20 базовых элементов, но принцип остаё тся тем же: сворачиваем и защипываем.
Рекомендации педагогам
• Занятия по квиллингу можно начинать со старшего дошкольного возраста, постепенно усложняя уровень выполнения работ.
• Изучение основных элементов квиллинговой техники необходимо проводить по принципу: от простого к сложному, в последствии, комбинируя разные элементы, у детей будут возникать новые образы, которые они смогут воплотить с помощью бумажных полосок.
• Наилучшим вариантом будет выкладывание узора, после чего каждый из элементов квиллинга необходимо приклеить на своё место.
Значение квиллинга для развития ребенка
• Поможет в развитии эстетического вкуса и художественного воображения.
• Разовьет конструкторское мышление.
• Разовьет тактильные ощущения и моторику.
• Поможет в изучении цветов и форм.
• Разовьет в ребенке усидчивость, аккуратность, фантазию, творчество.