Татьяна Митришкина
Мастер-класс по изготовлению театральных кукол и атрибутов для театрализованной деятельности «Кукольная мастерская»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для детей и взрослых по изготовлению театральных кукол и атрибутов для театрализованной деятельности «Кукольная мастерская»
Вступительная часть.
Уважаемые коллеги. Тема нашей встречи «Изготовление театральных персонажей и атрибутов из нетрадиционных (вторичных) материалов».
Публикация «Мастер-класс по изготовлению театральных кукол и атрибутов для театрализованной деятельности „Кукольная мастерская“» размещена в разделах
Актуальность моего мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Давайте вспомним, как ведут себя дети, смастерив вместе с воспитателем поделки из бросового материала. Ребята не спешат расстаться с творением рук своих. Ещё долгое время дети находятся под впечатлением созданного ими: игрушечные образы побуждают их к театрализованной игре. Часто по собственной инициативе дети начинают разыгрывать сценки, стараются подражать манере речи героя, какой они себе её представляют.
Нам взрослым остаётся только поддержать детей, направить их усилия в творческое русло. Создание персонажей кукольного театра своими руками - это большой творческий процесс, связанный с театрально-игровой деятельностью и всесторонним развитием детей. При создании персонажей кукольного театра у детей появляется возможность открыть в себе создателя, конструктора, режиссёра.
Работа над созданием игрушки очень увлекательна. Она требует наблюдательности, умения подмечать характерные черты животных и людей, видеть их образы. Игрушка, сделанная ребенком, пусть даже с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности её создателя. Даже если детям предлагаются готовые исходные формы (заготовки, контуры из картона, то и здесь имеются возможности для проявления творческого начала если не в создании формы, то в выборе образа. Творчество детей в ходе изготовления игрушек – это целенаправленный труд, в котором особую роль играет воображение – именно оно порождает новые образы.
Работа над созданием персонажей, театрализованные игры с ними учат детей быть инициативными, последовательными, доводить начатое дело до конца, принимать решения самостоятельно.
Мастеря игрушки для кукольного театра, ребёнок постепенно переходит от изготовления самой примитивной фигурки к созданию довольно сложного образа. При этом ребёнок делает множество открытий, пытается воплотить свой замысел, совершенствуя игрушку и способы её изготовления.
Процесс изготовления будет более успешным, если у детей появится возможность мастерить игрушки не только на специальных занятиях, но и в свободное время, а так же дома.
Создание игрушки является одновременно видом и художественной и трудовой деятельности. Все процессы требуют особой тщательности, точности, выдержки. Это связанно с характером самой игрушки – её небольшими размерами, своеобразием формы.
Работа по собственному замыслу представляет большие возможности для проявления творческих способностей и самостоятельности – ребенок сам решает, что и как будет делать. Но следует учитывать, что и замысел, и его осуществление – достаточно трудная для дошкольника задача: замыслы не устойчивы и зачастую меняются в процессе деятельности.
Одним из средств обучения в данном случае является работа по предложенному воспитателем произведению, рассмотренной иллюстрации. После этого дети задумывают образ, подбирают подходящий материал и инструменты.
Стимулом для активного участия в создании игрушек всегда служит возможность продемонстрировать свои достижения другим, в том числе и родителям (выставки, показ спектакля с изготовленными героями).
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.
Цель: Заинтересовать и побудить взрослых и детей к изготовлению театральных кукол из нетрадиционных (вторичных) материалов, с последующим их использованием в театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
для детей:
вызвать интерес к данному виду деятельности;
обучать простейшим навыкам работы с разнообразными нетрадиционными материалами;
воспитывать у детей творческое начало, самостоятельность;
развивать воображение, фантазию ребёнка, мелкую моторику, аккуратность.
Для взрослых (педагогов и родителей воспитанников) :
Вызвать интерес к данному виду деятельности,
Дать представления педагогам об изготовлении театральных кукол и атрибутов посредством нетрадиционных (вторичных) материалов.
Познакомить с технологией изготовления театральной куклы, используя в работе вторичные материалы.
Ожидаемые результаты мастер-класса :
- понимание его участниками сути работы педагога-мастера;
- практическое освоение участниками мастер-класса важнейших навыков в изготовления игрушек для кукольного театра с использованием вторичного материала;
- активизация познавательной деятельности участников мастер-класса;
- повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса в театральной деятельности и роста мотивации к формированию собственного интереса к театральной деятельности.
Предварительная работа: изготовление заготовок к работе, подбор материала; чтение сказок, их инсценирование; рассматривание иллюстраций по сказкам, просмотр кукольных театральных постановок.
Оборудование.
Диски DVD, ткань, одноразовые бумажные тарелки, фтулки, цветная бумага зелёная, палочки от мороженного, самоклеящаяся плёнка, ножницы, кисточки, клей, нитки, прищепки.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся.
Воспитатель: А вы любите театр?
Дети: Да!
Воспитатель: За что вы любите театр?
Дети: Там интересно, много разных героев и приключений.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю совершить путешествие в эту необычную страну под названием «Театр», и не просто театр, а в театр кукол. В театре работает много людей: актёры, режиссёры, костюмеры, ну, и конечно, создатели кукол (кукольные мастера). Без кукольных мастеров не может состояться кукольный спектакль. И сегодня я вам предлагаю стать кукольными мастерами и создать сказку своими руками.
Приглашаю вас, в нашу театральную мастерскую (дети садятся за столы).
Сегодня я предлагаю вам изготовить сказку «Три медведя».
А создадим мы сказку из необычных материалов и превратим эти уже вроде бы ненужные вещи в сказочных героев, где с вашей помощью они оживут и научатся говорить.
Для работы нам понадобятся: диски DVD, цветной картон или вискозные салфетки, деревянные прищепки, фтулки от туалетной бумаги, одноразовые бумажные тарелки. Для дополнительных деталей: самоклеющаяся пленка, цветная бумага, готовые «бегающие» глазки.
Этапы работы:
1. Из картона или вискозных салфеток вырезаем дополнительные детали для будущих героев: ушки, ротики, волосы для Маши.
2. Берём диски, наклеиваем с лицевой стороны картон или вискозную салфетку.
3. С обратной стороны диска приклеиваем ушки и закрепляем картоном или вискозной салфеткой.
4. С лицевой стороны приклеиваем глазки, ротики, носики, Маше приклеиваем волосы (используем нитки или цветную бумагу). Маркером или фломастером дорисовываем недостающие детали. Ножками будут служить деревянные прищепки.
5. Далее переходим к изготовлению декораций.
Домик мы будем делать из палочек от мороженого или медицинских шпателей.
Берём палочки, складываем их рядом без зазоров, скрепляем дополнительными палочками с помощью клея по дереву. Переворачиваем заготовку, поперёк стен с двух сторон приклеиваем ещё две палочки, затем делаем крышу, приклеиваем две палочки в форме крыши. Добавляем дополнительную деталь – окно. Домик готов, осталось сделать ножку и опору, чтобы домик стоял устойчиво. Для этого с обратной стороны с помощью малярного скотча приклеиваем ещё одну или две палочки.
6. Деревья (лес) мы изготовим из фтулок от туалетной бумаги, одноразовых бумажных тарелок и цветной бумаги.
Стволом будет служить фтулка от туалетной бумаги. Рулон разрезаем сверху с двух сторон, примерно на 3-4см. красим его в коричневый цвет. Одноразовую тарелку вставляем в разрез и декорируем её с помощью клея и цветной бумаги – это крона дерева.
Наша сказка готова.
Понравилось вам создавать сказку своими руками?
Мы с вами проведём небольшую репетицию будущего спектакля, попробуем показать начало сказки «Три медведя».А завтра мы покажем сказку ребяткам из средней группы.
Кем вы сегодня были? (декораторами, кукольными мастерами). Мы свами были ещё и артистами, которые разыгрывают целые спектакли. А наша работа в творческой мастерской подошла к концу. Какие слова хочется сказать нашим гостям на прощанье? (до свидания, спасибо за помощь)
А гостям в заключение нашей встречи хочется сказать такие слова.
Поделка, которую мастерит ребёнок вместе с взрослым, вкладывая частичку своего труда, выдумки, фантазии и любви, особенно дорога ему. Творите чудеса вместе и, поверьте, - это принесёт радость и Вам, и ребёнку.
Использованная литература:
Р. Туфкрео, М. Кудейко Коллекция идей. Театрализованная и художественная деятельность в детском саду и начальной школе, Линка-Пресс. Москва, 2004г.