Айгиза Гайнитдинова
Мастер-класс для педагогов «Пирамида открытий»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : Ознакомление педагогов с видом мнемотехники –пиктограмма и пирамидки, обеспечивающего эффективное запоминание текстов.
Задачи:
• Повысить профессиональную компетенцию педагогов на мастер-классе;
• Содействовать педагогам в поиске новых рациональных средств, форм и методов;
• Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса;
• Сформировать мотивацию и познавательную потребность в реализации представленного опыта с последующим его использованием в образовательном процессе.
Темочки:
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Практическая значимость: Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям, родителям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Прогнозируемый результат мастер-класса : Внедрения в образовательный процесс воспитателями методику работы с пиктограммами и пирамидой.
Форма проведения: Педагоги, без участия детей.
Ход мероприятия:
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на нашем мастер - классе по теме : «Пирамида открытий».
- В одной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму». Эти мудрые слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.
- Да и мы, педагоги-дошкольники, люди творческие, неугомонные, в своей работе с детьми чаще следуем пословице: «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать».
- Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми.
Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.
Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. По цвету дети могут запомнить некоторые слова, картинки. Поэтому цвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях.
В основе пирамиды открытий лежит методика пиктограмм, основанная на идее Л. С. Выготского и А. Р. Лурия. Данная методика позволяет развивать систему «слово-образ».
По пиктограммам дети могут понять, какой признак нужно исследовать.
Пиктограмма- это совокупность графических образов, которые человек придумывает сам, с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.
Пиктограммы являются наглядным, демонстрационным материалом и каждому слову или словосочетанию соответствует свое изображение, отражающее основной отличительный признак. Такой метод позволяет детям легче анализировать, запоминать проведенное исследование и делать вывод.
Использование метода пиктограмм повышает интерес к исследованиям.
Пиктограммы используют естественные механизмы памяти, увеличивают объем памяти, развивают познавательно-исследовательскую деятельность детей.
В своей работе я использую простые пирамидки с картинками-пиктограммами. Во время сборки пирамиды, при нанизывании колец, дети проговаривают свои открытия, нанизывая макушку дети подтверждают или опровергают предложение или гипотезу. Знаки служат наглядными опорами, они переводят звучащую речь в зрительный ряд, что значительно облегчает запоминание речевого материала.
Практическая часть:
А сейчас давайте попробуем это сделать на практике. Для проведения мастер-класса мне понадобится 2 человека.
-Вашему вниманию предлагаю игру, которая называется «Опиши игрушку-зайца».
В данной игре используются пирамидка с карточками-символами. При каждом нанизывании кольца пирамидки нужно описать игрушку по характерным признакам, которые указаны на детали пирамиды.
-Вашему вниманию предоставляется вторая игра, которая называется «Опиши неживой предмет». Правила игры такие же.
С помощью этой методики у детей развивается речь, цветовое восприятие, мышление, память и воображение. В дальнейшем дети уже будут знать, какой цвет, за что отвечает.
Заключительный этап.
Итак, пиктограмма – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Использование пиктограмм в настоящее время становится актуальным, т. к. это - система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Пиктограмма относится к невербальным средствам общения: это когда ребёнок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь, а при поминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Овладение приёмами работы с пиктограммами значительно облегчает и сокращает время обучения и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
Я часто использую пиктограммы в своей работе и как показывает практика, детям это очень нравится и значительно облегчает им процесс запоминания какой-либо информации.
Сейчас я предлагаю обобщить наш опыт работы на педагогическом совете, что интересного и полезного вы почерпнули из данного мастер-класса, что хотели бы использовать в своей работе?