Тарина Сунчугашева
Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия. Мотивационные игры с песком»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР - КЛАСС:
Песочная терапия. Мотивационные игры с песком.
Цель: создание условий для знакомства участников мастер – класса с основами песочной терапии, достижению результата посредством мотивационных игр с песком.
Задачи:
1. Развивать самооценку, снятие эмоционального напряжения;
2. Способствовать мобилизации собственного творческого потенциала;
3. Развивать психические процессы, память, внимание, воображение, мышление;
4. Развить мелкую моторику пальцев рук.
Темочки:
- Игры для детей
- Игры с песком
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Песни-переделки. Тексты переделанных песен
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
Оборудование: песок, ватман, магнитофон, релаксационная мелодия.
Ход мастер – класса:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу вас пригласить в один занимательный и увлекательный мир. Пожалуй, у каждого из нас есть положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть полезны для психического здоровья детей и их развития. Особенно если эти игры – песочная терапия.
С помощью терапии песком мы:
• развиваем восприятие, мышление, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение и фантазию;
• формируем у ребенка представления об окружающем мире;
• развиваем мелкую моторику;
• успокаиваем и расслабляем, снимая напряжение;
• воспитываем чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу);
• помогаем познавать внешний и свой внутренний мир.
Итак, сегодня я познакомлю вас с современными упражнениями на песке, использовать мы сегодня будем специальный кварцевый песок, кроме того его можно заменить обычной манкой.
Техника, с которой всегда начинается, песочная терапия называется мотивационные игры с песком, ведь любой вид деятельности требует формирования мотивации. С них всегда начинаем работу с песком. Почему важны мотивационные игры с песком?
1. Они вызывают доверие к песку.
2. Они вызывают интерес к песку. Если у вас будут эти два фактора, то у вас всё получится.
Мы исследуем с вами некоторые упражнения:
1. Знакомство с песком, исследуем его возможности.
Из кучки песка сделайте максимально высокую горку.
2. Далее, есть три вида песочных дождя – низкий, средний и высокий. (показать)
Ваша задача испробовать все три вида дождя, набирая песок в руку, выпускаем песок струйкой и отслеживаем какой из видов дождя более соответствует вашему состоянию (подавленное состоянии, отличное игривое настроение и др.)
3. Блинчик. Хорошо, двигаемся дальше, из кучки дождя создайте блинчик толщиной в свой мизинец. Постарайтесь, чтобы он был круглый и ровный.
А теперь, представьте, что это - тарелка, которую нужно расписать. Используя, только мизинчики обеих рук украсьте узорами свою тарелку. Старайтесь работать двумя мизинцами одновременно. Разрешается выходить за края песочной тарелки, идея понятна, сделайте себе приятно, распишите свою тарелочку.
Хорошо, внимание, СТОП!
Вы чувствуете, как меняется отношение к песку в момент рисования, вы уже вроде и не взрослые, но и уже не дети, в этом упражнении формируется мотивация доверия к песку.
4. Квадрат. Двигаемся дальше, сейчас из своей тарелки сделайте квадрат, вот кто в реальной жизни из круглой тарелки может сделать квадратную? - никто, а в песочной терапии можно. Со своей тарелки сделайте квадрат, желательно толщиной с мизинчик.
Далее в своём квадрате, используя только отпечатки пальцев, создайте образ животного, которое вам нравится, который вас восхищает, желательно чтобы после работы сосед узнал вашего животного, т. е. делаем его правдоподобным, узнаваемым…Сделали -O- Спросите у соседа, что вы сделали. Поднимите руку у кого угадали животного.
5. Следующая техника, коллеги, вы сейчас будите работать в парах. Ваша задача вместе с партнёром придумать пять оригинальных перемещений песочных масс, каждый демонстрирует по 5 вариантов.
Например, ваш партнёр говорит вам, я свою кучку буду передвигать вот так (чух-чух, а вы говорите своему партнёру, а я буду свою кучку передвигать вот так (шить-шить, а я буду вот так (пальчиком).
Кто не может придумать – пять приседаний. Поворачиваемся к своему партнёру, и начинаем работать, вы один способ и партнёр другой способ.
Вы почувствовали, тот момент, когда появляется партнёрство, это замечательное упражнение для партнёрско-родительских отношений, и в парах между которыми идёт конкуренция, вы их усаживаете рядом, а они уже такое изобретают…т. к. конкуренция это стимул.
6. Идём дальше, следующее задание это тоже работа в парах. Придумать по 3 оригинальных способа Зарывания разных частей кисти в песок. Например, партнёр вот так зарывает пальцы в песок (коза-рогатая, кто-то зарыл ладонь, а пальцы торчат и т. д., идея понятна? Приступаем к работе…
7. Мы продолжаем серию мотивационных игр. Следующее задание, «Действие по образцу», вы работаете в паре, один ведущий, другой ведомый, один что-то делает, другой за ним четко повторяет, ваша задача четко, в том же ритме, сделать, а затем поменяться (один ведущий, другой ведомый)
Упражнение можно использовать в качестве проверки на обучаемость.
8. «Обратные действия». Работа в парах, один ведущий делает всё время разные, креативные действия, провоцируя партнёра на поиск противоположных действий. Важно учитывать любые детали - темп, ритм, геометрию, собирание-рассыпание и т. д.
Это упражнение хорошо подходит для тех, у кого накопилось что-то не высказанное…Упражнение для здоровой конкуренции, где мотивация формируется у обоих. Подходит для людей с подавленной мотивацией, апатией. Очень хорошо "оживляет", вводит в контакт. Дает возможность достать что-либо невысказанное.
Итог: Мы сегодня познакомились со спектром мотивационных игр, их можно использовать, если нужно усилить лидерство, конкуренцию, а так же эти упражнения хорошо помогают для налаживания контакта.
Наш мастер-класс подошел к концу, хочется попросить вас проанализировать сегодняшнюю работу. Что показалось наиболее интересным, полезным для вашей работы? Что показалось трудным?
Благодарю всех за конструктивное и позитивное общение, предлагаю выразить своё отношение к занятию и нарисовать ту или иную эмоцию - пиктограмму, которая у вас возникла при работе с песком.