Козловская Елена Олеговна
Мастер-класс педагога-психолога «Использование технологии «кроссенс» в нравственно-патриотическом воспитании детей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс педагога-психолога МАДОУ детский сад «Звёздочка» Козловской Е. О. : «Использование технологии «кроссенс» в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Цель: совершенствование работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в дошкольных учреждениях, а также продемонстрировать педагогам использование технологии «кроссенс», как метода развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач нравственно-патриотического воспитания.
2. Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания.
3. Развивать творческую активность участников.
Планируемый результат: принятие и применение данной технологии участниками мастер-класса.
Педагог-психолог : - Доброе утро, уважаемые коллеги! Я педагог-психолог МАДОУ детский сад «Звёздочка» рада приветствовать вас.
СЛАЙД 1. - Тема моего мастер-класса : «Использование технологии «кроcсенс» в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста».
СЛАЙД 2. Актуальность: Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. У людей изменилось отношение к Родине, а без любви к Родине и уважения к ее истории невозможно воспитание гражданина и патриота своей страны. В детском саду мы формируем у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Цель моего мастер-класса : повышение компетентности педагогов ДОУ по вопросу нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, а также продемонстрировать педагогам использование технологии «кроссенс», как метода развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
Педагог-педагог : - Скажите, знаком ли кто-то с этим методом? Может кто-то использует его в своей практике? (Ответы.) Замечательно…
СЛАЙД 3. - Так что же такое «кроссенс»?
СЛАЙД 4. - Идея создания данного метода принадлежит нашим соотечественникам писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко. С чем у вас ассоциируется слово «кроссенс»? (Ответы.)
СЛАЙД 5. - Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а «кроссенс» с английского означает «пересечение смыслов».
Для более полного понимания работы этого метода проведём подготовительное упражнение. Найдите ассоциативную связь между ёжиком и ёлкой? (У обоих есть иголки)
- А что общего может быть между рыбой и приложенным к губам пальцем? (Молчание.)
СЛАЙД 6. - Итак, представляю вашему вниманию способы чтения «кроссенса».
Как видите, он размещается на поле из девяти квадратов. Но в отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в «кроссенсе» они уже заполнены картинками. Нужно найти ассоциативные связи между изображениями и дать название «кроссенсу».
В первом варианте «кроссенс» нужно читать слева направо, двигаться только вперёд по часовой стрелке и заканчивать на центральном квадрате.
Во втором варианте центральное изображение связано со всеми картинками, которые несут прямой смысл и для разгадки этого «кроссенса» нужно лишь знание фактов.
В третьем варианте можно читать «кроссенс» по периметру и дополнительно по кресту. В этом случае изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и с последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.
Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличный метод для развития логического и творческого мышления. Попробуем?
СЛАЙД 7- 8. - Как вы думаете, какой темой объединены эти картинки? (Сказки А. С. Пушкина.)
СЛАЙД 9-10. - Вот пример такого «кроссенса»… Подумайте, какое слово заключается в центральном квадрате? (ЗОЖ.) Как видите, здесь уже понадобилось время для раздумий…
СЛАЙД 11. - Вот пример третьего варианта «кроссенса». Наша задача - найти связь между соседствующими картинками и определить тему «кроссенса». Двигаться будем по стрелочкам сначала по периметру, а потом и по кресту.
Итак, какая связь между короной и сорокой? (Корона сделана из золота и блесток, а сороки любят всё блестящее.) Что общего между сорокой и соловьём? (Это птицы.) Рассуждаем дальше. («Соловей» и «Огниво» - это сказки Андерсена.) Дальше… (Дрова нужны, чтобы разжечь костер, а огонь можно получить от огнива.) Ускоряемся (Топором рубят дрова и сосны. Сосна тянется к солнцу, а многих королей сравнивали с солнцем.)
- А если читать «кроссенс» по кресту, какую связь можно обнаружить? (Слова содержат букву «О».)
СЛАЙД 12. - В этом «кроссенсе» все слова содержат букву «О». Какое же название дадите «кроссенсу»? (Буква «О».) Спасибо за ваши ответы, все – молодцы…
СЛАЙД 13. Итак, раз принцип разгадывания «кроссенса» стал вам понятен, предлагаю вашему вниманию алгоритм его создания.
1. Определить тематику, общую идею.
2. Подобрать 9 элементов, которые имеют отношение к данной теме или идее.
3. Найти связи между элементами, определить последовательность.
4. Выделение отличительных черт, особенностей каждого элемента.
5. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).
6. Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы.
7. Построение ассоциативной связи между образами элементов.
Педагог-психолог : - Как вы думаете, на каких этапах занятия можно использовать этот метод? ( Ответы: cоздать проблемную ситуацию или обобщить знания, оригинально подвести итог, «кроссенс» может стать и творческим домашним заданием.)
СЛАЙД 14. Применение технологии «кроссенс» :
1. При формулировке, определении темы занятия.
2. При изучении нового материала, как мотивация.
3. При закреплении итога работы на занятии, как рефлексия.
4. При закреплении и обобщении изученного материала.
5. В индивидуальной работе.
6. Как творческая совместная работа родителей с детьми.
7. ОД можно полностью построить в форме «кроссенса», то есть элементы «кроссенса» могут представлять собой его структуру.
СЛАЙД 15-16. - А сейчас я предлагаю поработать над разгадкой следующего «кроссенса». (Даётся время на работу)
Педагог-психолог : - Давайте с Вами порассуждаем, какая связь между матрешкой и балалайкой? (Эти предметы деревянные, являются символами России). Что общего между балалайкой и березой? (Они деревянные). Рассуждаем дальше. «Береза» и «С. Есенин»? (Есенин написал стихотворение о березе). Дальше… С. Есенин и картина, на которой женщина поет? (На стихи Есенина было написано много романсов). Картина, на которой женщина поет и гимн России? (Это музыкальные произведения). Гимн России и флаг России (Это символы России). Флаг России и географическая карта РФ (Это Россия-наша Родина). Конечно, это наша Родина – Россия!
Педагог-психолог : - Уважаемые коллеги, вы можете использовать технологию «кроссенс» при проведении занятий на различные темы, относящиеся к нравственно-патриотическому воспитанию детей : «Моя семья», «Семейные ценности», «Моя малая Родина», «Символы России», «Достопримечательности России» и многое другое.
СЛАЙД 17. - Подведем итог. «Кроссенс» - это метод, позволяющий на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания привычных вещей… В этом и прелесть этого метода, научить детей мыслить, порой нестандартно.
Педагог-психолог : - А закончить мой мастер-класс хочется словами знаменитого писателя Льва Николаевича Толстого: «Если ребенок не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать…» Так давайте же, уважаемые коллеги научим наших детей мыслить логично и творчески при этом, закладывая в умы детей умение, любить и уважать семью, Родину, отечество.
Спасибо за внимание.