Марина Мелешко
Мастер-класс «Пальчиковые игры. Игры на артикуляцию и звукоподражание на распространение»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
обучение участников мастер - класса применению нетрадиционной методики в речевом развитии детей в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ, освоение и последующее активное применение здоровье сберегающей технологии в практической деятельности педагога-воспитателя.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с использованием нетрадиционных технологий в речевом развитии детей, применяемых в работе с детьми;
Публикация «Мастер-класс „Пальчиковые игры, Игры на артикуляцию и звукоподражание на распространение“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2020
2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике нетрадиционных технологий.
Целевая аудитория:
мастер-класса : воспитатели ДОО, инструктор по физкультуре.
Организационный момент. Участники располагаются за столами.
Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашем мастер- классе.
Сегодня мы с вами поговорим о важности развития мелкой моторики рук для развития речи, об одном из способов ее развития – пальчиковых играх. Японская пословица гласит: Расскажи мне – я услышу, Покажи мне – я запомню, Дай мне сделать самому – я пойму!» Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю». Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев. Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. У нас на ладони находится множество биологически активных точек.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.
Традиционные это: пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без; самомассаж (поглаживание, разминание); игры - конструкторы, мозаика, шнуровка, игры с вкладышами и т. д. ; кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней; игры с бумагой, песком, водой; лепка из глины, теста, пластилина; игры на развитие тактильных ощущений «гладкое – шершавое», «чудесный мешочек» и т. д,
Нетрадиционные: самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками; пальчиковые игры, с использованием разнообразного материала: бросовым, природным, хозяйственно-бытовым.
Сегодня я предлагаю Вам поиграть в нетрадиционные пальчиковые игры, которые мы используем в своей работе:
И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с одной нетрадиционной технологией - Су Джок терапия. Что такое Су Джок?
В переводе с корейского языка «Су» - кисть, «Джок» - стопа. Этот метод основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах.
Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.
Су Джок это в первую очередь самомассаж, который не только полезен, но и очень интересен детям и положительно сказывается на самочувствии.
Применение су-джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.
За речь у человека отвечают две зоны, находящиеся в коре головного мозга: зона Вернике (восприятие речи) и зона Брока (произношение).
Для стимуляции речевого развития необходимо воздействовать на точки соответствия головному мозгу.
Воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и этим достигается благотворный эффект от массажа при помощи специальных шариков.
Технология интересна тем, что подобные упражнения можно проводить не только специально обученным людям, но и педагогам в детском саду и дома самим родителям. (Демонстрирую массажёр Су – Джок)
Этот кругленький дружок
называется Су-Джок
этот шарик разноцветный
покатаем мы в руках
Чтобы легче было думать,
сила чтоб была в руках
Покатаем по ладошкам
он откроется вот так!
Там, волшебное колечко
Ни большое, ни малое,
В гости к пальчикам заходит
Всем оно подходит.
Внутри таких шариков – «каштанов», как в коробочке, находится одно специальное кольцо, сделанное из металлической проволоки, им можно свободно проходить по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. Колечко нельзя растягивать иначе оно потеряет массажные свойства, так же нельзя оставлять на пальце без движения, оно сдавливает.
Техника массажа проста: кольцо надевается на палец руки и прокатывается либо по всему пальцу, либо по его части до появления ощущения тепла в массируемой области. Процедура кольцевого массажа не требует больших усилий, безболезненна и приятна.
Эту работу можно проводить перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты для того чтобы снять напряжение и подготовить свои пальчики к работе.
Задачи:
- нормализовать мышечный тонус, развивать координацию движений и мелкой моторики;
- активизировать области коры головного мозга, способствовать установлению межполушарных связей;
- содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности;
- использовать элементы Су-Джок терапии в различных видах деятельности.
- совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.
Противопоказания:
Высокая температура, гнойные заболевания, открытые раны, онкологические заболевания.
Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются:
- высокая эффективность
- абсолютная безопасность
- универсальность.
Приемы Су – Джок терапии:
1. Массаж специальным шариком.
2. Массаж эластичным кольцом.
3. Массаж стоп.
4. Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей.
Все движения шариком сопровождаются в соответствии с текстом стихов или потешек.
Давайте поиграем.
1. Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
«Еж»
Познакомьтесь это Еж
До чего же он хорош
До чего же он хорош
Наш колючий добрый Еж.
Шарик лежит на ладони
Взять шарик пальцами правой руки и поднять вверх
Зажать шарик в кулачке
2. Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, упражнение выполняется колечком - пружинкой сначала на правой руке, затем на левой, надевая на каждый пальчик руки)
Обезьянка Чи-Чи-Чи
Взяла….-Нет не кирпичи
А колечко
На пальчики надевает,
Слоги, слова называет.
Лы-лы-лы, лу-лу-лу
Ра-ро-ру, ра-ро-ру
Я правильно говорю.
Мы колечки надеваем
И овощи называем (фрукты, грибы и т. д.)
Проговаривая слоги или слова, дети поочередно на каждый палец обеих рук надевают кольцо Су – Джок
3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. (Если ваш ребенок испытывает трудности в произношение некоторых звуков или путает их то ему можно предложить поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука).
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец).
«Часики»
Часики стучат тук –тук
Ежика домой зовут
Тик –так, тик-так
Собираться домой время,
Кушать вкусное варенье
Сказке будет продолженье.
Круговое вращения шарика между ладошкам с одновременным выполнением арт. упр. «Часики».
«Лягушка»
Вот в лягушек хохотушек
Растянулись рты до ушек.
Вот слоненок малышок
Тянет, тянет хоботок.
И улыбка, хоботок
Славный ежику урок.
Ладошки открыты пальцы веером на ладошке шарик – арт. упр. «Улыбка»
Шарик зажат «щепоткой» пальцев – арт. упр. «Хоботок»
4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.
Упражнение «Один-много». Педагог катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Я знаю 5 предметов.» и т. д.
5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания.
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д. ; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
6. Использование шариков при выполнении гимнастики.
7. Но есть и другое применение массажным шарикам. Их используем не только для развития мелкой моторики, но и для развития цветовосприятия, при обучении счету и т. д.
Можно использовать следующие игры : «Разложи шарики по цвету», «Найди все синие» (красные, желтые, зеленые, «Сделай разноцветные шарики» (сине-красный, зелено-желтый) .
8. Кроме того, Вы можете делать малышу массаж и одновременно рассказывать занимательную сказку о «колобке», о «рукавичке» и т. д.
Вот таким нестандартным и интересным способом мы не только занимаем ребят, но и развиваем речь, так как движения пальцами и развитие речи тесно связаны. Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии. Творческий подход, использование альтернативных методов и приёмов способствуют более интересному разнообразному и эффективному проведению образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.
Планируемый результат:
Заинтересованность педагогов; повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике нетрадиционных технологий.
Мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и пожелать всем творческих успехов.
Литература :
1. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38.
2. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев : веселые пальчиковые игры / О. А. Новиковская - М. АСТ, 2007 С. 94
3. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208
4. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 19
6. Пак Чже Ву. «Су Джок для всех», Москва, 2009г. – 136с.