Елена Леонидовна
Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок. Мастер-класс «Осторожные сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги. Я, Логинова Елена Леонидовна, воспитатель детского сада №6 «Сказка». Тема моего самообразования «Фольклор малых формах развитии речи детей потому этому направлению я уделяю большое значение.
Цель: Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок. освоение и последующее применение одной из активных форм работы по обучению безопасному поведению в практической деятельности педагога воспитателя.
Публикация «Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок, Мастер-класс „Осторожные сказки“» размещена в разделах
Сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. С первых первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, порой становится весьма небезопасной для него.
Во всем мире все больше внимания уделяется вопросам безопасности человека. Исследованиями многих ученых доказано, что дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться и опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде.
Современных детей необходимо обучать особым навыкам, чтобы они смогли избежать самых разнообразных опасностей. Мы должны научить детей оценивать окружающую обстановку, определять потенциальную опасность или подозрительную ситуацию и адекватно на неё реагировать.
Все дети любят сказки, особенно волшебные. Сказки, неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Чудеса и увлекательный сюжет занимают фантазию ребёнка, отвлекая от беготни и шумных игр и заставляя затаить дыхание в ожидании волшебства. Сказки помогают формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям развивают речь. Сегодня мы с вами поговорим о том, что сказки несут воспитательную функцию и обучают безопасности. Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с вами народные сказки, играя в них, ребенок легко усвоит, что в "другом", большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить, кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться.
Раз, за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины, вы научите ребенка и бдительности, и осторожности. Причем, не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь.
Мастер : И сегодня мы с вами уважаемые, на практике попробуем убедиться в том, сказки выполняют не только воспитательную роль, но и обучают.
Для моего мастер-класса мне нужно 8 участников. Я предлагаю вам каждому взять карточку сказки (Заюшкина избушка, Теремок). Посмотрите внимательно на изображение и разделите на 2 команды. Подумайте по какому признаку вы разделились. Заюшкина избушка и Теремок, команда Теремок подойдите к своему столу, а команда Избушка к своему.
Задание 1. Называется «Оживи картину» каждой команде даю картинку, ваша задача изобразить сказку, чтобы другая команда и зрители угадали названии. (Картинки «Репка, «Курочка ряба)
Мастер : Молодцы вы все правильно назвали сказки.
Мастер : Перед вами уважаемые коллеги группы опасностей. Я предлагаю к каждой группе опасности подобрать сказку.
Задание 2. «Правила безопасности»
1. Опасные контакты с незнакомцами.
(«Колобок, «Красная шапочка, «Заюшкина избушка, «Три поросенка»)
2. Один дома
(Кот, петух, лиса)
1. Пожарная безопасность
(«Кошкин дом»)
2. Безопасность в лесу
(«Маша и медведь)
Мастер : Молодцы А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Вопрос-ответ»
Вам нужно ответить на вопрос.
Задание 3. Перед вами сказки 1 подгруппа «Колобок», 2подгруппа «Красная шапочка» скажите в какие неприятные ситуации попали герои и какие правила безопасности они нарушили? (Участники перечисляют правила безопасности, нарушенные героями сказок.) Дать время.
Мастер : Молодцы!
В работе по речевому развитию детей и обучении безопасности жизнедеятельности можно использовать еще и другие варианты которые помогают научить детей не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов один и. т. д. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них:
1 Салат из сказок»- герои из разных сказок встречаются, и получаются новая сказка.
2. Сказка на изнанку –вспоминаем хорошо знакомую сказку, меняем характер у героев (положительный на отрицательный, и наоборот, предлагаем рассказать, каким станет сюжет.
3. Перевирание сказки-хорошо знакомую сказку немного перевираем, превратить в пародию. Например «Жили-были дед и баба была у них уточка Ряба» или катится Колобок и навстречу ему тигр.»
4. «Что было потом»- продолжить любую сказку, придумав продолжение сказки.
5. «Сказки на новый лад»-дети очень любят переделывать сказки на новый лад.
Слайд следующий. Предлагаю и вам придумать такой вариант сказки, где герои соблюдали бы правила безопасного поведения и обходили стороной всей опасные ситуации.
Задание 4.
1 подгруппой сказка «Лисичка сестричка и серый волк.».
2 подгруппе сказка «Волк и семеро козлят.
1. Ехал дед с рыбалки, а в санях вез мешок рыбы. Видит – на дороге лежит лиса мертвая. Но на самом деле она притворилась. Дед сначала хотел взять лису, но потом подумал: неспроста тут лиса лежит. Присмотрелся: а она живая оказалась. Прогнал ее дед, не удалось ей рыбкой поживиться. Пошла лиса грустная в лес и встретила там такого же грустного и голодного волка. Рассказала она ему о своей неудаче. Тогда волк предложил лисе пойти рыбку самим половить. Лиса посоветовала волку опустить в прорубь хвост и на него, как на удочку, рыбку ловить. Волк понял, что лиса его обмануть хочет, и не согласился. Обиделся он на лису и ушел в лес. А лиса так голодная и осталась.
Воспитатель: Молодец, Маша! Она сохранила поучительный сюжет сказки и поучила лису. Кто еще попробует придумать сказку? Ваня, расскажи свою сказку.
- В зимний день возвращался дед с рыбалки. Ехал он с наловленной рыбой. Ехал и увидел на дороге лису. Остановился дед посмотреть: жива ли она? Смотрит на лисе мех красивый, пушистый. Вспомнил он про свою старуху: хороший воротник получится. Посмотрел еще раз на лису, видит: вроде бы мертвая. Положил он ее на сани, около рыбы, и дальше поехал. А лиса хитрая оказалась, притворилась мертвой. Лежит она на санях и наблюдает: не смотрит ли дед на нее? Дед не смотрел на нее и лиса начала выбрасывать рыбу. Но дед тоже хитрым оказался. Оглянулся и увидел, что лиса рыбку выбросила. Достал дед ружье – лиса испугалась, спрыгнула с телеги и в лес убежала. Уехал дед, а рыбка осталась лежать на снегу. Шел сзади голодный волк. Увидел он рыбку, обрадовался и съел ее. Вернулась лиса рыбку подобрать, а рыбки уже нет. Вот и сказке конец.
Воспитатель: Молодец, Ваня! Сегодня на примере сказки «Лисичка – сестричка и серый волк» мы увидели, что неприятности могут случиться в любой момент. В жизни, как и в сказке, есть такие люди, как лиса, - хитрые и лживые. В сказке лиса обманула деда и волка. Сказку модно переделать на хороший лад, чтобы плохое происходило с лисой. А деду надо было поступить по-другому – не брать лису. Так же и в жизни. Нас учат не брать в руки, не поднимать незнакомые предметы, вещи: они могут оказаться опасными. А волку нужно было не слушать лису, а думать своей головой.
2. подгруппа Волк и семеро козлят.
Мастер : Молодцы безопасные сказки получились у вас.
Рефлексия.
Предлагаю вам выбрать картинку соответствующему вашему настроению на нашем занятии и объяснить выбор.
Вот я взяла красную шапочку и сделала для себя вывод что нельзя говорить незнакомым свой адрес.
Заключение.
Уважаемые коллеги я представила вашему вниманию приемы использования сказки при ознакомлении дошкольников с правилами безопасного поведения.
Благодарю вас за сотрудничество!