Горбань Нина Васильевна
Мастер-класс «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс
«Организация познавательно – исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста».
Составила: воспитатель Горбань Нина Васильевна
Цель:
Повысить уровень профессионального мастерства педагогов в развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Задачи:
Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности.
Публикация «Мастер-класс „Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.
Повысить уровень мастерства педагогов.
Создание положительного эмоционального климата у педагогов.
В соответствии с ФГОС ДО, познавательно- исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Что предполагает Познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду?
– Специально организованная деятельность, позволяет ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о предмете, объекте, физическом или природном явлении.
Организация пространственной предметно развивающей среды имеет первостепенное значение при развитии познавательных способностей, исследовательской деятельности. Грамотно организованная окружающая среда позволяет думать, анализировать, сравнивать, делать выводы, учить дошкольника задавать вопросы и находить ответы, ставить проблему и находить пути её решения.
Какую роль играет экспериментальная деятельность в развитии ребенка?
- Экспериментирование играет важную роль для психического развития детей. Доказательством того служат излюбленные игры с водой с песком: ребенок бесконечно может переливать воду, разливать её по разным емкостям, «ловить рыбу», пускать кораблики, рисуют песком.
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе экспериментальной деятельности у детей, развивается?
Любознательность
Наблюдательность
Инициативность
Активный
Эмоциональный
Настойчивый
Общительный
Детское экспериментирование – замечательное средство интеллектуального развития дошкольников. По мнению академика Н. Н. Поддъякова «В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на экспериментирование».
В процессе игр-экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт. Они способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, целенаправленность, аккуратность, ответственность, последовательность и т. д.
Какие принципы мы учитываем при экспериментировании?
Принципы: научности, доступности, связи знаний и умений с жизнью, последовательности. Содержание игр – экспериментов отбирается в соответствии с образовательной программой каждой возрастной группы и уровнем развития детей.
Структура детского экспериментирования состоит из следующих пунктов:
- постановка проблемы, которую нужно решать;
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось или нет);
- формулирование выводов.
Практическая значимость:
Данный мастер-класс поможет научить взрослых развивать любознательность ребенка, стремление к маленьким «открытиям». Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
Практическая часть:
Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
Не шуметь – этим мы мешаем другим.
Аккуратно обращаться с посудой.
Слушать воспитателя.
Внимательно следить за результатом опыта.
Закончив наблюдение, сделать вывод.
Я хочу сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.
Сказка называется «Путешествие котёнка, или мир за забором домашнего двора».
На одном дворе совсем недавно у мамы-кошки появились котята. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-кошкой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором двора, и он пошел открывать мир. Он увидел, что вокруг много интересного. Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд. Давайте нальем, в тарелку воды. Что произошло с водой? Вода приняла форму тарелки. У нас получился пруд. В нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и котёнок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 1 Цветы кувшинки
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее, и лепестки раскрываются.
Котенок захотел поближе рассмотреть, как распускаются эти прекрасные цветы, но так как он не умел плавать, ему надо было найти какой-то не тонущий в воде предмет и на нем подплыть к цветам. Посмотрев по сторонам, он увидел кусок коры дерева, металлическую пластинку. С трудом опустив металлическую пластинку в воду, он с ужасом заметил, что она утонула. Следующую попытку он проделал с корой дерева и с удовлетворением отметил, что она плавает.
Плывя на коре дерева, он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали. Это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Как вы думаете, почему рыбы плавают?
У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, объем уменьшается, рыба опускается вниз. А надо подняться на поверхность – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает.
Опыт № 2 Воздушные пузырьки
Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Почему пластилин падает на дно стакана? Он тяжелее воды, поэтому тонет. Что происходит на дне? Почему пластилин всплывает и снова падает?
Вывод: В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Котенок внимательно наблюдал за рыбками. Затем он пошел дальше узнавать мир.
Но тут вдруг подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.
Прошло немного времени, и дождь закончился, и на небе появилось цветное
коромысло.
Опыт 4.
Материал: емкость, наполненная водой (ванна, тазик, фонарик, зеркало, лист белой бумаги.
На дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу. Результат: на бумаге будет видна радуга. Поговорим? Свет является источником цвета. Нет красок и фломастеров, чтобы раскрасить воду, лист или фонарик, но вдруг появляется радуга.
Все вокруг котёнку было интересно, но жаль, не было рядом друга, с которым он мог бы поделиться своими открытиями. И он решил его нарисовать.
Опыт 5.
Оборудование: миска, гуашь, жидкое мыло, вода, трубочки, лист бумаги, карандаши.
Положите в миску ложку гуаши, налейте жидкого мыла, смешанного с водой.
Опустите трубочки в полученную смесь и медленно подуйте в нее, оставляя конец трубочки на дне миски. Дуйте до тех пор, пока над миской не получится мыльная цветная шапка. Дыхание медленное, при сильном выдохе пузыри лопаются.
Положите лист бумаги на миску сверху. Оторвите лист бумаги от миски. У вас получится изображение – отпечаток. Дорисуйте способом «спиральки» глаза, ручки, нос, ножки, прорисуйте ротик. Получится друг для котёнка – Капитошка.
Опыт № 6 Апельсин в соленой и пресной воде
Он увидел апельсин и выбросил его в пруд. Что произошло с апельсином? Он не утонул! И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
Очищаем апельсин от кожуры и опускаем в воду. Апельсин утонул! Почему? Нет кожуры.
Во второй стакан добавим в воду соль. Что видите? Почему апельсин поднялся? Потому что добавили соль.
Сделаем вывод: в апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды. Вода растворяет соль. Соленая вода более плотная, чем пресная, поэтому апельсины в ней не тонут. Поэтому - то и в море нам плавать легче, чем, например, в речке.
Опыт № 7. Помощь солнышку
Дальше котенок увидел большую лужу и ярко светящее солнышко. Солнышко попросило котенка помочь ему высушить лужу. Как мы можем помочь солнышку? Правильно собрать воду разными предметами.
Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.
Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т. п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкость. То же самое проделайте и со шприцом.
Опыт № 8 Замок принцессы Пены
Высушив лужу, котенок пошел дальше и увидел пенный замок. В этом замке кто – то жил.
Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.
В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей.
Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принцесса, которая живёт в пенном замке».
Опыт № 9 Пчелки на лугу
Распрощавшись с принцессой, котенок пошел дальше и увидел перед собой огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие жучки и громко жужжали, это были пчелы.
Железный цветок обклеить блестящей липкой бумагой, на картинки пчелки приклеить с обратной стороны магнит. Пчелки будут магнититься к цветку.
Котенку очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.
Опыт № 10. Следы на песке
Нагулявшись, котенок решил вернуться домой. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы. По этим следам он успешно вернулся к маме-кошке. Взять в руки сухой песок и сыпать его струйкой. Затем мокрый песок. Палочкой, пальчиком оставить следы на сухом песке, затем на мокром песке. Давайте вспомним свойства мокрого песка?
Вывод: Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет
Вывод: Таким образом, опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. В этом случае не устраивать фронтальный опрос, а предоставить детям возможность в непринуждённой форме поделиться радостью открытия.
Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребёнок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал сам.
Детские удивительные открытия находятся рядом, а потому только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!
Вам удалось почувствовать себя детьми?
Выразите своё отношение к тому, что вы делали
1— тремя существительными (мастер-класс, игра, эксперимент)
2 — тремя прилагательными (интересное, увлекательное, познавательное)
3 — тремя глаголами (играли, экспериментировали, слушали)
Выскажите своё мнение, для вас все, что мы сейчас делали, это приемлемые формы работы с детьми?
Это только малая часть всех форм, которые можно применять в своей работе по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.
Заканчиваю описание своего опыта работы словами известного психолога Павла Петровича Блонского: «Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать»
Мне было приятно с вами работать и общаться. Спасибо вам за участие в мастер-классе. Желаю всем нам успехов и плодотворного сотрудничества!