Лилия Гудзенко
Мастер-класс «Обучение игре на ложках»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
Гудзенко Лилии Геннадиевны
музыкального руководителя
высшей квалификационной категории
«Обучение игре на ложках»
Внедрение инновационного опыта «Обучение игре на ложках как средство развития речедвигательной сферы детей»
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Участники:
Дети подготовительной группы, педагоги НДОУ
Оборудование:
Ложки
Компьютер
Проектор
Музыкальный центр
Темочки:
- Игры для детей
- Ложка. Все о ложках для детей
- Поделки из ложек и вилок
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Темочки
Цель мастер-класса : обучение участников приемам игры на ложках включая элементы авторской программы «Обучение игре на ложках как средство развития речедвигательной сферы детей» в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
Задачи:
Познакомить участников с истории возникновения ложки как музыкального инструмента.
Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами игры на ложках.
Познакомить с приемами игры и упражнениями которые позволяют развивать четкую координацию ритмических движений с текстом и музыкой.
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике.
Актуальность:
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребенок начинает принимать за музыку произведения исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощенное миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных инструментах. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудило нас организовать в детском саду ансамбль русских народных инструментов «Ложкари».
Такая форма работы помогает в формировании слухо-зрительно-двигательной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития средствами музыкально-ритмических занятий. Именно музыка помогает детям на занятиях изображать волшебный музыкальный мир с помощью своих мышечно-двигательных ощущений. Эти ощущения дети начинают отображать с помощью слов, что очень важно для детей с речевыми нарушениями.
Обучая детей игре на народных музыкальных инструментах, могу следующие этапы:
Презентация «Деревянные ложки»
а) Знакомство с инструментом, его особенностями и исполнительскими возможностями.
Начинать обучение нужно со знакомства с историей ложки и просмотра видеороликов качественного исполнения на ложках, ставя перед собой главную задачу на этом этапе – увлечь детей и зародить в них желание научиться играть и узнать о русских традициях.
Слайд 5
б) Постановка исполнительского аппарата - корпуса.
Слайд 6
в) Освоение основных приемов игры, ритмическая тренировка.
Начинать обучение приемам игры на ложках желательно с пропедевтической разминки кистей рук:
Слайд 7
1. «Шофер» - характерные движения кистями имитирующие крутящий руль.
Слайд 8
2. «Домик» - левая рука расположена над левым бедром, правая показывает между ними – потолок, или пол (позже удары с ложками).
Эти упражнения помогаю приготовить исполнительский аппарат, тренируют мышечную память, не позволяя в дальнейшем зажиматься мышцам кистей рук при быстрой игре.
Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается характерный красивый звук. Предлагая детям попробовать тот или иной прием игры, обязательно нужно развивать их умение анализировать, поэтому характеризуя звук, попутно беседуем с детьми задавая наводящие вопросы, там самым мы дополнительно пополняем словарный запас ребенка и фонематический слух.
Обязательно включение в занятия речевого материала в самых разнообразных формах, а поскольку наша задача еще и обогащение духовной культуры детей через игру на народных музыкальных инструментах мы используем также малые фольклорные формы (потешки, прибаутки, тексты песен и т. д.
Сейчас вместе, дружно попробует сыграть на ложках. Вы должны сначала послушать внимательно, а потом вместе со мной, четко и громко повторять слова и ударять в ложки.
Слайд 9
Ритмическое упражнение
1,2,3 – ты на ложки посмотри,
1,2,3,4 – вот мы ложечки купили
1,2,3,4,5 – будем мы на них играть!
Слайд 10
«Маятник»- это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяя тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;
Слайд11
«Весенняя телеграмма»
Дятел сел на толстый сук – тук да тук.
Всем друзьям своим на юг – тук да тук.
Телеграммы срочно шлет – туки-туки-тук,
Что весна уже идет – туки-тук, туки-тук,
Что растаял снег вокруг – туки- туки-тук,
Что подснежники вокруг – туки-туки-тук.
Дятел зиму зимовал – тук да тук,
В жарких странах не бывал – тук да тук.
И понятно, почему- скучно дятлу одному.
Слайд 12
Главный принцип – сделать занятия интересными в игровой форме, поэтому изучая следующий прием, называем его «Лошадка» - напоминает цоконье копыт, но пропедевтическую игру можно назвать «Зайка» : прячем черпачок в ладошку и ударяем по нему открытой ложкой. Зайка прячет ушки – звук более глухой, открывает ушки – звук звонче (черпачок в руке выполняет роль резонатора).
Изучая прием, вновь используем фольклорный материал:
Русская народная песня «Как на тоненький ледок», чтобы выполнить главную задачу – сочетать ритмичные удары с четким проговаривание текста используем проектор.
Слайд 13
Следующий прием «Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;
Слад 14
«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;
Приемы игры осваиваем под русскую народную песню «Во кузнице», снова четко пропевая текст песни.
Детям, обязательно даем задания, в которых игра на музыкальных инструментах сочетается и тесно переплетается с танцем, ритмическими движениями или песней. Игра в ансамбле русских народных инструментов заметно меняет детей - активизируется их внимание, память, творческая инициатива. Дети лучше понимают музыку, стремятся дальше заниматься ею. Многие поступают в музыкальную школу. Дети становятся внутренне сдержаннее и духовно богаче.
Таким образом, цель воздействия музыки, слова и движения (в данном случае четкое отстукивание ритма и упражнения на развитие чувства ритма) - преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы у детей с речевой патологией.
Список литературы
1. Ботякова О. А. «Солнечный круг» Детский народный календарь в помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений – Санкт-Петербург «Детство – Пресс» 2004г.
2. Девятова Т. Н. «Звук-волшебник» материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей «Линка-Пресс» 2006г.
3. Музыкальный руководитель: Иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2004-2010г.