Ольга Бердникова
Мастер-класс: «О правах, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект мастер-класса
Тема: О выборах - играя
Цель моего мастер - класса – ознакомить вас с системой работы по реализации проекта.
Мы с вами должны воспитывать у ребенка чувство собственного достоинства, умение отстаивать свои права.
Мы считаем, что, знакомство с избирательным правом нужно начинать со старшего дошкольного возраста в контексте развития основ правового сознания.
Темочки:
Из возможных путей решения этой задачи нами выбрана технология проектирования: как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника и как метод поэтапной практической деятельности
Проектный метод включает в себя широкий арсенал средств для воспитания основ гражданственности у детей. Прежде всего, это стиль взаимоотношения со сверстниками и взрослыми на основе уважения и терпимости друг к другу, возможность ребенку почувствовать себя равноправным участником собственного образования (предоставление выбора содержания образовательной темы, видов деятельности, длительности действий, партнеров, результатов и способов их оценивания).
Именно в проектной деятельности родители включаются в воспитательно-образовательный процесс как непосредственные участники образования собственных детей.
Совместное планирование позволяет говорить о развитии таких необходимых качествах будущего гражданина, как инициативность, и целенаправленность.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Коллеги, давайте познакомимся с системой работы по реализации проекта «Выборы Правителя Сказочной Страны» в подготовительной к школе группе.
Цель проекта - создание единого игрового образовательного пространства для детей 6-7 лет как одной из форм подготовки их к современной жизни и способа поддержки воспитательно-образовательного процесса
Реализация проекта осуществляется в несколько этапов.
На каждом этапе используются следующие способы организации деятельности детей: интегрированные занятия, совместная деятельность воспитателя с детьми и самостоятельная работа детей в центрах активности. Это способствует сотрудничеству и сотворчеству детей и взрослых, удовлетворению потребности детей в различных видах деятельности.
Для этого нами была разработана рабочая тетрадь юного гражданина и будущего избирателя «О выборах – играя». В пособии представлены интегрированные задания, даны вопросы, с помощью которых дети закрепляют первоначальные представления об избирательном праве, учатся рассуждать, логически мыслить (пример из тетради). Пособие рассчитано на совместную деятельность ребенка и взрослого. Рабочая тетрадь может быть использована педагогами детских садов и начальной школы, а также родителями детей 6-10 лет.
На 1 этапе, на утреннем сборе воспитатель беседует с детьми о стране, в которой мы живем, о нашей республике. С помощью модели трех вопросов вызываем интерес у детей, определяем направления работы по проекту.
Цель первого этапа - формирование основ правового сознания дошкольников, первоначального представления о морали и праве, о законах государства. В результате первого этапа дети знакомятся с Конституцией РФ, с основными правами и обязанностями граждан России, записанными в ней.
В процессе беседы важно подвести детей к пониманию многозначности слова «закон»; к выводу о том, что законы помогают организовать жизнь государства, общества, семьи; соблюдать справедливость.
На втором этапе реализации проекта с помощью игрового приема «Письмо из Сказочной Страны» мы знакомим детей с правилами игры.
На этом этапе распределяем роли: кандидаты, представители СМИ, избирательная комиссия, избиратели.
На следующем этапе дети пробуют себя в разных социальных ролях. Проводится самопрезентация кандидатов и ролевая игра «Теледебаты»
Цель 4 этапа реализации проекта - оформление зала для голосования и проведение предвыборной акции.
Определяющим стал 5 этап, который прошел в форме творческой игры «Выборы Правителя Сказочной Страны»
Цель данного этапа: обобщение представлений детей о процедуре демократических выборов.
На каждом этапе реализации проекта были использованы разнообразные методы и приемы работы.
Наиболее эффективным мы считаем метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Данный метод включает в себя:
- познавательные игры «Структура управления страной», «Знакомимся с Конституцией России»;
- дискуссии, например, при обсуждении законов сказочной страны;
- анализ жизненных ситуаций: «избиратель заболел», «может ли мама проголосовать за папу»
Для осознания необходимости законов мы использовали проблемные ситуации, например: представьте себе, что в обществе нет никаких законов, каждый человек делает то, что захочет, не учитывая интересы и права других людей. Сможет ли такое общество существовать? Почему не сможет?
При выстраивании логической цепочки этапов избирательной компании, определении участников выборов применяются элементы исследовательской деятельности.
Сюжетно-ролевые игры: «Сказочное государство», «Трон» и другие способствуют усвоению представлений о законах.
Используя проблемные задания художественно-образной направленности, предоставляем детям возможность получать новые знания, критически мыслить, выражать свое отношение к изучаемому материалу. Например, выпуск газеты (рисунки, коллаж, листовок группами поддержки и др.
Метод эмоционального воздействия, контрастного сопоставления используется при обсуждении качеств кандидата, например, Бармалей и Незнайка.
Проектная деятельность детей организуется при составлении книги законов Сказочной Страны, программы кандидатов, при организации межсемейных проектов.
С целью развития сотрудничества между детьми и родителями было предложено приготовить:
• самопрезентацию кандидатов;
• корреспондентам – вопросы к кандидатам и избирателям;
• избирателям – вопросы к кандидатам.
Для более полного представления о проекте предлагаю вам проиграть игру «Портрет депутата».
Вы знаете, что в депутаты должны избирать людей самых достойных, которые могут представлять интересы избирателей. Для этого депутат должен много знать и уметь, обладать определенными качествами. Вот над этим вы сейчас и подумайте. Задача каждой
микрогруппы - создать словесный портрет депутата. Каким должен быть, на ваш взгляд, представитель народа в законодательном органе власти, который
принимает законы, влияющие на жизнь многих людей? В конце работы мы все решим, чей портрет депутата получится наиболее удачным». Время для составления словесного портрета дается 15-20 минут.
После составления обобщенного портрета каждая микрогруппа представляет на обсуждение всех полученный портрет депутата.
В конце игры все вместе решают, чей портрет депутата получился наиболее удачным.
Итогом данного проекта стал выпуск газеты детского сада «Росинка» где все участники (педагоги, дети, родители) высказали свое отношение к знакомству дошкольников с избирательным правом.
Мы познакомились с организацией работы над проектом «Выборы Правителя Сказочной Страны». Мне бы хотелось с помощью приема неоконченных предложений услышать ваше отношение к проведенному мастер-классу.